lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 ноября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

Школьное питание – дело тонкое, однако... (фоторепортаж)

12.11.2012 "ЛГ:итоги недели". Евгения ИОНОВА, Александр ЮШКОВ (фото), Павел ОСТРЯКОВ (фото)
// Образование

Современные специалисты утверждают: две трети полезных веществ ученики должны получать через пищу в школьных столовых и лишь одну треть – дома. И не из-за корпоративной вредности эти данные сегодня озвучиваются – дети всё больше времени проводят в стенах школы, где по закону их должны обеспечить двухразовым горячим питанием


Фоторепортаж


В ногу со временем. Или на шаг впереди


В Липецком профессиональном училище № 3 прошёл семинар на тему «Современные требования к организации школьного питания». Директора школ или их представители, повара и специалисты отделов образования из районов области собрались на базе региональной стажировочной площадки, коей и является третье ПУ, чтобы не только обсудить волнующие всех вопросы, но и, так сказать, пройти трёхдневные курсы повышения квалификации. К слову, если повара только обучались работе на новом оборудовании для школьных столовых, то директора учебных заведений по окончании семинара сдавали своеобразный экзамен, чтобы получить сертификат на право работать в новых условиях.


Для Людмилы Токмаковой – повара из первого лицея Добринки – и Оксаны Александровны Илюхиной – её коллеги из гимназии села Плавица всё того же Добринского района – новая чудо-техника новинкой вовсе не оказалась. Нечто подобное поступило в их школы этим летом. И повара уже вовсю готовят в пароконвекторных машинах. Только вот говорят, что некоторых тонкостей ещё не понимают. Вот и приехали в Липецк – так сказать, повышать свой профессиональный уровень.


– В нашем лицее похожее оборудование уже есть – летом получили, – рассказывает Людмила Михайловна. – Мы кормим почти семьсот детей, как в самом лицее, так и в филиале. Продукты и полуфабрикаты получаем из общепита, а готовим сами. Например, макароны варим по старинке – в кастрюлях на плите. А теперь вот нас научат, как это можно делать в новых шкафах. Говорят, будет намного быстрее.


– У нас 96 процентов детей охвачено двухразовым горячим питанием, – подключается заместитель директора добринского лицея по воспитательной работе, курирующая вопросы организации питания, Ирина Юрьевна Ростовцева. – На нашей базе, кстати, готовят еду и для двух начальных школ райцентра. Новое оборудование, на мой взгляд, не только сохраняет вкусовые качества продуктов, но и влияет на условия работы самих поваров – они могут за меньшее время приготовить больше еды лучшего качества.


В гимназии Плавицы учатся порядка пятисот ребятишек. И почти все заходят в столовую – ведь большинство овощей и фруктов, что кушают ребята на переменах, выращены их собственными руками на приусадебных участках и огородах.


– Мы уже многое умеем делать на новых машинах. Они очень удобные – можно приготовить разные блюда, а запахи при этом не перемешаются, – делится впечатлением Оксана Илюхина. – Практически каждую перемену к нам в столовую приходят ученики. Кстати, я сама оканчивала эту школу и помню, что раньше в основном мы обходились перекусами, мама давала 30 копеек, и мы покупали себе булочки или пирожки. А сегодня, мне кажется, мы кормим деток очень вкусно. Мы стараемся. Да к тому же и трое моих детей – ученики гимназии, так что всех кормлю как своих.


– Пароконвектомат, на котором мы обучаем школьных поваров, пока единственный в области. Надеемся, что скоро такая машина появится во всех школах региона. Поэтому повара должны немного опережать время и учиться работать на технике, которая только ещё на подходе к школе, – считает старший мастер ПУ № 3 и семинарный учитель школьных поваров Нина Васильевна Чуканова. – Наша машина работает в четырёх режимах – это очень удобно. Здесь можно делать почти всё, при этом одновременно, но при условии, что блюда готовятся при одинаковой температуре. Пароконвектор очень трудолюбивый и вместительный: за 10 минут можно приготовить 200 порций тефтелей, то есть 800 штук. Кстати, подобную технику закупают многие рестораны и кафе Липецка и области. Ещё одно преимущество этой техники – она родом из Чувашии, то есть всё меню прописано на русском языке.


– На укрепление материально-технической базы муниципальных школьных столовых из федерального и регионального бюджетов в виде субсидий выделено более 65 миллионов рублей, – рассказал первый заместитель начальника управления образования и науки Липецкой области Сергей Николаевич Косарев. – Почти половина из них пошла в Елец. И мы не только закупали новое оборудование, но и ремонтировали сами столовые. Ведь правильно организуя питание наших детей, мы «работаем» на их здоровье, потому что только 20 процентов школьников, по последним статистическим данным, считаются относительно здоровыми.


Вопросы не по гамлетовскому счёту


К самому процессу кормления учеников у общественности и специалистов много вопросов. Как кормить? Чем кормить? Кому кормить? Кого кормить? Сколько кормить?.. И продолжать можно, наверное, ещё долго. Исходя их моего личного соцопроса, могу сделать некоторые выводы. Во-первых, желание и нежелание есть в школе зависит от возраста ученика. Примерно лет до одиннадцати дети есть в школе не хотят – им не нравится всё. А родителям претит, например, то, что в их ребят всовывают различные йогурты, которые вместо полезных бактерий изобилуют консервантами. А уже с двенадцати лет и старше ученикам всё равно что есть – главное просто перекусить, Стремительно растущий организм и гормональные взрывы уже не дают возможности кому-либо манерничать и капризничать – тут уже и столовская котлета сойдёт практически за деликатес. Во-вторых, избалованность, как детей, так и их родителей, также влияет на количество едоков в школьной столовой. В-третьих, в дилемме, давать или не давать ребёнку деньги на питание, матери и отцы частенько склоняются в пользу последнего, аргументируя своё решение недоверием к самой образовательной системе: мол, ничего хорошего и от школьной столовой ждать не приходится. И в-четвёртых, родители, чьи чада учатся во вторую смену, просто не понимают целесо­образности школьного обеда.


– У нас это выглядит так, – рассказывает об «особенностях» питания школьников Надежда Александровна Березнева, главный бухгалтер гимназии села Боринское, что в Липецком районе. – Вместе с начальной школой у нас обучается 721 ребёнок. Детей, кстати, мы возим также и из 12 окрестных сёл и деревень. Завтракают у нас все, а вот обедают чуть поменьше – 85 процентов учеников. Дети, занимающиеся в первой смене, кушают два раза, как и положено, – с утра и в обед. А те, кто приходит во вторую смену, после первого урока идут на обед, а ещё через три урока – на ужин, только в этом случае их обед расценивается как завтрак, а ужин – это уже полноценный обед с тремя видами блюд. При этом завтраки у нас для всех бесплатные, а за обед родители доплачивают по 19 рублей в день (это к 11 рублям из федерального бюджета). Льготники обедают бесплатно.


Нынешним летом столовую Боринской гимназии капитально отремонтировали и переоборудовали. В рамках проекта модернизации системы общего образования и реализации региональной целевой программы «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области на 2012-2015 годы» из федерального и районного бюджетов только на ремонт было выделено около 600 тысяч рублей. Закупка нового оборудования обошлась почти в два раза дороже – в более чем 1 миллион 100 тысяч рублей.


Шеф-повар гимназии Светлана Панфёрова с гордостью демонстрирует новый пароконвектомат. Говорит, что за все 30 лет работы в сфере общепита и 13 – в школьной столовой такого ещё не видела.


– Быстро и очень вкусно в нём можно приготовить сразу несколько блюд, – улыбается Светлана Сергеевна. – И при этом ничего и никогда не пригорит. Летом нам эту печь привезли, научили нас на ней работать, мы и не отходим от неё – так она нам пришлась по душе.


Коллега Светланы Сергеевны Раиса Лисова специально повела нас в соседнее с кухней помещение, чтобы показать ещё одно чудо техники – посудомоечную машину.


– Не боитесь, что машина вас скоро заменит? – спрашиваю Раису Васильевну.


– Да что вы, – смеётся. – Что может заменить человеческие руки и душу? Да к тому же она нам в помощь, мы всё равно моем большую часть посуды вручную.


Мы приехали в гимназию под самый занавес осенних каникул, поэтому желаемой толпы жующих учеников не встретили. Но и те, кого застали во время обеда, были довольны тем, что им поставили на стол. И перед началом трапезы ребята прокричали традиционный речитатив, так любимый всеми, кто бывал в пионерских лагерях: «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно кушать нам!».


Модернизация системы школьного питания пока никак не влияет на саму структуру организации питания. То есть где-то как были, так и остаются «полноприводные» столовые, в Липецке и Ельце учреждения среднего и общего образования сотрудничают с комбинатом питания. Но, так или иначе, содержать или не содержать поваров как штатных «единиц» – зависит как от воли директоров школ и всего педагогического коллектива, так и от возможностей муниципалитетов. Да и рынок поставщиков продуктов питания, мягко скажем, желает быть лучшим.


– Как бы мы ни хотели, но нам придётся рассматривать вопрос о вхождении школы в систему товарно-денежных отношений. Ведь питание у нас возмездное. А за приобретённый товар по закону нужно получать на руки чек, по которому (в случае чего) можно предъявить претензии за оказание некачественных услуг. Но это только размышление, так сказать, тема для обсуждения, – подчеркнул Сергей Николаевич Косарев.


– Школа всё-таки бюджетное учреждение, – считает Надежда Березнева. – У нас с каждым родителем заключён договор на платное питание. И в нём прописаны права и обязанности каждого, в том числе и то, кто и как часто осуществляет контроль за качеством приготовленной нами еды. И пока никто ещё претензии не предъявлял.


Сейчас в разных районах области двухразовое горячее питание получают от 17 до 95 процентов учеников. К 2015 году планируется, что все школьники региона будут два раза в день кушать в школах. И получать при этом только положительные эмоции и полезную, а самое главное – здоровую пищу. .

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 14 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Афиша


// Культура

Кооперации нужны новые законы

Сергей Банных
// Сельское хозяйство

Марафон культуры шагает по региону

Сергей Банных
// Культура

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх