lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
15 ноября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Красавица. Народная…

15.11.2012 "Регион.Вести". Александр ГРИШАЕВ
// Культура

Встреча с игрушкой возвращает нас в далекое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков, бабушек и дедушек и наше собственное. В каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: отцовская опека и материнская забота. Или же умелая рука и высокий вкус настоящего мастера-игрушечника. В самой малой такой вещице может скрываться большой смысл и великая красота.


Пожалуй, самыми распространенными в русском народе игрушками стали фигурки из глины. Благодаря стараниям энтузиастов – современных самобытных мастеров – древнее искусство удалось сохранить в нескольких районах нашей области. С одной из таких мастериц мы познакомились в селе Троицкое Липецкого района, где не так давно появился Центр романовской игрушки – традиционного для этих мест промысла.


С глиной Ольга Волокитина, начальник отдела декоративно-прикладного искусства центра, «подружилась» еще в детстве, а точнее, в пятом классе. В Троицкой школе организовали кружок романовской игрушки, который вел уже тогда известный на всю страну мастер Виктор Маркин. Мастер-классы для троицких ребят проводил и подлинный хранитель традиций глиняного промысла Иван Гунькин. Благодаря им Ольга не только познакомилась с основами гончарного искусства, но и освоила основные приемы лепки и росписи романовской игрушки, которая стала для нее делом всей жизни.


Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки прост: смешать глину с водой, размять, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера свои премудрости и неповторимый почерк.


– Современный мастер должен не просто владеть определенными навыками и приемами работы, а быть искусствоведом, педагогом, способным передать свои знания и секреты. Поэтому, для того чтобы получить признание специалистов и коллекционеров, нужно серьезно заниматься этим как минимум пять, а лучше десять лет, – говорит мастерица.


Сама она не расстается с глиной уже около двух десятилетий. После кружка были годы учебы на художественно-графическом факультете Липецкого педуниверситета. Ее дипломная работа была посвящена изучению истории города Романова и реконструкции найденных в его окрестностях образцов старых игрушек. Работая по специальности в родной школе, Ольга создала в ней уже свой кружок «Волшебная глина» и разработала одноименную авторскую образовательную программу. За шесть лет азы лепки и росписи игрушки освоили более 500 человек – и детей, и взрослых. Да и сама Волокитина не раз завоевывала титул лучшей в стране мастерицы. Ее работы хранятся в фондах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге. А в 2007 году Волокитина была удостоена почетного звания «Народный мастер России».


– Обычно такое звание дают возрастным мастерам, – рассказывает Ольга. – Когда я и две мои коллеги и подруги Настя Короленко и Снежана Ильина подавали документы в комиссию по его присуждению – увесистые папки с дипломами различных конкурсов и коллекциями работ, нас предупредили: «Девчонки, вы еще слишком молоды». (Ольге тогда было всего 25 лет – авт.) Но звания мы получили все вместе и с первого раза.


И все-таки лучшей наградой для мастерицы стали победы ее учеников на самых престижных конкурсах и фестивалях. Так, в нынешнем году ученица Волокитиной Яна Харина получила серебряную медаль в номинации «Сохранение народных художественных ремесел» на Всероссийских молодежных Дельфийских играх.


– Сегодня часто можно услышать, что детей и подростков трудно увлечь творчеством, – говорит Волокитина. – Но сложнее убедить их придерживаться народной традиции. Понятно, что яркие вещи с множеством деталей лучше продаются, и соблазн пойти на поводу у покупателя очень велик. Но одно дело – сделать оригинальный сувенир по народным мотивам в подарок друзьям, другое – заняться изготовлением «попсы» под видом старинного промысла. Настоящий мастер не позволит себе такого.


Похоже, что еще один настоящий мастер подрастает сегодня в семье Ольги. Любовь к романовской игрушке, истории и культуре своей малой родины ей удалось передать сыну. Восьмилетний Илья с интересом лепит романовских кавалеров и барышень. Так же, как и десятки живущих в Троицком, Ленино и Падах мальчишек и девчонок, с удовольствием посещающих Центр романовской игрушки, изучающих и перенимающих опыт и мудрость многих поколений мастеров-игрушечников. Старинный промысел здесь, как и 200 лет назад, жив. Ведь одно дело – покупать игрушки детям, и совсем другое – мастерить самим, передавая через них теплоту человеческих рук и души.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх