lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 сентября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Разрешай неразрешенное, или Об особых методах Сергея Каверина

В Липецке стартовал финал Всероссийского конкурса "Учитель года-2012"
21.09.2012 "Молодежный вестник". Олеся БОЛЫШОВА
// Образование
Фото П. ОСТРЯКОВА
Фото П. ОСТРЯКОВАФотографируясь на обложку, ребята поначалу сохраняли серьезный вид, но потом разошлись. А педагог не против, порой и пошалить можно.

Однажды нерадивый ученик не подготовился к уроку. Педагог из данковского лицея № 4 Сергей Каверин решил дать ему шанс и предложил ответить по любой теме. А когда юноша не смог сделать и этого, учитель расширил область знаний. В итоге старшеклассник прочитал наизусть басню «Слон и Моська», за что получил удовлетворительную оценку. По физике, потому как Сергей Владимирович преподает именно этот предмет.


ОПОЗДАЛ? ТАНЦУЙ!


– Конечно, не все коллеги одобряют подобные методы, но время диктует свои условия, – делится мой собеседник. – Поэтому я уверен: каждый ученик должен чувствовать, что ему всегда дадут возможность исправиться. Когда я только начинал работать, директор данковской школы № 5 сказала мне: «Сегодня в образовании нужны не столько хорошие предметники, сколько люди, которые воспитают в ребятах лучшие качества». Эти слова стали моим педагогическим кредо.


И отдача, несомненно, есть: тот нерадивый ученик, читавший басню, вряд ли в следующий раз не подготовится к уроку, ведь ему стыдно перед товарищами, которые понимают, что оценка получена незаслуженно. А опоздавший, которому Сергей Владимирович предлагает станцевать около двери в класс, на очередное занятие обязательно придет вовремя.


– Не понимаю тех, кто жалуется, что дети плохо себя ведут и с ними трудно работать, – замечает преподаватель. – Сами, что ли, не учились в школе? Предмет не может нравиться всем без исключения, но в наших силах сделать так, чтобы ребята шли на урок хотя бы без отвращения. А высшее достижение, когда с нетерпением ждут занятий те, кому в силу склада ума не дается эта наука. И не формулы вспомнит спустя много лет последний троечник, а отношение наставников, их уроки жизни, которые помогли ему стать достойным человеком.


ПРОПАЛ ИНТЕРЕС – ИЩИ ПРИЧИНУ


В конце каждой четверти на уроках физики ребята обязательно смотрят фильмы – научно-познавательные или художественные – и обсуждают их. Какие-то, к примеру о Чернобыле, приносят школьники.


– Физика – наука удивительная: позволяет объяснять закономерности окружающего мира, – рассказывает Сергей Владимирович. – И эта практическая значимость вызывает интерес, а если его нет – значит, ты недоработал и нужно искать причину в себе.


Как выйти из такой ситуации, моему герою хорошо известно. В его копилке – сотни педагогических решений. И с каждым годом их становится все больше: в новых условиях – соответствующие методы. К примеру, четвертных «неудов» Каверин не ставит никогда – лучше предложит потенциальному двоечнику необычное задание. Даст, допустим, спектроскоп и поручит сфотографировать спектр. Поймать кадр сложно, но возможно – для этого нужна особая сноровка. Если ученик сомневается в том, что задание выполнимо, педагог доказывает обратное собственным примером.


В отношении мешающих ходу урока мобильников у моего собеседника тоже особая позиция. Запретами проблемы не решить, а вот минусы обратить в плюсы по силам. Сергей Владимирович приучил применять сотовые на своих занятиях. К примеру, использовать функцию калькулятора для вычислений. На уроках, посвященных электромагнитным волнам, мобильник вообще оказался в центре внимания. Телефоны, как показали лабораторные опыты, даже в выключенном состоянии – источник излучения. В дополнение к практике ребята посмотрели документальный фильм об эксперименте – из куриных яиц, рядом с которыми работали сотовые, вывелось гораздо меньше цыплят.


– Как и в любой сфере, случаются огорчения, но работой я очень доволен, – признается Сергей Владимирович. – После проведенного урока не раз ловил себя на мысли, что выбрал профессию по душе. Конечно, педагогическая специальность на некоторое время утрачивала престиж, но сегодня отношение к учительству меняется. Прибавка к зарплате, стабильность, возможность видеть результат работы только прибавляют энтузиазма.


Общение с подростками, порой непростыми по характеру, Каверин относит скорее к плюсам, чем к минусам: есть где проявить педагогические способности. Контакт находит на удивление быстро. Видели бы вы, как легко и просто он управляется с ребятами! Посмотрите на обложку «Молодежного вестника» – разве сияли бы так глаза старшеклассников, будь рядом безразличный им человек? Секрет взаимопонимания – в умении учителя говорить с ребятами на их языке. Что делать, если тебя провоцируют шутками на грани дозволенного? Криком ничего не добьешься. Да, иногда нужно одернуть, повысив голос, но не всегда. Ученики удивляются, не увидев обычной реакции, – наставник не смутился, не выгнал из класса, а ответил шуткой, причем понятной им. И потому сбавляют обороты.


А уж как гордятся школьники, что их любимый педагог стал победителем областного конкурса «Учитель года»! Правда, сам Каверин не стремился к славе:


– Вокруг столько достойных коллег, и каждого смело можно назвать «учителем года» – и новатора, который не боится использовать в работе самые современные технологии, и учительницу, всю жизнь отдавшую школе. А в конкурсе могут принять участие лишь единицы.


Блиц для героя


– В чем ваш секрет педагогического успеха?


– Мне очень близки слова одного музыканта о том, что успешность человека определяется его способностью приспособиться к современной ситуации.


– Что самое сложное в работе с детьми сегодня?


– Мне кажется, современные школьники сильно повзрослели. Они не понимают, что еще дети. Стараются подражать взрослым и оттого заняты решением надуманных проблем. Это мешает им погружаться в учебный процесс.


– Самый яркий случай из педагогической практики...


– Я только пришел работать в школу. Как это часто бывает, ребята решили испытать нового учителя – и натерли доску мылом, чтобы на ней не писал мел. Смекнув, в чем дело, возмущаться и ругать не стал, а предложил весь материал под диктовку, включая рисунки и схемы, начертание которых объяснял на пальцах. Так что дети, получается, сами себе насолили. Больше они так не шутили.


Штрихи к портрету


– В детстве очень любил путешествовать с семьей, поэтому мечтал стать железнодорожником. Но родители побоялись отпустить сына в Москву и порекомендовали поступить в Елецкий государственный педагогический институт, где тогда на начфаке училась их дочь. Кстати, Ольга Владимировна Громова сейчас тоже работает в данковском лицее № 4.


– Поразмыслив о выборе факультета, Сергей планировал подать заявку на модную в то время информатику, но случайно испортил бланк. Тогда отец, учитель физики, переспросил: «А ты уверен, что хочешь учиться именно на этом факультете?» И мой герой в новом варианте записал: «Физмат».


– Учителем физики работает 17 лет.


– Первая запись в трудовой книжке – с печатью хлебозавода. В течение двадцати дней трудовой практики девятиклассник грузил в машины хлеб.


– Свободного времени у педагога мало – его с удовольствием приглашают дополнительно готовить детей к сдаче ЕГЭ. В редкие минуты отдыха Сергей Владимирович любит играть на гитаре. Радуют и домашние питомцы – кошка и собака.


P.S.


Вчера в Липецке стартовал финал Всероссийского конкурса "Учитель года-2012". За звание абсолютного победителя будут бороться 77 лучших педагогов со всей страны. Среди них наш земляк, учитель физики данковского лицея № 4 Сергей Каверин, ставший в этом году победителем областного конкурса «Учитель года». Пожелаем ему удачи!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх