lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
15 октября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Иллюстрация = произведение искусства

15.10.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ, Александр ЮШКОВ (фото)
// Культура
Елизавета Бём. Силуэт к рассказу «Свидание»
Елизавета Бём. Силуэт к рассказу «Свидание»Е.Д. Боровский. «Инсаров». Иллюстрация к роману «Накануне»К.П. Боклевский. «Феничка». Иллюстрация к роману «Отцы и дети»Б.А. Диодоров. Иллюстрация к книге «Песнь души». Рассказ «Живые мощи»Л.И. Курнаков. Иллюстрация к повести «Степной король Лир»

В Липецкой областной картинной галерее экспонируется выставка иллюстраций к произведениям Ивана Сергеевича Тургенева «Как я люблю тот вымысел прекрасный…». Фонды Государственного мемориального и природного музея-заповедника «Спасское-Лутовиново», носящего имя писателя, предоставили в наше временное пользование около восьмидесяти работ художников XIX – XX веков


Иван Тургенев всегда положительно воспринимал попытки интерпретации литературных произведений средствами изобразительного искусства. Он с удовольствием помогал художникам реализовывать их идеи. Однако от этого задача создания иллюстраций к его произведениям не становилась менее сложной. Иллюстрирование, по мысли Тургенева, имеет смысл всегда, когда им занимается художник, достаточно подготовленный профессионально и готовый серьёзно отнестись к тексту и стилю произведения «словесного искусства».


Заведующая выставочным отделом Государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» Алла Алексеевна Ларина смогла на денёк вырваться из Орловской области и приехала на открытие выставки. Нам было чрезвычайно любопытно задать ей несколько вопросов.



– Алла Алексеевна, бытует мнение, что иллюстрация вторична по отношению к тексту. За рамки сферы книгопечатанья созданные по мотивам литературного опуса картины, как правило, не выходят. Они редко воспринимаются отдельно от «породившего» их письменного первоисточника. Тем не менее иллюстрацию создают профессиональные живописцы, графики… Так как же быть? Имеют ли право иллюстрации на самостоятельность, на право называться настоящим произведением искусства?


– Вопрос интересный. Иллюстрации, вне всякого сомнения, могут составлять достойную часть общемирового наследия изобразительного искусства. Например, в экспозиции «Как я люблю тот вымысел прекрасный…» есть в высшей степени ценные и интересные изображения, которые никогда не выходили в серийных изданиях книг Ивана Сергеевича Тургенева. Кроме того, иллюстрация – это не просто попытка сблизить читателя с придуманными писателем героями. Это наглядный результат философского осмысления текста художником, творцом. Если человек работает над созданием визуального ряда к роману или повести, он должен досконально изучить все тонкости и приблизить взгляд к тому описанию, которое вложил в свой труд литератор. Пример – офорты Бориса Диодорова к сборнику «Песнь души», куда вошли как проза, так и лирика Тургенева – наглядный образец единения текста и иллюстрации. Они дополняют друг друга. Но разве мы не имеем права соотнести эти образы с присущими той эпохе общими характеристиками? Поэтому, в первую очередь, каждая иллюстрация – художественное произведение. Войдёт ли иллюстрация при этом в бумажное издание – не суть важно.



– Скажите, какие периоды творчества Ивана Сергеевича охватывает иллюстративное наследие, составившее выставку?


– Прежде всего, конечно, «Записки охотника» – 1840-1850-е годы. С 1840-х до 1870-х – повести; романы – 1850-1880-е годы. Особый цикл – стихотворения в прозе, хронологически завершающие литературный и жизненный путь Тургенева. Если взять отдельных авторов-иллюстраторов, тех же Кащеева или Боровского – они обращались к различным периодам: и к «Запискам охотника», и к повестям, и к романам. Привлекала их не только сюжетная направленность, как нам кажется, но и богатый портретный материал. Пётр Михайлович Боклевский был современником Тургенева. Он много изучал книги писателя, вдумчиво и последовательно. Его метод был таким: художник брал каких-то реально существовавших людей, соотносил их с тургеневскими персонажами и таким образом создавал портреты. На выставке представлено две работы последователя Петра Михайловича, который перенял его манеру и переписал его картины, внеся, однако, и что-то своё. В таком явлении тоже прослеживается преемственность – подобная логике развития тургеневской литературной формы.



– В прошлый раз, когда ваш прекрасный музей подарил липчанам встречу с Тургеневым, на стендах, по моим воспоминаниям, были более старые работы. Сейчас же преобладают мастера более молодые, творившие в прошлом веке.


– Верное наблюдение. Уже второй раз для выставки в Липецкой областной картинной галерее мы подготовили серию графических работ. Принципиальное же отличие состоит в том, что для прошлой экспозиции были отобраны гравюры, датирующиеся периодом с конца XVI века по рубеж XX века, а сейчас мы представляем творчество более современных авторов – с конца XIX по конец XX века. Особое внимание уделяется иллюстрациям к циклу «Записки охотника». К этому произведению живописцы, графики и скульпторы обращались как при жизни Тургенева, так и после его кончины. Среди наиболее заметных фамилий – Ратников, Кащеев, Токарев, Устинов. Все они – иллюстраторы советской эпохи. Наиболее ценный и уникальный экземпляр принадлежит авторству Елизаветы Меркурьевны Бём, начавшей свой труд ещё при жизни писателя, в 1883 году. На выставке представлен оригинальный силуэт к рассказу «Свидание», который датируется 1883 годом – годом смерти Тургенева – и является настоящим украшением коллекции. Кстати говоря, Елизавета Бём прославилась не только в России, но и по всей Европе именно благодаря работе в жанре силуэта. Иван Сергеевич видел некоторые из её работ и высоко оценивал их. В 1884 году, после смерти писателя, его верная подруга Полина Виардо писала художнице: «Тысяча благодарностей, мадам, за восхитительные силуэты, которые Вы были любезны прислать мне. Это совершенно замечательная и очень ценная работа, поскольку её вдохновили сочинения нашего навеки незабвенного Ивана Тургенева».


Ярчайшим представителем до- и послереволюционного периода – Борис Кустодиев со своей оригинальной плакатной живописью. Большой интерес вызывают и издания из серии «Доступная библиотека». В них рассказы из «Записок охотника» предстают по отдельности. Примечательно, что начавшая выходить ещё до Октябрьской революции серия печаталась и в самые тяжёлые, переломные годы – 1917 и 1918. Тургенев и его творчество были актуальны даже тогда, когда, казалось бы, это было практически невообразимо! .

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх