lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
5 октября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
История 

По дальним целям

Под крылом — Кенигсберг и Берлин
05.10.2012 "Липецкая газета". Владимир Меркурьев
// История
Командир полка, базировавшегося на аэродромах Липецка, Иван Бровко (справа).
Командир полка, базировавшегося на аэродромах Липецка, Иван Бровко (справа).Летчики Александр Петров и Сергей Захаров были награждены орденом Ленина в августе 1942-го.Дмитрий Барашев (в центре) в небе над Берлином встретился и с грозой, и с огнем зениток.

Сквозь оглушительные грозы,


Сквозь частых молний фейерверк


Несутся наши бомбовозы Ночной порой на Кенигсберг…


Это стихотворение Маршака, помещенное в «Правде», вдохновлено подвигом советских летчиков, бомбивших 18 июля 1942 года столицу Восточной Пруссии.


В марте 42-го Государственный Комитет Обороны СССР передал дальнюю и тяжелую бомбардировочную авиацию в непосредственное подчинение Ставки Верховного Главнокомандующего. В состав авиации дальнего действия вошли восемь дальнебомбардировочных авиадивизий, в том числе и 752-й авиаполк, с октября 1941 года базировавшийся на аэродромах Липецка. Командовал полком депутат Верховного Совета РСФСР, участник боев в Испании и Китае подполковник Иван Бровко.


В июне 1942 года 17 экипажей этого полка под командованием Бровко прилетели в Монино под Москвой, где собиралась объединенная группа для поражения стратегических объектов в глубоком тылу противника. Там специалисты усовершенствовали машины, предназначенные для этого. А ночью 2 июля состоялся первый массированный вылет группы в районы Восточной Пруссии.


Экипаж Сергея Захарова со штурманом Александром Петровым летели на Тильзит. Оба волновались: вдруг в сплошном мраке при низкой облачности проскочат мимо? Но вот через три с лишним часа внизу мелькнула матовая поверхность Немана. Еще несколько минут — и, несмотря на мощный заградительный огонь фашистских зениток, Петров сбросил бомбы на военные предприятия заводского района. Другие самолеты бомбили склады оружия и боеприпасов, нефтехранилище.


С рассветом все наши экипажи благополучно вернулись на свой аэродром. А вечером — снова на задание: теперь цель — Инстербург на реке Прегель, город военных складов, солдатских казарм, стратегический узел железных и шоссейных дорог. Эти налеты на немецкие города в то время, когда гитлеровские войска рвались к Сталинграду, Кавказу, стояли у стен Ленинграда, закаляли экипажи, вселяли уверенность в победе.


18 июля 75 советских бомбардировщиков получили задание — бомбить Кенигсберг. Среди них был и экипаж Юрия Петелина. Вот что рассказал о том полете его стрелок-радист Василий Гречко.


«Боевые машины с полным боекомплектом и подвесными баками медленно набирали высоту. На линии фронта нас запоздало обстреляли зенитки. Входим в плотную облачность. Высота — 3500 метров. Неожиданно появились вспышки огней.


— Неужели зенитки бьют? — предположил штурман Власов.


— Нет, — ответил Юрий Петелин, — это грозовые разряды. Вспышки молний рассеиваются облаками. Мы попали в грозу. Будем набирать высоту.


К Кенигсбергу вышли с десятиминутным опозданием. Наших экипажей еще не было, вероятно, тоже боролись с грозой. «Развесили» осветительные бомбы. Вскоре подошли другие экипажи. Взрывы, большие очаги пожаров. Теперь подсвечивать цель нет смысла. Забегали по небу лучи прожекторов, но они терялись в облаках. Зенитчики установили заградительный огонь на нескольких высотах. Но наши летчики научились обманывать зенитки. По теории вероятности в одну точку снаряд дважды не попадет. И поворачивали машины в места разрывов зенитных снарядов».


Через десять дней советские асы вновь повели машины на Кенигсберг. Теперь бомбили полным составом. Август порадовал авиаторов погодой и был насыщен боевыми вылетами. Каждую ночь, а зачастую и дважды, отправлялись экипажи в глубокий немецкий тыл, переносили войну туда, откуда она пришла. Везли не только бомбы, но и для томящихся в оккупации советских людей листовки о положении на фронтах.


12 августа, накануне Дня авиации, в полку узнали, радостную весть: большая группа летного и технического состава удостоена высоких наград. Сергей Иванович Захаров и Александр Федорович Петров награждены орденами Ленина, их стрелок-радист Трегубенко — орденом Боевого Красного Знамени.


А вечером 20 августа Сергей Захаров поднял в воздух тяжело груженную машину. На борту — бомбы большой взрывной силы. Их нужно донести до Варшавы. И сбросить на железнодорожный узел. Через пять часов лета — Варшава. Захаров направил самолет на цель. Противовоздушная оборона фашистов почти не оказала сопротивления. Петров сбрасывал бомбы методично, одну за другой, приговаривая: «Это за Москву, это за Ленинград (в блокадном городе остались отец и сестра), это — за Белоруссию». А полякам сбросили листовки на их родном языке.


Все экипажи вернулись на свой аэродром. А вечером слушали по радио торжественный голос Юрия Левитана: «В ночь на 21-е августа наши самолеты бомбардировали важные объекты немцев в Варшаве и в некоторых районах Восточной Пруссии и Верхней Силезии…»


26 августа — долгожданный вылет на Берлин. Но из-за сплошных гроз к столице рейха пробились лишь несколько экипажей, остальные бомбили порты Польши и Кенигсберг.


Что такое полет на дальнюю цель? Обширные грозовые фронты, сильные ветры на больших высотах осложняют и без того дальний путь. Уклониться значительно в сторону нельзя — нужно беречь каждый литр горючего. Кабины негерметизированные, необогревающиеся. Там, как и за бортом, — минус 30-50 градусов. Полет на Берлин требовал мужества, мастерства, умения уберечь себя и машины от трехъярусного зенитного огня.


В семнадцать часов с бреющего садятся на аэродром подскока. Дозаправка, подвеска бомб и в сумерках — на запад. Дмитрий Барашев, штурман Василий Травин и стрелок-радист Андриевский уверены в себе. Все идет по плану. Но при подходе к Берлину вдруг вдали что-то блеснуло. И вот уже длинные зигзаги молний прорезают горизонт. Гроза! Ребята нашли узкий извилистый коридор, по которому можно идти. Началось обледенение. С винтов срывались кусочки льда и били по плексигласовой кабине штурмана. Сработал антиобледенитель, и машину перестало трясти.


И вот в ночной дымке едва обозначились кварталы немецкой столицы. Расположение облаков такое, что лучи прожекторов с земли частично отражаются от них, частично рассеиваются. Противник не может вести прицельный огонь. В таких случаях немцы применяли систему трехъярусного залпового заградительного огня, которая, по их расчетам, должна поразить все летательные аппараты на высоте от 5000 до 8000 метров.


Но Барашев умелыми маневрами уклоняется от разрывов. На земле — вспышки взрывов, разгораются зарева пожаров — это уже работают экипажи Петелина, Захарова, Гетьмана, Гросула. Ответственный момент — определение точки разворота на боевой курс. Травин спокойно определяет расположение цели. Звучит команда:


— Боевой курс! — Это значит, что самолет не должен менять курс и высоту до сброса бомб.


— По логову фашистского зверя — огонь! — слышен в переговорном устройстве голос Василия Травина.


...До дома почти 2000 километров. И вот наконец родной аэродром, столовая и «200 грамм», чтобы освободиться от нервного напряжения. Ведь ближе к ночи — новое боевое задание. Урон от массированного бомбового удара 30 августа был самым значительным с начала войны. Утром Берлинское радио объявило, что город бомбили англичане. Но те оказались джентльменами. Лондонское радио сообщило, что в воскресенье английская авиация отдыхала. На следующий день Геббельс соврал, что все русские самолеты на обратном пути сбиты. На самом деле все экипажи благополучно вернулись...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 17 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сухо, жарко

Александра Панина
// Общество

В садах, цветущих круглый год

Ольга Чистякова, Галина Кожухарь
// Общество

«Здравствуйте! Я родилась...»

Ольга Журавлева
// Общество

Вспоминая об утраченном

Елена Бредис
// Образование
Даты
Популярные темы 



  Вверх