lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 ноября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

«Классные» учителя для рабочего класса

02.11.2012 "Молодежный вестник". Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Образование
Фото Н. ЧЕРКАСОВА
Фото Н. ЧЕРКАСОВАФото из архива героиниФото из архива лицея

– В системе начального профессионального образования я преподаю математику уже 45 лет. Приглашали в школу – не пошла. Только с «рабочим классом» мне по-настоящему интересно, – утверждает заслуженный учитель России Зоя Михайловна Яковенко, педагог липецкого профессионального лицея № 10.


ТОЛЬКО ВМЕСТЕ


– Самое сложное – завоевать авторитет у детей, – уверена моя собеседница. – Первое время приходится долго работать над успеваемостью и дисциплиной. Ведь многие думают, что в училище и делать ничего не надо. Но когда сталкиваются с нашими требованиями, меняют отношение к учебе. Сейчас ученики такие обидчивые, раздражительные – слова не скажи! Я всегда им говорю: «Ребята, без вас я – никто, а вместе мы горы свернем!» Даже генеральную уборку делаем сообща. При таком отношении и слабые ученики начинают работать.


А вообще все они – большие изобретатели, правда, иногда их затеи доходят до смешного. Лично я была свидетелем такого случая. В училище сдавали устные испытания по предметам – ребята тянули билеты и отвечали по ним. И вот на экзамене наблюдаю следующее: на каждом вновь вошедшем ученике один и тот же костюм! Сначала думала, что показалось, затем пригляделась – точно: одному рукава коротки, другому длинны. Зайдут, прилягут на парту и начинают писать. Потом слышу: работает передатчик. В итоге оказалось, что они в рукав пиджака спрятали наушник, а ответы диктовали друг другу из медицинского кабинета. Вот такой экзамен с техсредствами у нас получился!


– В системе НПО работаю сорок лет, – включается в разговор преподаватель информатики Тамара Семеновна Иванилова, тоже заслуженный учитель России. – Раньше преподавала в 26-м ПТУ, затем пришла сюда. Когда начинала свою карьеру в 10-м лицее, информатика еще не была школьным предметом и вести «Основы программирования и вычислительной техники» приходилось с нуля. В 1987 году я привезла из Павловского Посада вошедшие тогда в моду советские компьютеры БК0010. Клавиатура неудобная, объем памяти всего 16 килобайт, но именно на них мы и начали работу. Это был второй в области компьютерный кабинет. Постепенно оборудование совершенствовалось, появились новые модели. Уже в 2005-м мы с ребятами создали первый сайт нашего учреждения.


Меня очень удивляет, когда ученики, приходя на занятия, спрашивают: «Сколько нужно сделать на «тройку»?» Откуда такая заниженная самооценка? Я всегда говорю: профильные предметы вы должны знать хотя бы на «хорошо», и мы вам в этом поможем. Ежегодно проводим и декады информатики, к которым ученики готовят презентацию «Моя профессия», и внутрилицейские олимпиады. Мне уже давно пора на пенсию, но без работы жить не смогу. Общение с ребятами – большая ценность, поэтому, пока силы есть, буду трудиться.


НЕПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ


– В лицей пришла сразу после университета, в 2006-м, – рассказывает учитель русского языка и литературы Ольга Сергеевна Телегузова. – Старшие коллеги сразу приняли меня в коллектив. А вот с детьми было сложнее, ведь большинство из них нацелено на изучение спепцпредметов, а к общеобразовательным относится свысока. Здесь важно показать свое серьезное отношение к предмету, тогда и ученики будут его воспринимать так же.


Ольга Сергеевна активно занимается и внеклассной работой: ведет в лицее кружок восточных танцев. В прош- лом году вместе со своей студенткой участвовала в областном фестивале учеников и работников учреждений НПО, где в номинации «Эстрадный танец» заняла III место. А в 2012-м подготовила ученицу Лидию Попову к областному детскому конкурсу «Мой Пушкин». В номинации «Поэзия» девушка стала бронзовым призером. Кстати, в конкурсе участвовали и педагоги. Моя собеседница оказалась лучшей в номинации «Презентация».


А вот преподаватель истории Ольга Анатольевна Лобова пришла в лицей после двухлетней работы в школе.


