lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 октября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Экономика 

Сделка под контролем

26.10.2012 "Липецкая газета". Лидия Иванова
// Экономика


Изменения, внесенные в налоговое законодательство с 1 января 2012 года, существенно затронули деятельность многих субъектов экономики. Новый раздел Налогового кодекса Российской Федерации ввел ряд норм, направленных на регулирование ценообразования сделок, заключаемых между различными юридическими и физическими лицами.


Сегодня о трансфертном ценообразовании мы беседуем с заместителем руководителя управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области Сергеем Зиновьевым.


— Сергей Валерьевич, в чем же основная суть нововведений?


— Во-первых, определен перечень сделок, по которым может быть осуществлен налоговый контроль. Во-вторых, детализированы полномочия налоговых органов по контролю над ценами.


Изменения затронули в основном предприятия среднего и крупного бизнеса, так как большинство критериев контролируемых сделок, определенных законодателем, характерны для фирм с развитой организационной структурой и соответствующим объемом совершаемых сделок.


Несмотря на то, что экономический смысл новшеств — регулирование ценообразования в сфере крупного бизнеса, эти положения могут коснуться также субъектов малого предпринимательства, поскольку установлены относительно невысокие количественные критерии сделок, подпадающих под понятие «контролируемые».


— Так что же означает понятие «контролируемые сделки»?


— Под контролируемыми сделками понимаются сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки. При этом основания для признания лиц взаимозависимыми не претерпели значительных изменений. Основополагающим по-прежнему является принцип участия в организациях прямым или косвенным образом юридических или физических лиц, которые могут оказывать влияние на условия и результаты их деятельности.


Что касается сделок, совершенных не взаимозависимыми лицами, но приравненных к ним для целей налогового контроля над ценообразованием, то надо отметить, что законодатель расширил перечень таких сделок. К их числу, согласно новому порядку, будут относиться следующие.


Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, в том числе совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершаемых с участием посредников, не признаваемых взаимозависимыми, при условии, что последние не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом; не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (работ, услуг).


Внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли, если общая сумма доходов по ним превышает 60 миллионов рублей за календарный год и предметом сделки являются: нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни.


Сделки с резидентами юрисдикций, внесенных Минфином в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), если общая сумма доходов по ним превышает 60 миллионов рублей за календарный год.


Сделки между налогоплательщиками, зарегистрированными на территории России, признаются контролируемыми в случаях, если общая сумма доходов по ним превышает 3 миллиарда рублей за календарный год в 2012 году, 2 миллиарда рублей — в 2013-м и один миллиард в каждом последующем году; 100 миллионов рублей, если за каждый календарный год, начиная с 2014-го, одна из сторон сделки применяет спецрежим в виде ЕНВД или ЕСХН; 60 миллионов за каждый календарный год, начиная с 2014-го, если одна из сторон сделки не признается плательщиком налога на прибыль или применяет нулевую ставку, или уплачивает НДПИ и предметом сделки являются полезные ископаемые, или является резидентом особой экономической зоны. В 2012 году общая сумма доходов по таким сделкам, кроме сделок с участием резидента особой экономической зоны, для признания их контролируемыми, должна превышать 100 миллионов рублей, а в 2013 году — 80 миллионов.


— Какова цель нового налогового контроля над ценами?


— Основная цель для налоговых органов — это, в случае отклонения установленных сторонами сделки цен от рыночных, право в рамках регламентированных процедур определять иные цены и доначислять налог. Под иными ценами понимаются рыночные цены, рассчитанные по методам, установленным главой 14 НК РФ.


— Каким образом и кем будет устанавливаться реальная рыночная цена?


— Определение рыночной стоимости является сложной задачей как на теоретическом, так и на практическом уровне, а методология трансфертного ценообразования, вырабатываемая в течение многих лет, достигла высокой степени сложности.


Налоговый кодекс предлагает несколько путей решения этого вопроса — устанавливает методы определения доходов для целей налогообложения. Это метод сопоставимых рыночных цен, метод последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли. Оптимальным, как и в мировой практике, признается метод сопоставимых рыночных цен. Суть его в том, что цена товаров по контролируемым сделкам сравнивается с ценой аналогичных товаров по сопоставимым сделкам.


— Сергей Валерьевич, но ведь налоговый контроль над ценой сделки существовал и ранее.


— Конечно, до января 2012 года трансфертное ценообразование регулировалось статьей 40 Налогового кодекса. Согласно данной норме инспекторы, прежде всего, были вправе проверить правильность применения цен в целях налогообложения, если стороны сделки являются взаимозависимыми лицами в соответствии со статьей 20 Кодекса.


Однако помимо этого к числу операций, требующих особого внимания налоговиков, относились товарообменные сделки, внешнеторговые операции и сделки, цена которых более чем на 20 процентов отклоняется как в сторону повышения, так и в сторону понижения от уровня цен, примененных самим налогоплательщиком в течение непродолжительного периода времени.


Теперь законодатель учел проблемы применения данного вида налогового контроля и усовершенствовал его посредством введения ряда норм. Во-первых, пунктом 10 статьи 105.14 НК РФ предоставляется возможность признания любой сделки контролируемой в судебном порядке. Устанавливая критерии контролируемых сделок, законодатель одновременно снял все ограничения, предоставив суду возможность признания любой сделки контролируемой на основании субъективных оценок. Кроме того, установлена процедура уведомления о контролируемых сделках, а также регламентирован порядок осуществления налогового контроля над ними.


Вместе с тем отмечу, что статьи 20 и 40 из Кодекса при этом не исключаются. Их положения будут применяться в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль признаны до 1 января 2012 года. Новый порядок распространяется на доходы и расходы, учтенные, начиная с 1 января 2012 года. При этом дата заключения самой сделки значения не имеет.


— А есть ли исключения, когда сделка не признается контролируемой, хотя формально может отвечать установленным признакам?


— Законом предусмотрен ряд исключений, когда сделка не признается контролируемой. Это касается сделок между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, а также между лицами, зарегистрированными в одном субъекте Федерации, которые не имеют обособ­ленных подразделений в других регионах или за рубежом, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных территорий, не имеют убытков, учитываемых в целях налогообложения прибыли (при условии, что в сделке не участвуют плательщики ЕНВД, ЕСХН или НДПИ, а также резиденты ОЭЗ).


— Существует ли форма отчетности для налогоплательщиков, заключающих сделки в крупных размерах, и предусматривает ли законодательство предварительное согласование с налоговыми органами уровня цен на предполагаемые сделки?


— В настоящее время утверждена форма уведомления о контролируемых сделках и порядок ее заполнения в бумажном и электронном виде. Его будут обязаны подавать в налоговые органы в срок до 20 мая 2013 года налогоплательщики, которые совершали в этом году сделки, подпадающие под понятие контролируемых.


Хочу добавить, что Федеральной налоговой службой доработано программное обеспечение «Налогоплательщик ЮЛ», где реализована возможность формирования файла в формате передачи данных уведомления о контролируемых сделках (КНД 1110025) и возможность формирования машинно-ориентированной формы с двумерным штрих-кодом. Данные изменения выложены на интернет-сайте ФНС России по адресу http://www.nalog.ru.


В то же время законом предусмотрена возможность заключения такого документа, как соглашение о ценообразовании для целей налогообложения. Он представляет собой соглашение между налогоплательщиком и налоговым органом о порядке определения цен и применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения. При подаче заявления о заключении соглашения взимается государственная пошлина в размере полтора миллиона рублей.


Основными преимуществами заключения соглашения для налогоплательщика являются следующие:


— если налогоплательщиком были соблюдены условия соглашения, налоговые органы не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым (или методы их определения) были определены в соглашении;


— в случае заключения соглашения о ценообразовании налогоплательщик освобождается от обязанности подготовки документации по трансфертному ценообразованию для целей обоснования соответствия применяемых цен рыночному уровню в отношении тех контролируемых сделок, которые покрываются соглашением.


— Сергей Валерьевич, как вы считаете, возможны ли проблемы, с которыми могут столкнуться налогоплательщики в рамках взаимодействия с налоговыми органами при осуществлении ими налогового контроля по контролируемым сделкам?


— Необходимо отметить, что система трансфертного ценообразования подра­зумевает высокий уровень организации информационных потоков, хорошо спланированную постановку управленческого, бухгалтерского и налогового учетов, что, в свою очередь, предполагает наличие эффективной организационной структуры управления предприятием. Таким образом, нововведения должны положительно повлиять на предпринимательскую деятельность субъектов экономики и стать дополнительным стимулом для построения эффективных систем управления.


Кроме того, единые правила трансфертного ценообразования позволят избежать двойного налогообложения и снизить вероятность споров между налоговыми органами разных государств. В конечном итоге понимание и соблюдение правил игры позволит компаниям долгосрочно планировать свою деятельность на рынках различных государств с минимальными налоговыми рисками.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 17 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Глоток свежего воздуха

Максим Ионов
// Общество

Выбирая жизненный путь


// Образование

Ключи от новой жизни

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

На родной земле

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Полёт и пролёт

Дмитрий Ржевский // Спорт



  Вверх