lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 сентября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

«Учитель года» Липецкой области-2012, финалист Всероссийского конкурса Сергей Каверин: «Хорошее никогда не устареет…»

21.09.2012 "Липецкая газета". Софья Вобликова, Николай Черкасов (фото)
// Образование

«Как сделать сложное простым» — такова тема мастер-класса, который преподаватель физики данковского лицея № 4 и победитель областного конкурса «Учитель года-2012» Сергей Каверин провел в рамках регионального образовательного форума. «Главное желание — чтобы каникулы еще продлились», — а с этого признания-шутки началась беседа с корреспондентом «Липецкой газеты».


Искренний, ценящий в коллегах больше всего человечность и порядочность, критично настроенный по отношению ко многим новшествам в сфере образования, Сергей Владимирович показал нам происходящее в школе изнутри. «Это моя точка зрения» — не раз подчеркивал он в разговоре. С ним можно соглашаться или спорить, но его позиция достойна внимания.


— Сергей Владимирович, к сожалению, мы не смогли побывать на вашем мастер-классе, но его тема очень интересна. Не кажется ли вам, что заявленная в ней проблема касается не только объяснения материала на уроках? Порой, слушая публичные выступления, например, работников сферы образования, да и не только их, кажется, что люди задались как раз противоположной целью: сделать простое сложным и непонятным. Почему так происходит?


— Я тоже этого не понимаю. Взять те же педсоветы, которые проходят в школах. Кого приятнее слушать: кто говорит хорошим, живым языком или кто по бумажке бубнит «умными» словами? Хотя виду никто не подает, как у Высоцкого: «Вы не глядите, что Сережа все кивает, — он соображает, он все понимает!». Вот для аттестации, например, нужно сдать портфолио. Спрашиваю: а можно написать просто — папка? Нет, портфолио! И таких примеров куча. «Инновация» — это слово тоже уже в зубах застряло. Есть же «новшество»… Учителю особенно важно говорить понятно, ведь мы с детьми работаем.


— Вы сколько лет уже в школе?


— Семнадцатый год пошел. Многое за это время поменялось. И манера проведения уроков, и оборудование стали совсем другими. Есть и такие изменения, которые меня не сильно радуют.


— Например?


— Я уже не раз говорил это: плохо, что у нас в Данкове не осталось ни одной обычной школы. Только лицей и гимназия. Но вряд ли можно утверждать, что все дети в городе одарены или в гуманитарном, или в математическом плане. В такой ситуации статус образовательных учреждений, на мой взгляд, несколько обесценивается.


— Это издержки оптимизации?


— Ко всему надо подходить обдуманно. Незачем стремиться сэкономить на образовании. Ведь все, по сути, начинается со школы.


— О какой же экономии может идти речь, если в отрасль, как отмечалось на прошедшем в августе областном образовательном форуме, идут миллиарды рублей?


— Рядовой учитель, получающий 17-18 тысяч рублей, такие суммы не воспринимает.


— Но очевидно, например, что средняя заработная плата педагогов выросла, и значительно. Вот в некоторых районах она больше 22 тысяч рублей...


— Рост есть. Тем не менее средняя заработная плата — это нечто абстрактное. У директоров, завучей — один уровень доходов, у обычных учителей — другой, у начинающих — третий.


— Да, на том же форуме выступала молодая учительница из Липецка, она сказала, что зарабатывает около семи с половиной тысяч.


— Вы, наверное, знаете, что зарплата учителя сейчас складывается из разных составляющих. Есть ставка, фиксированные доплаты и доплаты из стимулирующего фонда. Так вот этот фонд, на мой взгляд, ничего, кроме разлада в коллективе, не стимулирует.


— Разве плохо, когда человек может получать большее вознаграждение за лучшую работу?


— Задумка неплохая. За особые заслуги, конечно, нужно человека поощрять. Но воплощение этой идеи часто далеко от совершенства. Если почитать оценочные листы, узнать, за что мы себе баллы ставим, по которым потом определяется размер стимулирующей выплаты, — возникает масса вопросов. Молодых же педагогов стимулирующие выплаты, как правило, вообще обходят стороной: они просто не могут набрать баллов. К тому же когда педагог должен раз в три месяца доказывать, что он достоин какой-то награды, — такая ситуация обижает, потому что подразумевает недоверие к учителю.


— Часто приходится слышать от учителей жалобы на захлестывающий их бумажный вал. Я сама работала в школе, помню, надо было предоставить план воспитательной работы, тематическое планирование по предмету, отчеты по итогам четверти, полугодия, года. А что еще прибавилось к этому?


— Очень многое. Теперь, чтобы приступить к работе, учитель должен сдать рабочую программу. В ней он все самостоятельно выстраивает и расписывает подробно: начиная с перечня документов, на которые опирался при составлении программы, до списка использованной литературы. Сколько часов он отводит на ту или иную тему, какие формы работы использует, какие знания-навыки должен усвоить ученик… По сути, то, чем раньше занимались специалисты, теперь возложено на рядового учителя. К тому же форма этого документа постоянно меняется. Смысл этого бумаготворчества не ясен. А если вам показать аналитический отчет, который нужен при прохождении аттестации! У меня он, например, занял пятьдесят пять печатных листов. Там детальное описание всей твоей работы за последние три года. Кому это нужно? Я считаю так: есть тестирование по типу ЕГЭ, учитель его должен пройти, тем самым доказав, что он лучший. И все!


— Кстати, по данным областного управления образования, учителя не очень-то охотно идут на аттестацию…


— Да, неохотно. Потому что и бумажная волокита отпугивает — лучше с детьми лишний раз после уроков позаниматься, и теста многие боятся. На высшую категорию надо набрать, кажется, не меньше 98 баллов.


— То есть права на ошибку практически нет. Но если учителя боятся теста, то что говорить об учениках? Вы учитель физики. С вашей точки зрения, насколько хорошо преподаются сейчас точные науки в школе? Результаты ЕГЭ-2012 по математике и физике ниже прошлогодних, да и на всероссийской олимпиаде школьников успехов липчан в этих направлениях нет...


— По математике в этом году задания ЕГЭ действительно были сложные. А чтобы подготовить ребенка к олимпиаде, нужна специальная программа, нужны классы, в которых точные науки изучались бы углубленно.


— Так они же есть!


— Да, только вопрос в том, как их формируют. Далеко не всегда туда попадают дети, обладающие соответствующими способностями и желанием развиваться в данном направлении. Нужен специальный отбор, а его нет, потому что он не всегда выгоден школе. Кроме того, чтобы показывать высокие результаты на олимпиаде по физике, ребенок должен хорошо владеть математикой. Но, как правило, кто имеет успехи в математике, на физику не идут.


— Почему?


— Эти дети и так загружены. К тому же математика обязательна при сдаче ЕГЭ, а физика — нет. Хотя ученики из Данкова на областном уровне занимали призовые места по физике.


— А как быть с репетиторством? Почему оно, на ваш взгляд, получило именно сегодня такое распространение? Правы ли те, кто говорит, что это — свидетельство снижения качества школьного образования?


— Нет, причина, по-моему, другая. Репетиторство нужно тем, кто хочет поступить в вуз, причем в хороший, престижный, и на бюджетное место. Для этого необходимо получить очень высокий балл на ЕГЭ, и родители, обращаясь к репетитору, стремятся таким образом подстраховать своего ребенка.


— Значит, спрос рождает предложение?


— Да. Этот спрос всегда был, другое дело — не в таких масштабах. Есть и другая причина: была бы у учителя зарплата по-настоящему достойной, пришел бы он после работы домой, лег на диванчик — зачем ему еще в свободное время трудиться?


— Но вы согласны с тем, что репетиторство размывает понятие бесплатного образования?


— Образование — не самое плохое, за что можно платить. А учитель в школе честно отрабатывает те деньги, которые ему платит государство. В девяностые годы по полгода мы не получали зарплату, но не убежали никуда и хуже, поверьте, не учили.


— Вам предстоит участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года». Каков настрой?


— Все усилия приложу, чтобы достойно представить нашу область.


— В заключение вопрос философский: каким должен быть современный учитель?


— Во-первых, человечным. Во-вторых, профессионалом в своей области. Он должен уметь научить чему-то ребенка, но и сам может чему-то научиться у него. И главное — учитель должен быть порядочным, обладать педагогическим тактом.


— Как образ героя из фильма «Доживем до понедельника»…


— А почему нет? Хорошее не устаревает.



Р.S. Финал Всероссийского конкурса «Учитель года» стартует завтра. Пожелаем нашему земляку удачи. Будем держать за вас, Сергей Владимирович, кулаки!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 24 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

Животноводы бьют рекорды

// Сельское хозяйство

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова // Культура

На чемпионской высоте (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество



  Вверх