– Поначалу было непросто привык- нуть к языку детей, – вспоминает она. – Лихие девяностые воспитали у них бандитские замашки, и порой в одни и те же слова мы вкладывали разный смысл. «Как не стыдно себя так вести! Вы же мужики!» – однажды сказала я им. «Мужики землю в огороде пашут», – дерзко ответили ребята. Но после того как «проверка на прочность» была пройдена, наши отношения наладились. С особой теплотой вспоминаю своих любимчиков из группы 96-10. Однажды они принесли мне коробку конфет, на которой каждый расписался. Помню, я долго ее хранила. Такое внимание подростков гораздо приятнее самых дорогих подарков.


Мою собеседницу очень беспокоит отсутствие у детей полной информации о рабочих специальностях:


– К сожалению, наши студенты не всегда ориентированы на выбор рабочей профессии. В этой ситуации важна помощь родителей, старших товарищей. Что подростки знают о деятельности сварщика или токаря? Ничего конкретного, потому что школам не всегда хватает времени на грамотную профориентацию. Так что первый год для наших воспитанников – «пробный шар». Уже на старших курсах они начинают понимать, чего хотят. Продолжают обучение в вузах, и даже ЕГЭ их не останавливает. Очень важно помочь ребенку выбрать верный путь. При правильном подходе бывший хулиган уже через несколько месяцев учебы может вести лицейские мероприятия.


ОБМЕН ОПЫТОМ


Что и говорить, коллектив лицея – это целая палитра ярких личностей! За опытными учителями – мудрость, знание методики преподавания. Преимущество молодежи – компьютерная грамотность. Информационные технологии сегодня вещь необходимая, и молодые педагоги охотно делятся знаниями со старшими наставниками. Такое вот взаимовыгодное сотрудничество.


Большая помощь лицею – ежегодный проект «Профессиональная оценка», организованный НЛМК. Участвуют в нем и педагоги, и мастера производственного обучения – всего до полусотни человек. По результатам рейтинга в течение следующего года они получают надбавку к зарплате от двух до семи тысяч рублей. Учебный процесс здесь тоже на месте не стоит: проводятся и предметные декады, и внеклассные мероприятия, и праздничные концерты. Ежегодно проходит ученическая научно-практическая конференция. Лицеисты – постоянные участники самых разных олимпиад, в том числе и всероссийских. В этом году во всероссийской олимпиаде от лицея участвовали электромонтер и токарь. Призовых мест не заняли, но обязательно получат призы от комбината.


– Учеба в лицее – это уверенность в будущем, – делится первокурсник Федор Маликов. – Здесь замечательные преподаватели, интересная внеклассная жизнь. А работа на НЛМК и достойная зарплата – хороший стимул для занятий. Пришел сюда по совету дедушки, который долгое время трудился электриком на заводе. А я хочу стать оператором токарного производства.


– А я оказалась в лицее после металлургического колледжа, – рассказывает Галина Холодкова, – до этого получила специальность «Машинист котлов» в 19-м училище. Теперь мечтаю отучиться и пойти работать на НЛМК крановщицей. Надеюсь, так и будет!


Блиц-опрос


– Каковы, на ваш взгляд, главные качества педагога?


Тамара Семеновна Иванилова:


– Терпение, разумная строгость и требовательность, доброта.


Ольга Сергеевна Телегузова:


– Терпение, ответственность, творческое начало.


Зоя Михайловна Яковенко:


– Любовь к детям, искренность и неравнодушие.


– Какие черты характера вам особенно приятно встречать в учениках?


Тамара Семеновна Иванилова:


– Порядочность, человечность и добросовестность.


Ольга Сергеевна Телегузова:


– Способность к размышлению, ответственность, уважение к окружающим.


Зоя Михайловна Яковенко:


– Дисциплинированность, воспитанность и доброту.


– Три главных закона учительской профессии...


Тамара Семеновна Иванилова:


– Во-первых, надо уметь грамотно общаться с ребятами: не заигрывать с ними, а учить относиться к учебе, как к работе. Во-вторых, необходимо требовать от учеников знания материала, который объяснял сам. И, конечно же, обладая широким кругозором, рассказывать о сложных вещах простым языком.


Ольга Сергеевна Телегузова:


– Не следует предъявлять к ученику требований, которых не предъявляешь к себе. Надо относиться к ребятам с пониманием, но не допускать панибратства. И обязательно строить занятия с учетом их интересов.


Зоя Михайловна Яковенко:


– Важно знать и любить свой предмет, уметь донести его до учеников и быть для своих воспитанников старшим товарищем.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх