lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 сентября 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

«Педагогической системе необходим независимый арбитр»

01.09.2012 "Липецкая газета". Сергей Малюков
// Образование

Сегодня, 1 сентября, Россия отмечает День знаний. В каком направлении будет развиваться наша школа в новом учебном году, какие задачи перед отраслью стоят на перспективу, что на практике означает переход на новые образовательные стандарты? На эти и другие вопросы, волнующие педагогов и общество, в интервью «Липецкой газете» отвечает начальник областного управления образования и науки Юрий Таран.


— Юрий Николаевич, какие приоритеты для сферы образования области вы считаете главными в новом учебном году? Изменился ли курс с приходом нового министра?


— Начатая несколько лет назад модернизация общего образования продолжится. Приоритеты остаются неизменными — повышение качества образования, совершенствование системы оценки профессионализма педагогов, укрепление материальной базы, рост заработной платы учителей и других категорий работников. В новом учебном году мы будем работать над выполнением указа президента Владимира Путина «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В частности, в соответствии с ним планируется ликвидировать на территории области очереди в дошкольные детские учреждения в течение двух лет.


Лично я считаю одной из важнейших задач для сферы образования области организацию конструктивного сотрудничества между педагогами и родительской общественностью. Хватит взаимных упреков, пора переходить к диалогу и совместной работе. Её формы давно известны, не нужно изобретать велосипед. Если родительский комитет будет обсуждать не только по сколько собирать на цветы к Дню учителя, а станет предъявлять жесткие обоснованные требования к качеству образования и вместе с педагогами контролировать его, то от этого выиграют все, в первую очередь дети. Пока каждая сторона будет стремиться перекладывать ответственность друг на друга — ничего не изменится.


— Проблему качества образования призваны решить новые образовательные стандарты. Как проходит в области переход на них?


— Сегодня утверждены все стандарты общего образования. С 1 сентября 2012 года по стандартам начальной школы будут обучаться около 22 тысяч учеников начальной школы (из них около 11 тысяч первоклассников). Апробационный переход на стандарты основного общего образования запланирован на 2013 год. По сути, предъявляются новые требования к условиям реализации учебной программы. Это и материально-техническая база с привлечением современных информационных технологий, организация внеурочной деятельности учащихся во второй половине дня (с привлечением учреждений дополнительного образования), их отдыха и питания; и новые требования к кадрам (100-процентное повышение квалификации всех учителей, приступающих к реализации новых образовательных стандартов).


Поэтому работа дня сегодняшнего — «подтянуть» все школы до соответствия уровню условий реализации стандарта. Активнее развивается взаимодействие учреждений дополнительного образования со школами. В 2012 году закуплено учебное оборудование, отвечающее требованиям стандарта: компьютерная техника, в том числе для внедрения дистанционных технологий; 55 кабинетов химии и биологии, где наряду с пробирками и колбами цифровые микроскопы, цифровые лаборатории, интерактивные доски, проекторы; интерактивные комплексы в каждый 1-й класс ( всего 631); спортивное оборудование, в том числе 946 мобильных комплектов спортинвентаря (для футбола, волейбола, легкой атлетики, хоккея, настольного тенниса, фитнеса). Теперь дело — за повышением квалификации педагогов.


— К сожалению, вопросы качества образования по-прежнему стоят достаточно остро. На недавнем областном педагогическом форуме отмечалось, что уровень доверия населения к образованию снизился. Как мотивировать педагогов работать более эффективно и творчески, повышая свой профессиональный уровень?


— Для этого уже сделано и продолжает делаться немало. Отличная возможность проявить себя — участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года Липецкой области» и в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Лучшим педагогам присуждаются областные премии имени К.А. Москаленко. Ежегодно 27 победителей конкурсов и премиантов получают денежное вознаграждение в размере от 50 до 250 тысяч рублей.


Безусловно, очень важна материальная мотивация учителей. В рамках новой системы оплаты труда появилась возможность выплат по результатам деятельности из стимулирующего фонда. Кроме того, внедряются новые модели аттестации педагогических кадров через систему оценки качества образования и дифференциацию оплаты труда педагогических работников с учетом результатов профессиональной деятельности. Это, так сказать, «джентльменский набор». Также должна быть реальная, а не показушная заинтересованность всего общества в качестве образования, в эффективности работы педагога. Системе образования нужен заинтересованный, но независимый арбитр. И в моих словах нет противоречия. Заинтересованность — это учет того, что образование — высшая социальная ценность, а независимость — главный критерий объективности. Таким арбитром должно выступить все родительское сообщество.


— Репетиторство и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые зачастую не вполне легально, по-прежнему процветают. Есть ли способ вывести таких учителей из тени, переведя их бизнес на законную основу?


— Во-первых, необходимо развести два понятия: образовательные услуги сверх образовательной программы (преподавание углубленного курса предмета, второго или третьего иностранного языка и т.п., то есть того, что не входит в стандарт) и репетиторство — натаскивание ученика на сдачу ЕГЭ (знания, которые проверяются ЕГЭ, должны быть предоставлены бесплатно в рамках стандарта).


Легализацию первого вида услуг необходимо провести в рамках образовательного учреждения, то есть услуга предоставляется не физическим, а юридическим лицом и востребованность таких услуг работает на имидж учреждения.


Потребность в услугах второго вида обусловлена, прежде всего, самим обществом: родителями, учителями, учениками. Пока не будет развеян миф о том, что без дополнительной подготовки ЕГЭ не сдать (который создан определенной частью учительства), изменить будет что-то очень сложно. Спрос рождает предложение. Кроме этого, в обществе бытует мнение, что за те деньги, которые получают учителя в школе, качество знаний требовать нельзя. Поставить рядом с каждым репетитором налогового инспектора невозможно, и заставить родителя при заключении соглашения с учителем спрашивать документ об уплате налогов тоже не получится. Вывод: изменить что-то можно только сообща и прежде всего требуя качества образования в школе.


— Выпускники 2012 года сдали ЕГЭ по отдельным предметам несколько хуже, чем их предшественники в прошлом году. Одновременно были и неожиданные, аномально высокие результаты тестов. Что кроется за этой статистикой?


— Проведённый анализ результатов ЕГЭ показал, что практически по всем предметам, по которым выпускники сдавали Единый государственный экзамен в 2012 году, средний балл в области сложился выше, чем в среднем по России. Наиболее высокие результаты по русскому языку, математике, физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории и обществознанию. Тем не менее если в 2010 и 2011 годах доля «двоечников» по обязательным предметам ЕГЭ в Липецкой области была существенно ниже, чем в целом по России, то в 2012 году количество «двоек» увеличилось и стало сравнимым с общероссийскими показателями. «Прирост» отрицательных результатов наиболее высок в Данковском, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Краснинском, Липецком, Становлянском районах и Ельце — по русскому языку, и в Воловском, Задонском районах и опять же в Ельце — по математике. Жесткие, нелицеприятные выводы из этих результатов уже сделаны. Будем работать над ошибками.


— В ходе прошлой нашей встречи вы сказали, что во главе школ должны стоять современные высококвалифицированные менеджеры. Удалось за прошедший год решить кадровый вопрос? А как обстоят дела с притоком в школу молодых учителей?


— С 2011 года 39 руководителей и заместителей руководителей органов управления образования, директоров и заместителей директоров образовательных учреждений прошли обучение в Москве и Воронеже в рамках реализации федеральной программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011—2014 годах». Более сотни руководителей повысили свою квалификацию на базе липецких вузов. Кроме того, в соответствии с поручением Президента РФ в настоящее время прорабатывается вопрос о переходе на конкурсную систему отбора руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений с публичным представлением программы развития общеобразовательного учреждения и последующим заключением срочного трудового договора с победителями конкурса.


Дефицита педагогических кадров в области нет, проблема в том, что молодые специалисты не спешат оставаться в школах. В 2012 году в образовательные учреждения области направлено 250 выпускников педагогических учебных заведений, подготовленных по целевому набору, к работе приступили 75 человек.


К сожалению, до сих пор вопрос привлечения молодых кадров для директоров школ и заведующих детскими садами не является приоритетным. Сами они редкие гости в наших вузах и колледжах. И даже в системе оплаты труда некоторых учреждений не заложены ресурсы поддержки молодых специалистов. Такое отношение к проблеме на местах необходимо менять.


Сегодня для привлечения молодых специалистов действуют следующие меры:


— в рамках новой системы оплаты труда бюджетников внесены изменения в нормативные акты, в части повышения диапазона должностных окладов педагогических работников со стажем работы от 2 до 5 лет;


— областным отраслевым Соглашением установлены ежемесячная стимулирующая выплата молодым специалистам в течение первых пяти лет работы после окончания учреждений высшего или среднего профессио­нального образования в размере не менее 30 процентов от ставки заработной платы (должностного оклада), и выплата за ученую степень кандидата наук — до 50 процентов должностного оклада (ставки);


— в целях оказания государственной поддержки молодым учителям в приобретении или строительстве жилья в области реализуются областные целевые программы: «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011—2015 годы», «Ипотечное жилищное кредитование на 2011—2015 годы», «Свой дом на 2011—2015 годы», «Социальное развитие села на 2011—2013 годы»;


— постановлением администрации Липецкой области № 182 от 18 мая 2012 года утверждена областная целевая программа: «Ипотечное кредитование молодых учителей на 2012—2016 годы». Социальная выплата предоставляется однократно участникам вышеназванной Программы на субсидирование в полном объеме первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых.


— В конце сентября Липецк впервые принимает всероссийский конкурс «Учитель года». Чему, на ваш взгляд, стоит поучиться педагогам области у своих коллег из других регионов?


— С 22 сентября по 2 октября Липецк станет педагогической столицей России. Мы увидим, как работают победители региональных конкурсов, то есть получим определенный срез профессионального мастерства учительства страны. Конечно, в первую очередь это личный опыт и педагогические приемы, основанные на практике самого конкурсанта, но от этого они не становятся менее ценными. Жесткий регламент конкурса предусматривает проведение большинства мероприятий в закрытом режиме. Однако планируется организовать трансляцию в сети Интернет. Таким образом, каждый педагог сможет получать ценную информацию из первых рук. Главное сейчас — создать все условия для проведения конкурсных испытаний. И 12-я гимназия и ЛГПУ полностью отвечают всем современным требованиям и готовы принять лучших педагогов.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 17 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +6 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы
// Здоровье

Лазер против слепоты

Лилия Сергучева, врач-офтальмолог областной больницы № 2
// Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко
// Здоровье

Промедление опасно для жизни

Елена Рыбина, врач-невролог Липецкой областной клинической больницы
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Все, что мимо любви, бессмысленно и напрасно

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование



  Вверх