lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 октября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Выше радуги (фоторепортаж)

01.10.2012 "ЛГ:итоги недели". Александра ГАЛИНСКАЯ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото)
// Образование

Если всё, что происходит на Всероссийском конкурсе «Учитель года», представить в цвете, то получится яркая радуга. Выше неё – только будущие достижения и нынешних участников, и их талантливых учеников


Фоторепортаж ЗДЕСЬ


Конкурс не приемлет ничего серенького, бледного, безликого. Здесь нет места стереотипам и привычным ассоциациям. Например, большое жюри состоит из двух десятков солидных экспертов. А малое насчитывает целую сотню талантливых личностей, в основном – победителей предыдущих учительских состязаний. Среди них преподаватель истории и обществознания московской Ломоносовской школы Владимир Кружалов, которого мы буквально выхватили из плотной круговерти учебных занятий для короткого интервью.


– Владимир Владимирович, ваши имя и отчество легко запомнить.


– Да, они вновь звучат актуально.


– А что актуально для «Учителя года-2012»?


– Прежде всего сам девиз конкурса – «Учить учиться».


– Ну, эта цель педагогического сообщества никогда не исчезала из повестки дня. В чём же особенность нынешнего исторического момента?


– В его сложности. Система российского (да и мирового) среднего образования переживает достаточно непростые времена. Они связаны с тем, что динамика развития общества и науки опережает возможности ученика и школы в целом. Из этого следует: нужно что-то пересматривать, менять или, как модно теперь говорить, модернизировать. И вот главный философский вопрос: что и как? Тут много нюансов. Возможно, что-то можно вынести за скобки. В любом случае, как мне кажется, поспешность в этих вопросах может лишь навредить. К сожалению, именно её и демонстрируют чиновники, желая побыстрее отреагировать на необходимость изменений. И это, увы, приводит к дисбалансу и перекосам. Но, согласитесь (оглядываясь назад, мы уже это понимаем), что школьная система, существовавшая в советские, 60–70-е годы, была для своего времени практически идеальной моделью. Бездумно разрушая её (даже с благими намерениями, даже в силу неизбежности перемен), мы сталкиваемся с очень большими проблемами. Школа – институт консервативный, с особой «душевной» организацией. Тут нельзя реформировать «на живую», иначе нам не избежать серьёзных негативных последствий.


– Если реформирование системы образования всё же неизбежно, то что лично вы изменили бы в ней уже сегодня?


– На мой взгляд, самая большая проблема (как это ни парадоксально звучит в рамках проведения Всероссийского учительского конкурса) – в недоверии педагогу. В существующей системе очень нерационально, просто варварски сжигается главный ресурс образования – время учителя. Личность может воспитать только личность, а человека, уверенно действующего в свободной среде, – только свободный человек. К сожалению, ни внутренне, ни внешне пространства свободы учителя для выполнения этой сверхзадачи совершенно недостаточно. Более того, оно постоянно сокращается. Если говорить о конкретных вещах, то самый главный бич – разросшийся административный аппарат и, как следствие, – колоссальный бумагооборот. Несколько лет назад Евгений Александрович Ямбург пошутил: школа – это место, где ученики мешают педагогам работать с документами. Увы, это уже не шутка, а печальная реальность. На составление всевозможных отчётов уходит масса драгоценного времени. А ведь его можно было бы потратить на самообразование, на дополнительные беседы с учениками, в конце концов – на отдых. Как бороться с этой бумажной вакханалией? Ответ может быть только один – презумпция доверия учителю. Если мы ему доверяем, мы его так мелочно не проверяем. Сокращение аппарата, упразднение системы унизительного контроля, предоставление большей свободы – я не вижу другого способа поддержки главного ресурса для воспитания образованных, эрудированных, свободных граждан.


– Тем не менее в нашей стране (и конкурс тому подтверждение) тысячи учителей, которые выпускают из школ талантливых ребят. Вы в этом смысле – не исключение. Я посмотрела на сайтах учебных заведений, где вы работали, очень внушительный список достижений ваших учеников и бывших выпускников…


– Да, например, мой ученик, выпускник 2000 года, Гриша Камчатнов защитил кандидатскую диссертацию по истории. Я вот пока отстаю…


– Как вам удаётся быть настоящим учителем для своих воспитанников?


– Я очень стараюсь. В определённой степени сказывается уже наработанный профессиональный опыт. К тому же я вырос в уникальной среде (я внук и сын учительницы, муж учительницы, зять учительницы, воспитанник замечательных педагогов) и не потерял интерес к своей профессии. Как человек, наверное, рисковый, расставляю приоритеты по личному усмотрению. Например, мои отношения с чиновниками складываются совсем не так, как с учениками. Я сам решаю, что делать, а что нет. Не знаю, стоит ли этим гордиться, но за все предыдущие годы не заполнил и одной десятой объёма бумаг, которые мне предлагали. Просто не хочу тратить на это драгоценное время. Лучше лишний раз поработаю и пообщаюсь с учениками, коллегами, друзьями. Я и в Липецк приехал, главным образом, для общения.


– Какую роль сыграл «Учитель года» в вашей жизни и как вы влияете на дальнейшее развитие этого замечательного конкурса?


– К нему можно относиться по-разному. Но одно неоспоримо – это рабочая площадка для профессионального сообщества талантливых, интересных людей. В 2009 году я стал победителем. Это дало мне возможность ещё больше утвердиться в том, что моя философия, мои поступки верные, во всяком случае я имею на них право. А ещё я получил новые знания, иначе взглянул на, казалось бы, устоявшиеся вещи, приобрёл новых друзей и единомышленников, вошёл в круг очень интересного и полезного общения.


Стараюсь участвовать каждый год в финальных состязаниях, чаще всего – в качестве эксперта. Мало кто знает, что большинство из нас, членов малого жюри, оплачивает проезд, проживание из личных средств. Но все материальные затраты окупаются бесценным опытом и общением. Мы, кстати, не выступаем в качестве бесстрастных судей. Каждый, кто сам бывал в роли конкурсанта, знает, как важна поддержка со стороны коллег. Один одобрительный взгляд может вдохновить на блестяще проведённое занятие. Поэтому, наверное, наше малое жюри – самое «человеческое» на свете.


После каждого конкурса растёт число наших «сообщников». Мы собираемся потом совершенно неформальным способом, проводим мастер-классы, уроки для детей, обмениваемся опытом. Так родился проект межрегиональной школы «Учитель года». Это уникальное учебное заведение краткосрочного действия. В нём обучаются школьники из разных регионов России, а преподают «учителя года». С 3 по 8 января работает зимняя школа, а с 1 по 15 июля – летняя, в форме межрегиональных экологических экспедиций.


– Опять тратите своё личное время?


– И нисколько не жалею об этом. Вот сейчас юридически оформляем автономное некоммерческое партнёрство «Пятая четверть» (не путать с «Пятой колонной»). Хотим объединить учителей, которые жертвуют своим временем вне профессии, хотя вряд ли наша профессия предполагает работу не только от звонка до звонка. Планируются походы, экспедиции. Лично мне это подходит. Среди моих увлечений музыкой, фотографией значатся и путешествия.


– Вы странствующий историк?


– Как историк я и сам, и вместе с учениками постоянно размышляю о взаимосвязи современности с минувшим, ведь именно в этой взаимосвязи можно узреть и черты будущего. Кто-то считает, что история движется по кругу, кто-то – что по спирали. А по-моему, она просто движется, ни минуты не стоит на месте. И если ты двигаешься сам, то ты и есть История.


Я вообще стараюсь всё время двигаться. Это уже стало привычкой. С друзьями детства, коллегами, учениками люблю путешествовать по стране. Карелия, Калининград, Петропавловск-Камчатский, Мурманск, Махачкала, Якутск, Смоленск — это масса новых ощущений и незабываемых впечатлений. Без них невозможно ни преподавать, ни изучать историю – самую живую науку.


– Да уж, одна зубрёжка дат чего стоит!


– Моя задача не в том, чтобы ученики без запинки выдавали даты и тараторили зазубренные тексты. Вне исторического контекста невозможно понять ни литературное произведение, ни живопись, ни музыку. В одну историческую эпоху Анна Каренина едва ли не куртизанка, в другую – героиня. Гениальность Толстого в том, что он, с одной стороны, предвосхитил грядущие перевоплощения своей героини в российской современности, с другой – он впервые сказал о том, что у любящей женщины есть своя правда. Но если рассматривать этот роман вне исторического контекста, он потеряет больше половины своей истинной художественной ценности.


– Часто используете литературные произведения на своих уроках?


– У меня есть целый список книг, музыкальных произведений, которые звучат на уроках, иллюстрируя эпоху. Выписки из исторических источников, карточки с цитатами философов, надеюсь, помогают ребятам задуматься над прошлым, ощутить свою причастность к историческим вехам. Я учу их видеть и понимать: история не только то, что «было», но и то, что «есть сейчас». Она рядом — достаточно протянуть руку, посмотреть вокруг, ощутить красоту мира.


– Наверное, не зря в вашем интернет-портфолио есть глава «Моя палитра»?


– Для каждого человека определённый цвет имеет своё значение и смысл. Всё описать невозможно, остановлюсь лишь на главных цветах моей палитры. Красный. (Цвет моего ежедневника, где карандашные записи, схемы и стрелки напоминают карту сражения. Сражения за время. Афоризм – «не успел сделать что-то одно, как тут же не успел сделать другое» – давно стал моим девизом). Оранжевый – мой бернский зенненхунд, большой пёс по кличке Тагор. Жёлтый – цвет маркера на листах бумаги. (Здесь списки книг, музыкальных произведений, которые прозвучат на уроках). Зелёный – малахитовый письменный прибор, подаренный выпускниками 2001 года. (Каждый год в июне они приезжают в гости. Уже не одни: с друзьями, невестами, мужьями, выпускниками других классов). Голубой – цвет неба и воды на фотографии, а между ними байдарка. Синий «коврик» перед компьютером не отвлекает и позволяет оптической «мышке» хорошо выполнять свою работу. Если бы не она, не Интернет, было бы, пожалуй, трудно общаться со всеми одноклассниками, выпускниками, товарищами, учениками, коллегами и друзьями. Фиолетовый. В папке этого цвета лежат новые идеи.


– Желаем, чтобы они воплотились в жизнь. Спасибо за беседу, Владимир Владимирович.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спорт шаговой доступности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Спорт

Повысить грамотность предпринимателей

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Экономика

Давайте работать от сердца

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Безопасность как принцип

Лариса Пустовалова, larisa.pustowalowa@2017 // Общество

Бюджетникам повысят зарплату

Сергей Кибальниченко, Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Власть

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Кто ищет, тот найдет

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх