lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
19 ноября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Экономика 

А у вас в квартире газ?

19.11.2012 "ЛГ:итоги недели". Виктор Страхов
// Экономика
Фото пресс-службы ООО «Газпром межрегионгаз Липецк»
Фото пресс-службы ООО «Газпром межрегионгаз Липецк»

Газификация всея Руси, и в том числе Липецкой области, с блеском проведённая в позднесоветские и в постсоветские времена крупнейшей российской монополией, в последнее время всё чаще становится источником многочисленных недоумений, споров, конфликтов. Почему?


Как получилось, что несомненное благо, избавившее миллионы россиян от необходимости добывать дрова, уголь, мазут и прочие энергоресурсы, некогда обязательные при отоплении деревенских изб и городских коттеджей, постепенно превращается во всё более обостряющуюся головную боль? С чего вдруг такая рутинная операция, как поверка и замена счётчиков, стала поводом для жестоких баталий между поставщиками и потребителями газа? И, наконец, удастся ли всем нам через пару лет начать жить по закону? Точнее, по Федеральному закону № 261 «Об энергосбережении и энергоэффективности…», которым предписывается газовикам и законопо­слушному народонаселению до 1 января 2015 года установить так называемые приборы учёта газа, сиречь счётчики, повсеместно.


Приблизительно таким был круг тем беседы за «круглым столом», проведённой по инициативе и на территории ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» на минувшей неделе. Её участниками стали как специалисты принимающей компании, так и Липецкоблгаза, регионального управления энергетики и тарифов, центра стандартизации и метрологии. Но не только. Вместе со специалистами в разговоре участвовали редакторы районных газет и корреспонденты областных СМИ. Ну а поскольку последние тоже люди и ничто человеческое, то бишь газовое, им не чуждо, то и дискуссия приобрела заинтересованный, а временами даже острый характер.


Как и предполагалось, темой № 1 стал девятый вал жалоб, захлестнувший в последние месяцы компанию «Газпром межрегионгаз Липецк», редакции газет и многочисленные контрольные службы. Несколько таких обращений, приведённых в весьма откровенном и подробном пресс-релизе, процитируем:


«Всегда платил по счётчику, и вдруг принесли квитанцию с большей суммой. Оказалось, перевели на норматив. Почему?»


«Зачем заставляют поверять (менять) счётчики и почему нас заранее об этом не предупреждают?»


«Чем вызваны большие сроки выполнения работ по замене счётчиков? Обязан ли абонент платить по нормативу после подачи заявления на замену счётчика?»


Словом, претензий масса. Очереди рассерженных абонентов, требующих немедленно заменить разучившиеся считать счётчики, выросли до астрономических размеров. Как признался заместитель генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» Эдуард Постников, поток клиентов в ряде филиалов возрос в несколько десятков раз. Но проблема, увы, быстро не решается. И этого следовало ожидать. Амбициозный план газификации, принятый в 2009 году, оказался излишне оптимистичным, и поэтому сроки реализации проекта пришлось сдвинуть с 1 января 2013 года на 1 января 2015-го. Выяснилось, что отечественная промышленность просто не в состоянии немедленно начать выпуск дефицитных приборов, и даже приглашение на рынок оч.умелых китайцев положения не спасёт.


Впрочем, о китайцах, что называется, к слову, вернёмся к липецким газовикам. Как рассказал Эдуард Постников, в общей сложности в области свыше 450 тысяч абонентов газовой службы, около 240 тысяч из них в своё время установили газовые счётчики, подавляющее большинство которых своевременно не поверялось. На 1 мая нынешнего года таковых было 96 тысяч. А отсюда и нынешний «снежный ком» заявок.


Растает ли он в обозримом будущем? «Кто виноват?» и «Что делать?», – задаются классическими русскими вопросами специалисты и признают: несмотря на то, что газовые вопросы в последнее время приобрели хронический характер, а ответы на них практически поставлены на поток, ситуация меняется очень медленно. И именно поэтому «Газпром межрегионгаз Липецк» намерен начать масштабную кампанию, целью которой станет форсирование установки и поверки счётчиков. Но сие не означает, что все работы структура возьмёт на себя. Позаботиться о собственных приборах должны сами владельцы счётчиков, которых в Липецкой области сегодня около 70 тысяч.


– В соответствии с действующим законодательством своевременная поверка счётчика – обязанность абонента, который должен следить за тем, чтобы межповерочный интервал прибора учёта не истёк, – подчеркнул заместитель генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» Эдуард Постников. – Более того, газоснабжающая организация не обязана уведомлять абонента о том, что истекает срок поверки установленного в его доме или квартире прибора учёта. Тем не менее в квитанциях по оплате газа, начиная с мая текущего года, публикуются напоминания о необходимости поверки счётчиков. Также подробные разъяснения на эту тему были даны в средствах массовой информации и на сайте компании.


По словам менеджера, прежде уже планировалось сделать поверку и, если это необходимо, замену счётчика предельно простой и безболезненной для потребителей. Был разработан план, оценены возможности районных газовых служб, занимающихся монтажом и демонтажом счётчиков. Эти возможности и стали своеобразным ориентиром для Межрегионгаза, направившего первые пять тысяч заказных писем своим абонентам, в которых владельцев счётчиков предупредили об истечении срока поверки приборов и предложили выполнить эти работы в чётко прописанные сроки. Однако реакции не последовало. Ни один из абонентов, как рассказал заместитель генерального директора, не написал заявления на поверку. Тогда забывчивых клиентов перевели на нормативы. И после этого, как отмечают специалисты, всё началось. Квитанции с весьма круглыми суммами вызвали шквал жалоб во все инстанции, включая газеты. Впрочем, самое активное участие в распространении информации приняло «сарафанное радио», и процесс, получив широкую огласку, стал неуправляемым. Поверять счётчики кинулись все поголовно, пришли даже те, кому о поверке пока нечего и думать. В итоге газовые службы захлебнулись.


– В некоторых райгазах, – уточняет заместитель генерального директора, главный инженер ОАО «Липецкоблгаз» Андрей Семёнов, – сегодня до двух тысяч заявлений на монтаж и демонтаж счётчиков, и наши работники просто не в состоянии все заявки выполнить. Причины просты. Во-первых, для таких операций нужны специалисты, имеющие допуск к газоопасным работам. А они заняты обслуживанием приоритетных аварийных и неаварийных заявок: как вы понимаете, газ – не вода, и его утечка может очень дорого обойтись. Во-вторых, у нас большой объём плановых работ, в том числе по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. В-третьих, нужно учитывать и сезонную загруженность, например осеннюю, когда наши службы готовятся к отопительному сезону, когда нужно каждый объект подключать к системе газоснабжения, а таких объектов очень много.


Отвечая на вопрос о том, почему для поверки и замены счётчиков не пополнить штаты газовых служб, Андрей Семёнов отметил, что нынешний аврал носит относительно краткосрочный характер, и набирать людей, чтобы в скором будущем их уволить, по меньшей мере, негуманно.


– Тем не менее, – заявил он, – мы стараемся решить проблему, анализируем загруженность райгазов и по возможности перебрасываем бригады из одного района в другой, организуем работы в выходные дни.


Впрочем, не меньше вопросов, чем национальные особенности поверки и установки счётчиков, у журналистов вызвали и региональные особенности исчисления нормативов. Отмечалось, в частности, что нормальному человеку крайне сложно понять, почему отопление он должен оплачивать не только в январскую стужу, но и в июльское пекло. При этом, как отметил сотрудник одного из телеканалов, круглогодичная плата за отопление – скорее исключение из правил, чем правило. Например, в соседнем Воронеже действуют дифференцированные нормы, то есть летом нормативные начисления за отопление составляют 1 кубометр на квадратный метр, а зимой 12. В Волгограде вообще в летние месяцы норматив на отопление нулевой. У нас же круглый год 7 кубометров. Почему, интересовались журналисты.


– Потому что регионы не привели своё законодательство в соответствие с федеральным, – парировал начальник отдела управления энергетики и тарифов Липецкой области Геннадий Фёдоров, – но они тоже к этому придут.


Впрочем, нормативы, по его словам, в любом случае должны уйти в прошлое, платить за энергоресурсы по приборам учёта считается правильным во всём мире. Это, полагает он, цивилизованный подход. Что же касается квитанций, то как ещё стимулировать потребителя к установке счётчиков, если не высокими нормативами.


– Это необходимо, если мы хотим жить в богатом государстве, – подчеркнул чиновник. – Государство абсолютно правильно делает, стимулируя потребителя к установке приборов учёта. Бесконтрольное потребление энергоресурсов богаче государство не сделает.


– Действительно, трудно возразить, – согласны и представители пресс-центра газовой службы, – однако всё равно думается, что жители «неправильных» регионов находятся в более выгодном положении, чем наши земляки. Никто не спорит с тем, что законы надо исполнять, но ведь надо учитывать и платёжеспособность провинциального населения. Возможно, именно по этой причине некоторые регионы не стали торопиться с введением «универсальных» норм, чтобы до 2015 года безболезненно для людей снять вопросы по «оприбориванию».


При этом в пресс-релизе отмечается, что есть и хорошие новости. Проанализировав не совсем штатное развитие поверочной ситуации, газовики решили вернуть управление процессом в свои руки и избавиться от нездорового ажиотажа с очередями и нормативами. В частности, разрабатывается программа, которая позволит газовикам в квитанции уведомлять абонента об истечении срока поверки счётчика. Предполагается, что абонент сможет сдать счётчик на поверку до истечения межповерочного интервала, и в таком случае оплачивать отопление и работу других приборов он будет не по нормативу, а по среднемесячному потреблению газа. Подчёркивается также, что счётчики, прошедшие поверку и признанные исправными, тоже дают право своим владельцам рассчитывать на проведение перерасчёта.


Впрочем, все эти инициативы не избавляют счастливых обладателей газовых счётчиков от необходимости самостоятельно следить за ними и неукоснительно доставлять на поверку. А вот как это сделать? Вооружиться газовыми ключами и, свинтив оборудование, отправиться с ним к специалистам? Вы представляете бабушку с газовым ключом? Я не очень. И не только бабушку, но и того же педагога с гуманитарным образованием. Ему что делать? Искать волонтёров? Но не слоняются они по деревенским улицам и не вопят вместе с первыми петухами: «Лужу, паяю, счётчики поверяю». Эту проблему тоже надо решать. И, понятно, не бабушкам.


Ещё одна не менее острая проблема – люди, не имеющие счётчиков. Почему-то принято считать, что нормативщиков всё устраивает, что норматив – это их сознательный выбор. Возможно, так всё действительно и было. Но только до тех пор, пока газовые нормативы и расходы обладателей счётчиков при прочих равных условиях были приблизительно сопоставимы друг с другом. А вот будет ли устраивать сегодня, когда выяснилось, что для обладателя счётчика перевод на норматив – это своеобразный штраф за невнимательность. Большой вопрос. И очень скоро он, судя по всему, станет не менее острым. «Сарафанное радио» постарается. И как же быть? Согласиться с тем, что введённые 1 июля новые газовые нормативы абсолютно логичны и вполне соответствуют газовым аппетитам подавляющего большинства газовых абонентов? Но простите, если они не устраивают продвинутых пользователей, то почему должны устраивать деревенских жителей? Почему правительство, приняв новые тарифы, обрекло значительную часть населения (в регионе 47 процентов нормативщиков) на бессмысленные и неоправданные расходы? .


Памятка


В соответствии с п. 22 «б» поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учёта газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки.


Расчёт платы в период с момента монтажа поверенного счётчика и до его пломбировки проводится:


- если прибор учёта был демонтирован до истечения срока поверки и установлен до окончания указанного срока, начисление платы за газ проводится по среднемесячному потреблению абонента;


- если прибор учёта был демонтирован после истечения срока поверки, начисление платы за газ проводится по нормативам потребления.


Если в предусмотренные законодательством сроки сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» не успевают провести пломбировку счётчика, расчёт платы за газ по показаниям прибора учёта ведётся с момента установки счётчика.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх