lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
13 августа 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Под крылом самолёта – век

13.08.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ, Александр ЮШКОВ (фото), Павел ОСТРЯКОВ (фото)
// Общество
Нынешний и бывший начальники Липецкого авиацентра – генерал-майоры Харчевский и ЧагаПоздравления от коллег: торжественное собрание посетил начальник управления МВД России по Липецкой области генерал-майор Юрий Дмитриевич ДекасовДелегация военнослужащих и ветеранов 8 августа почтила память авиаторов всех поколений, возложив цветы и венки к памятникам авиаторам, Барашеву, Гагарину, а также на Евдокиевском кладбищеВоспитанники молодёжного клуба «Юный авиатор»
Николай Иванович Чага

В прошедшее воскресенье отмечался большой праздник – столетие ВВС России. Для липчан эта дата стала особенной, ведь в нашем городе располагается крупнейший авиацентр страны.


Заоблачное шоу


12 августа в подмосковном городе Жуковский, где прошли основные общероссийские торжества, липецким пилотам выпала честь открывать и закрывать программу международного авиационного праздника на аэродроме «Раменское». Приготовления и тренировки начались загодя. По словам начальника 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации в Липецке, заслуженного военного лётчика, генерал-майора авиации Александра Николаевича Харчевского, в авиашоу откомандировано участвовать более половины всех летательных аппаратов и экипажей из липецкого центра: истребители, штурмовики, бомбардировщики, вертолёты. Старт восьмичасового авиамарафона «Открытое небо», который обещал стать одним из самых зрелищных за всю историю российских ВВС, дала шестёрка липецких штурмовиков Су-25. Закрывать шоу планировалось уже в составе девятки. Самолёты с помощью разно­цветного дыма «растянули» в небе российский триколор. К особому статусу липецким лётчикам не привыкать: десять лет назад, когда отечественная авиация отмечала девяностолетие, именно Александру Николаевичу Харчевскому доверили в честь праздника «прокатить» на своём истребителе Владимира Владимировича Путина до Чечни и обратно. Полёт длился семьдесят минут, в процессе чего бесстрашный «второй пилот» Путин даже самостоятельно выполнил фигуру высшего пилотажа – под бдительным присмотром Харчевского, разумеется. О многом говорит то, что президент доверяет свою жизнь липецкому асу. Так что эффектно открыть праздник, на который бесплатно было распространено более ста тысяч приглашений, – задача для наших лётчиков уж точно посильная.


– Главная идея авиашоу в Жуковском, – рассказывает Александр Харчевский, – показать, как развивалась военная авиация за эти сто лет: начиная от легендарных По-2 и заканчивая современными стратегическими бомбардировщиками, новыми многоцелевыми самолётами и, конечно, вертолётами, равных которым в мире на сегодняшний день не существует. Продемонстрировать достижения науки, техники, технологии – очень важно. Ведь российскими конструкторами и инженерами в каждый летательный аппарат вложено столько души, ума, интеллекта, что он становится практически живым.


Начальник отдела боевой подготовки Липецкого авиацентра Юрий Дмитриевич Грицаенко делится подробностями процесса подготовки наших асов к воздушному шоу «Открытое небо».


– Сроки были обозначены достаточно сжатые, поэтому темп работы был сразу задан очень интенсивный. Мы выполняем интересные, красивые фигуры высшего пилотажа, которые, надеюсь, произведут должное впечатление на гостей. Липецкие лётчики продемонстрируют в небе пилотаж самолётами разного типа: Су-34, Су-27, МиГ-29, Су-24, Су-25, понравится зрителям и ближний воздушный бой – естественно, учебный. Его покажет пилотажная группа «Соколы России» на Су-27. Причём, заметьте, над «Раменским» взлетят офицеры званием от старшего лейтенанта до генерал-майора. Но все – лётчики первого класса, их можно смело называть истинными мастерами, способными выполнить любые задачи.



В Жуковском хорошо, а дома лучше


Перед тем как отправиться под Москву потрясать воображение зрителей немыслимыми воздушными пируэтами, липецкие лётчики – пусть и с меньшим размахом – отметили профессиональный праздник в родном Авиацентре.


– Это хорошая эмоциональная и психологическая разгрузка для личного состава перед главными событиями в Жуковском, к которым мы сейчас активно готовимся, – уверен Юрий Грицаенко.


В прошедшую среду, 8 августа, на торжественное заседание в Авиацентре собрались действующие кадры и ветераны авиагарнизона, а также гражданский персонал. Лучшие из лучших получили к празднику почётные грамоты и ценные подарки, медали. Само собой, не могло обойтись и без военного оркестра, которому чаще всего пришлось в тот день играть туш. Ну и как же не спеть столь любимые «Потому, потому что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу»? Поздравить авиаторов не забыли и первые лица области и города. Первый заместитель главы администрации области Юрий Николаевич Божко абсолютно убеждён: вся история российской авиации связана с липецкой землёй.


– Девяносто шесть лет авиационной истории Липецка и сто лет авиации России – они почти ровесники, – восклицает Юрий Николаевич. – Нет такой семьи в Липецке, которая так или иначе не была бы связана с Авиацентром. Липецк славен тремя своими ипостасями: город металлургов, город-курорт и, конечно, город авиаторов – это неоспоримо. Мы говорим лётчики – подразумеваем Липецк. Здесь воспитаны многие легендарные пилоты и космонавты, прославившие боевую честь нашей родины. Это гордость ВВС, гордость России.


Заместитель главы администрации города Сергей Николаевич Трошкин вместе с почётными наградами передал военным поздравления от всех жителей Липецка.


– Небо России защищают отважные люди, они продолжают доблестные традиции героев Первой мировой войны, Великой Отечественной. Крылатые защитники Отечества, конструкторы, инженеры и техники всегда были воплощением мужества, мастерства, трудолюбия. Особое почтение и благодарность – героям, которые живы, и тем, кто получил это высокое звание посмертно. Позвольте передать вам слова глубочайшего уважения от главы города Липецка, здоровья и успеха вам, вашим детям и родственникам.


– Заслуги Липецка, тактической школы, которые зарождались на нашей земле начиная с посадки эскадрильи «Илья Муромец» в 1918 году, внесли огромный вклад в развитие авиационной промышленности и военной авиации в частности, – сказал Александр Николаевич Харчевский, который дорожит славными авиационными традициями нашего города. – С 1923 по 1933 год здесь располагалась школа подготовки лётчиков Германии. Так вот, пользы было больше для Советского Союза, нежели Германии. Пилотов подготовили чуть более двух сотен, зато в руки Советов попала бесценная информация о новейших самолётах из Европы, которые привозили в нашу страну в разобранном виде в качестве коммерческих грузов. Это создало предпосылки для массового зарождения конструкторских бюро, авиационных заводов. Импульс к продвижению науки, технологии и техники был дан именно наличием этой школы. Что греха таить, по сравнению с Европой мы в ту пору серьёзно отставали в плане оснащённости. Хотя уже тогда русские асы давали фору тем же немцам, что красноречиво подтверждает победа Валерия Павловича Чкалова в воздушном учебном бою, проведённом в липецком небе. Русский дух, характер, школа победили. История показывает, что в годы Великой Отечественной вой­ны советская авиация по некоторым параметрам превосходила технический потенциал наших противников. В самом начале войны страна сумела создать стратегические бомбардировщики, которые уже в августе 1941 сбрасывали бомбы на Берлин. У немцев не было летательных аппаратов, рассчитанных на такой значительный радиус действия. За десять лет в СССР сумели создать авиацию, способную тягаться со всеми европейскими войсками. Мы боролись против целого мира! Я считаю, что заложенный в довоенные годы потенциал успешно реализовался в период активных боевых действий, а потом уж и в мирное время вплоть до наших дней. Несмотря на некоторый упадок в военной отрасли, я вижу множество перспектив для авиации. Сейчас не обязательно так пристально смотреть в сторону наших соседей, мы должны и можем самостоятельно создать такой непобедимый щит, который обеспечил бы нам мирное небо над головой и спокойный сон нашим детям.



История авиации в витрине


Одним из главных мероприятий в локальном праздновании столетия ВВС стала замечательная выставка, открывшаяся в Липецком областном краеведческом музее. Экспозиция была подготовлена совместными усилиями музейщиков, ветеранов ВВС, сотрудников собственного Музея авиацентра (существующего, между прочим, с 1980 года!), историков и энтузиастов.


Авиатор-энтузиаст Сергей Юрьевич Ковалёв – один из авторов-составителей выставки «Липецкие крылья России». Благодаря его многолетним исследованиям и накопленным познаниям авиационная летопись нашего города становится более полной и захватывающей. Мы решили осведомиться у Сергея Юрьевича: на что стоит посмотреть в первую очередь?


– Обратить внимание я бы посоветовал на самое начало истории зарождения авиационных традиций в нашем крае. Об истоках как-то всё время забывают. Несмотря на празднование столетия российских ВВС, для нашего города всё-таки важнее столетие авиации Липецка. На протяжении века в этих местах постоянно базировались авиационные части, гражданская авиация. И история эта изобилует прелюбопытными фактами! Обнаружено имя первого липецкого пилота, стала доступной информация о его жизни – очень яркой и необычной. Также любопытно узнать об эскадре «Илья Муромец», базировавшейся тут в начале прошлого века. Достаточно заметный этап – история второй высшей школы красных военных лётчиков, работавшей в 1923-1924 годах. На выставке представлен довольно ценный экспонат – литературно-художественный журнал, издававшийся в этой школе. Примечательно его содержание: статьи, рассказы и даже дружеские шаржи. Вообще, рассказ о липецкой авиации, его главнейшие вехи неотделимы от персоналий. У нас учились и служили настоящие люди-легенды: космонавты Шаталов и Филипченко, Герой Советского Союза Михаил Водопьянов – уроженец города…


На стендах – книги, амуниция, предметы военного быта, исторические документы. На специальном мониторе – тематические фильмы, посвящённые истории авиации, маркам самолётов, известным лётчикам. На всё это с интересом взирают юноши и девушки, одетые по-военному. Кто же они?


Шеренгой на открытии выставки выстроились воспитанники подполковника Юрия Ильича Шеренгина – руководителя клуба «Юный авиатор». Клуб, кстати говоря, отнюдь не юн: в январе 2014 года он отметит пятидесятилетие. Причём в своём роде клуб стал первым в стране. Сам же Юрий Ильич был назначен руководителем «Юного авиатора» спустя два часа после того, как двадцать пять лет назад уволился из Военно-воздушных сил в запас.


– За тот век, что минул со дня создания авиации в России, многое изменилось и ещё будет меняться, поскольку веков ещё будет много. В том числе преображаться будет и методическая база, структура подготовки кадров. Одним из звеньев в этой цепи вот уже многие десятилетия является наш клуб – надёжный поставщик курсантов в военно-авиационные училища. Печально констатировать, что если в Советском Союзе таких учебных заведений было четырнадцать, то сегодня осталось лишь одно. Однако мы не унываем. Мои питомцы готовы защищать Родину – на земле и в небе. Своим стремлением эти молодые люди доказывают желание служить в войсках – кто-то в ВВС, кто-то в воздушно-десантных… Они преданы одной стихии. Увидеть земной шар с высоты полёта, восход солнца, когда на земле всё ещё ночь, закаты, когда люди ложатся спать, а лётчик находится в зоне солнечного свечения, – разве с этим может что-то сравниться?!


Слово ветерана


Молодёжь осуществляет преемственность поколений – это отрадно. Но нельзя забывать и о тех, кто уже отдал свой воинский долг. Военный пенсионер, генерал-майор авиации в отставке, бывший начальник Липецкого авиацентра имени Чкалова Николай Иванович Чага отслужил в ВВС тридцать восемь лет – с 1959 по 1997, а в Липецке оказался в 1963 году. Сейчас ветерану семьдесят лет, но командирская осанка и военная выправка, а также острая заинтересованность во всех процессах, происходящих в Вооружённых силах, никуда не делись. В праздничный день – слово заслуженному военному.


