lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 октября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Переливы рояльной певуньи

12.10.2012 "Липецкая газета". Милада Федюкина
// Культура

Было это два столетия тому назад. В конце позапрошлого века родилась елецкая рояльная гармоника. Мастера-самородки — и в ту пору «товар штучный» — настраивали свои инструменты не по камертону, а на слух. Душу свою, сокровенные беды и радости поверяли они гармонике, и в сердце слушателя отзывалась она разноголосыми переливами.


У каждого умельца была своя гармошка-эталон для настройки. В начале прошлого века в Ельце появилась мастерская-артель, где гармони делали на заказ, иногда — в массовую продажу. И пользовались елецкие рояльные бо-о-льшим спросом. Но на пороге XXI века напевная ельчанка оказалась на грани исчезновения. В мир иной ушли мастера-«самоделкины», да и сам народный инструмент, казалось, превратился в музейный экспонат. «Кому-то нужны ваши матани?» — усмехались скептики. Ан нет. Елец не зря слывет родиной рояльной гармони, числящейся в каталоге ЮНЕСКО как прообраз аккордеона. На берегу Быстрой Сосны не только смогли сохранить традиции игры на роялке, привить любовь к народной музыке юным жителям города, но и вернули из прошлого секреты создания инструмента.


«Я о многом хотел бы спросить…»


Константин Матюхин — внук знаменитого гармониста-самоучки Афанасия Ивановича, носитель «говорящей» музыкальной фамилии. Он не только достойно хранит память о деде, но и продолжает его дело. Он еще и четверть века не отмерил, а уже — выпускник Московской академии музыки им. Гнесиных, работает завучем в детской музыкальной школе №1 (где, кстати, учились его отец и брат), руководит собственным ансамблем и собирает в единственной на всю округу мастерской вместе с отцом гармони.


— «Костя, какое-то уж совсем «несовременное» дело в жизни выбрал. Для статусности народ в юристы-экономисты или военные продвигается. А у тебя все гармошки на уме» — признайся, частенько приходится нечто подобное слышать?


— Честно? У самого был момент, когда думал: а, зачем мне эта музыкальная школа, нотный стан и аккордеон вместе взятые? И даже когда в Москве уже учился, хотел посвятить себя логистике. Но удержало что-то. Понял: музыка — это судьба. Самый тяжелый для студента-провинциала первый год учебы пережил, все вернулось на свои места. Музыка полностью вытеснила прагматическое начало. А когда учебу завершил, не раздумывая, вернулся на родину, в Елец, где помнят и любят до сих пор моего деда. Где я сам чувствую большие возможности для собственной творческой реализации.


— Возвращаясь к истокам, надо вспомнить, что в начале этого года исполнилось пять лет, как нет с нами Афанасия Ивановича. Но удивительное дело, ельчане и теперь говорят о нем в настоящем времени: играет, мол, он увлеченно, самозабвенно, выражая свою душу в причудливых музыкальных переливах. А еще уверяют, знал он уникальный прием, который сам же называл «мой матюхинский перебор». Тебе, признайся, он открыл его секрет?


— Я все острее осознаю, как мало успел перенять в творческом плане у деда. А он так торопился выплеснуть на нас с братом всю бездонную кладовую своего музыкального дара. Илья больше времени проводил с дедом. А я сейчас сожалею об упущенном времени. Это сейчас сидел бы сутками напролет, расспрашивая о тонкостях игры. Теперь у меня много вопросов. А тогда был слишком юн, наверное… Дед сильно переживал по этому поводу. И, сливаясь с гармошкой в единое целое, дарил всем свой талант, ничего не оставляя «про запас». У него, знаете, было очень много разного рода дипломов, грамот. А он играл только ради самого счастья держать в руках елецкую гармошку.


…Мы ведем наш неспешный разговор в одном из залов музея народных ремесел и промыслов. Здесь представлена гордость краеведов — экспозиция, посвященная елецкой рояльной гармони и лучшему представителю народной культуры Афанасию Матюхину. Выставленные в ряд за спиной моего собеседника гармошки безмолвно внимают нашим словам, да смотрительница зала, оставшаяся «нести вахту», нет-нет, а тоже включится в разговор, вспоминая добрым словом «самого известного и любимого гармониста».


Так все вместе мы вспоминаем, каким природным юмором обладал этот человек, как умел завести в перепляс абсолютно любую публику, сколько частушек он знал и какие коленца умел выделывать на своей любимой рояльной гармошке. А Константин вносит в эту беседу биографические детали. О том, например, что первую гармонь купил его деду отец-кузнец, и с двенадцати лет тот уже был первым музыкантом на деревне. Освоил все виды гармоней — и хромку, и саратовскую, ливенскую, но особенно любил елецкую рояльную за ее неподражаемый звук и красоту звучания.


Гармошка «от Матюхиных»


— Сейчас ельчане знают тебя уже не только как «внука гармониста». Ты создал музыкальный коллектив «Апрель-секстет», исполняющий живым звуком аргентинское танго и мировую классику. Ваш первый сольный концерт пройдет уже совсем скоро на сцене драмтеатра «Бенефис». В мастерской пусть не на конвейере, но уже появились первые гармони от Матюхиных — это тоже счастливая генетика, переданная от деда, который, рассказывают, тоже был знаменитым мастером по ремонту рояльных гармоней?


— Он мечтал о такой мастерской в Ельце. Да и дома у него была отведена целая комната под гармони, ведь старые мастера умирали, родные несли инструменты ему. Он приводил их в порядок. Реставрировал и снова играл. А теперь память о моем деде во многом помогает мне: те, кто обращается за ремонтом, или их родственники, как правило, знали моего дедушку лично. Причем среди них много весьма обеспеченных людей. А мы с моим отцом пришли в администрацию города, имея чёткий план и конкретные чертежи будущей мастерской. У нас, кстати, сохранились и инструменты деда. Наше предложение заинтересовало, и город в музее народных промыслов и ремёсел выделил пустующее помещение, а миллион рублей — на ремонт и закупку оборудования.


— Каково это — почувствовать себя практически Страдивари?


— У меня-то самого к себе много замечаний. Сначала казалось, что достигли хорошего результата, звучания. А потом — с каждым новым инструментом — появляется опыт, и теперь вот хочется, например, поэкспериментировать с разными породами дерева. Я лично не согласен с общепринятым утверждением, что делают гармони только из липы. Гармонисты-практики говорят, что по ряду характеристик та же ольха гораздо фактурнее.


— Константин, на твой взгляд, какое будущее есть у рояльной гармошки в XXI веке — времени саунд-треков, ремиксов и «трехладовых аккордов»?


— В туристическом Ельце рояльная гармошка воспринимается одним из брендов города, наравне с кружевами и валенками. Народный инструмент возрождается здесь и сейчас — им интересуются иностранцы, оценивающие диковинный инструмент. Гармони приобретаются и жителями самых разных городов России. Для меня важно, что их покупают не только коллекционеры, но, допустим, ученики музыкальной школы № 1, где я работаю. По основной специальности они будут баянистами, а народная гармошка идет дополнительной дисциплиной.


Это так важно, что истоки гармони лежат именно здесь, в Ельце. Здесь они и переживают свое возрождение. И делает это продолжатель народной династии музыкантов Константин Матюхин, убежденный, что в прагматичном XXI веке у гармони есть свое особое место. Жизнь голосистой певуньи продолжится.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -1 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество



  Вверх