lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 октября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Покорительница Байкала (фотогалерея)

08.10.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ, Александр ЮШКОВ (фото)
// Культура

В конце сентября в рамках первого регионального фестиваля природной фотографии в Липецке открылись одновременно три уникальные фотовыставки. Автор одной из них – дайвер, путешественница и фотограф из Москвы Ольга Каменская посетила наш город


Фотогалерея


Экспозиция «Байкал. Царство воды и льда», в эти дни занявшая целый зал краеведческого музея, уже успела завоевать зрительское признание во многих российских городах. Все фотографии – результат нескольких байкальских экспедиций известного мастера подводного фото Ольги Каменской. Вода – стихия Ольги. Она – инструктор CMAS (Всемирной федерации подводной деятельности) и инструктор по подводной фотографии. Первую подводную камеру взяла в руки в 2003 году в Австралии. И с тех пор не выпускает её из рук. Многочисленные поездки по миру постепенно стали сопровождаться и наземной съёмкой, хотя подводная фотография всё равно стоит на первом месте. Любимая тема – это взаимоотношение человека с хрупким миром природы, непознанная внутренняя гармония мира. За почти десятилетнюю историю своего увлечения Ольга Каменская становилась участником и призёром многих российских и международных конкурсов и фестивалей подводной фотографии.


В 2010 году в свет вышел авторский фотоальбом «Байкал. Царство воды и льда». А в 2011 году в Московском центральном доме художника состоялась первая персональная выставка с тем же названием. После успешного старта в Москве выставка гастролировала по музеям и галереям Сибири (Иркутск, Новосибирск, Прокопьевск, Новокузнецк), побывала в Харькове, Краснодаре, Калининграде. Из совсем свежих новостей: 17 мая экспозиция «Байкал. Царство воды и льда» впервые предстала вниманию европейского зрителя в польском морском музее в городе Гданьске, а в июне нынешнего года Ольга Каменская получила приз на первой открытой национальной фотопремии «Лучший фотограф-2011» – третье место в номинации «анималистическая съёмка» в любительской категории.


– Ольга, рад приветствовать вас в Липецке! Я знаю, что вы много путешествуете по миру, где удалось побывать в последнее время?


– Вы правы, я настоящий фанат путешествий, дома провожу очень мало времени. Причём странствовать могу и без фотоаппарата, так что меня можно назвать скорее профессиональным путешественником, нежели профессиональным фотографом. Я обожаю ездить, смотреть, познавать, знакомиться с людьми, с природой в разных уголках мира. На два года вперёд у меня расписаны поездки, куплены билеты. Если по тем или иным причинам этого не происходит, я начинаю себя плохо чувствовать. В конце июля я была на Аляске. В январе собираюсь в Новую Зеландию. Вообще предпочитаю сейчас северные регионы с их сдержанной, философской природой. Европейские архитектурные красоты – это пока не для меня. Вот когда выйду на пенсию, тогда и начну осваивать Европу.


А пока – выставка гастролирует по России, а я гастролирую вслед за выставкой, открывая для себя новые города. В Липецке я впервые, но то, что экспозиция попадёт в интересное место и будет хорошо организована, не вызывало никаких сомнений. Ребята, которые взялись за проведение фестиваля, были давно знакомы с моими работами, и в частности с представленным циклом, поэтому обещали всё сделать по высшему разряду. Так что я ехала как на праздник, в радостном предвкушении.



– И праздник, на мой взгляд, получился. Здесь столько ваших коллег, фотографов из многих уголков страны! Наверное, почётно и волнительно демонстрировать своё творчество перед столь взыскательной публикой?


– На самом деле моя экспозиция предназначается в первую очередь не для пристрастного препарирования профессионалами, а для самых обычных людей, приходящих в музей с ребятнёй, для школьников, студентов. Подчерк­ну, что для выставки лучше, если её повесят в музее, а не в частной галерее с дорогими входными билетами: доступ сюда проще, а соответственно и зрителей больше. Да ещё и экскурсии в музее проводят квалифицированные специалисты. Оттого и среднестатистический посетитель эмоцио-нально отзывчивее и благодарнее, нежели фотохудожник. Последний будет рассматривать любой снимок с точки зрения качества исполнения, постановки света, станет выискивать ошибки, а простой человек оценивает, используя категории «нравится – не нравится». И по глазам всегда можно определить: нравится или нет. Когда видишь горящий, заинтересованный взгляд ребёнка, разглядывающего нерпу или какой-нибудь пейзаж, – это всегда положительные эмоции, люди от этого добрей становятся.


– Фотографы часто рассказывают о том, что процесс съёмки требует колоссальной предварительной подготовки и последующего труда по обработке результатов. Но, позвольте, что тут сложного: поймал кадр и нажал на кнопку?


– Однажды меня спросили: фотограф я или фотохудожник? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Фотограф снимает то, что хочет видеть. Люди, которым приходилось использовать плёнку, не подразумевавшую никакого последующего вмешательства, коррекции, – вот это для меня фотографы с большой буквы. А сейчас в основном приходится сталкиваться с фотохудожниками. То есть мы снимаем что-то на ходу, а уж потом думаем, как эту картинку преподнести. Занимаясь живой природой, нельзя перегибать палку. Я допускаю лёгкое вмешательство в изображение с целью его улучшения, но откровенно дорисовывать – это уже слишком. Анималистика и природная фотография в целом должна быть абсолютно естественной. Зрителя нельзя обманывать. Пейзажи неестественных фиолетово-малиновых тонов каждый раз заставляют меня думать: не бывает такого. Да, красиво, да, интересный приём. Но это открытка, а не натура.


– Что, по-вашему, лучше всего характеризует истинного фотографа – удача, труд, прирождённый талант и понимание законов света и цвета, художественной композиции?


– Для меня самое главное – любить объект съёмки. Если я не люблю снимать еду или одежду – у меня никогда это не получится. Когда тебя увлекает объект съёмки и ты знаешь, что хочешь получить на выходе, – тогда ты на пути к успеху. Если мне неинтересно, я никогда не возьмусь за камеру.


– Вы многократно бывали на озере Байкал, и оно успело стать одной из центральных тем для вас. Очевидно, Байкал вы очень любите?


– История любви с Байкалом у меня началась в 2007 году – с самой первой поездки. Отправилась я туда в марте. До сих пор считаю: это лучшее время года для поездки на чудо-озеро. На улице уже не сильно холодно, а лёд достигает максимальной толщины. Всё в солнечном свете, что в совокупности создаёт наиболее комфортные условия для съёмки. Первый заезд продлился всего неделю, – стало совершенно понятно, что за это время всего не снимешь, Байкал не поймёшь. Поэтому пришлось возвращаться снова и снова. Стала приезжать и летом, и каждой весной. Теперь для меня добрая многолетняя традиция – встречать 8 Марта в любимых заповедных местах. А совсем недавно мне открылась и ещё одна грань – золото Байкала, то есть осенний Байкал. У него много оттенков: не только ледяные, но и тёплые, солнечные. Всё это хочется показать на своих работах.


– Что для вас как фотографа Байкал – сезонный отдых, обязательная командировка, ваше Эльдорадо?


– Это поиск, плодотворная работа, новые сюжеты, которые я продумываю как раз между своими поездками туда. Слава Богу, есть надёжная принимающая сторона. Ребята, которые нас всегда ждут. Экспедиция едет не в неизвестность, а на благоприятную подготовленную почву. Мы заранее можем сообщить, что именно хотели бы отснять, и к нашей встрече готовятся. Так, в последний раз стояла задача отснять вагоны, покоящиеся на дне озера на глубине тридцати метров. Все ведь знают легенду про золото Колчака? Ребята нашли конкретное место, где лежит целый вагон, подготовили плацдарм для съёмки, обеспечили доступ.



– Ваш интерес к Байкалу, должно быть, изрядно обогатил вас и в теоретическом плане, не так ли?


– Безусловно. Чем больше ездишь, тем больше узнаёшь. Иногда случается снять что-то, а потом задаться вопросом: а что же это было? Начинаешь «копать», изучать литературу, искать информацию. Например, в Байкале обитает невероятное число живых организмов, помимо известных омуля, хариуса и нерпы. Про всю остальную мелочь, которой насчитывается около двух тысяч видов, почему-то мало что знают. А уж тем более о роли этих озёрных обитателей в очистке воды, в экосистеме озера. Байкал сейчас очищает сам себя за счёт огромной биомассы различных животных и большого объёма воды.


– Как вы считаете, несёт ли ваша работа в качестве фотографа социальную миссию, как, например, привлечение внимания общественности к экологическим проблемам планеты?


– Надеюсь, что да. Считаю, что творчество и моя социальная позиция относительно упомянутых вами вещей тесно взаимосвязаны. Как-то меня спросили: у Байкала столько проблем, так почему у вас нет фотографий с пожарами, сливами очистных сооружений? Мне кажется, если зрителям – школьникам и студентам, о которых мы говорили, – показывать красоту, то о проблемах они задумаются самостоятельно. Показывая чернуху, как в новостях, мир краше не сделаешь. Сами люди должны стать более чуткими, добрыми. Пусть каждый начнёт с себя.


– Как вы оцениваете перспективы фотографии в нашей стране? Конкурс «Золотая черепаха» вошёл в пятёрку крупнейших мировых фото-площадок. Есть ли ещё какие-либо интересные тенденции сегодня?

– Природная фотография занимает отнюдь не первое место в табели о рангах среди всех остальных направлений. Природа – это некоммерческая среда. Заработать на ней у фотографа, вероятнее всего, не вый­дет. Поэтому натуралисты – это истинные фанаты своего дела. Пусть их не так уж и много. Очень полезно с помощью таких выставок, что сейчас проходят в Липецке, доносить до зрителя наше дело. Но большинству фотографов недоступно участие в подобных мероприятиях, они вынуждены довольствоваться специализированными интернет-порталами. Могу сказать одно – природной фотографии в нашей стране предстоит долгий путь, поскольку находится она, на мой взгляд, в зачаточном состоянии. Та же «Черепаха» шесть лет назад вызвала огромнейшее оживление и резонанс в кругах любителей фотографии. А сейчас в Липецке уже не только выставка финалистов конкурса, но и две «персоналки» – это большой успех! 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 17 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +6 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы
// Здоровье

Лазер против слепоты

Лилия Сергучева, врач-офтальмолог областной больницы № 2
// Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко
// Здоровье

Промедление опасно для жизни

Елена Рыбина, врач-невролог Липецкой областной клинической больницы
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Все, что мимо любви, бессмысленно и напрасно

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование



  Вверх