– Сегодня мы наблюдаем, что всё российское общество перестраивается, переформировывается. То же самое можно сказать и об авиации. Причём процесс происходит очень интенсивно. Я бы сравнил это с развитием связи: раньше мы и думать не думали ни о каких сотовых телефонах, а сегодня просто не представляем жизни без них. Армия, ВВС, полиция – органы с многолетней традицией, которую нельзя изменить в одночасье. Я, скорее, соглашусь с критикой нынешнего министра обороны Анатолия Сердюкова. В его руках сосредоточена огромная власть, но нет достаточного количества знаний и опыта. Для него ничего не стоит взять и поменять всё, перестроить, сломать. И окружают его не всегда компетентные в военных вопросах люди. Это люди, родившиеся и выросшие в Москве. Генералы производят на свет детей генералов, которые занимают места отцов в генеральном штабе. Они не видели, да и не могли видеть тягот и проблем армейской жизни в стране. И при этом – двигают военную науку, принимают ответственные решения. Это не правильно. Одна надежда, что войны не будет. А пока мы можем говорить о том, какие мы сильные и мощные. Действительно, техника у нас отличная. Памятна история, когда группа пилотов из четырёх человек под руководством Александра Николаевича Харчевского в учебных боях победила аналогичную «сборную» из ЮАР со счётом 59:0. Тогда их крылатые машины Су-27 и МиГ-29 были оборудованы сверхсовременными системами ведения боя. Но таких самолётов – раз-два и обчёлся. Большинство работает на штатном старье. У тех же американцев все самолёты имеют высокоточное оборудование: надо попасть в окно третьего этажа – именно туда ракета и попадёт. Отдельными экземплярами мы, конечно, можем похвалиться, есть что показать. Но переоснащение требуется сделать массовым.


Сейчас страна испытывает дефицит квалифицированных кадров – лётчиков, инженеров… Куда подевались грамотные профессионалы, богатейший опыт? Липецкий авиацентр всегда славился выдающимися преподавателями, уровнем подготовки. В прежние времена в Вооружённых силах существовало целых пять центров: армейской авиации, дальней авиации, военно-транспортной авиации, истребительной авиации ПВО и фронтовой авиации. В каждом коллективе планомерно велись глубокие научные изыскания, создавались методические пособия, специалисты выезжали в гарнизоны обучать своих коллег и следить за тем, насколько успешно их разработки внедряются на практике. Развитие научной мысли имело своей отправной точкой именно упомянутые центры. Сейчас центр остался один – в Липецке. Таким образом, остальные четыре ужались до размера отделов всего по несколько человек. Для военной науки это чрезвычайная ситуация! Политика концентрации войск губительна. При Советском Союзе силы, наоборот, рассредоточивали по территории, чтобы невозможно было одним ударом нанести непоправимый урон боеспособности. Сжать кулак смогли, а разжать будет гораздо сложнее. Радует лишь то, что и Министерство иностранных дел, и президент борются за мирное существование на планете. И ядерный запас всё-таки пока никуда не делся. Почему Америка так активно воюет с некоторыми государствами? Да потому что понимает, что они не смогут ответить ракетами. Однако для такой громадной территории, как наша, одни ядерные боеголовки гарантом безопасности выступать всё-таки не могут. Нужна сильная, хорошо оснащённая армия. Мы сейчас обладаем, скажем так, силами быстрого реагирования, достаточными для отражения небольших ударов. Для ведения стратегической войны оборонного потенциала, к сожалению, недостаточно.


Систему подготовки кадров, технического контроля, дисциплины личного состава необходимо срочно реорганизовывать! Причём не только в авиации, но и во всех остальных родах войск. Не стоит стесняться перенимать западный опыт, учиться у них, закупать современную технику. Если есть возможность общаться со всем миром – надо использовать эту возможность, зачем изобретать велосипед? Можно в небольшом количестве приобретать современное вооружение за границей, чтобы потом использовать технологии уже в своих разработках.


Будем надеяться, что необходимость в армии всё же сохранится. Вооружённые силы нужны. Нужна техника и специалисты, способные малыми силами решать большие задачи. Мы должны смотреть вокруг и оперативно подстраиваться под требования времени, действовать быстро. Я каждый день молюсь за лётчиков нашего центра. Чтобы не было неприятностей, связанных с полётами. Я вспоминаю, как часто бились самолёты в 60-х! Каждый год – по нескольку катастроф. А всё почему? Плохая техника! Сегодня, слава Богу, техника совершенно иная, на неё полностью можно положиться. Так вот, хотелось, чтобы и пилоты понимали свою ответственность, были дисциплинированны и внимательны. Если у штурвала нормальные адекватные люди, беды не произойдёт. Тот же МиГ-29 – мне самому как-то раз пришлось приземляться с одним работающим двигателем, поскольку второй отказал. Ну и что? Самолёт-то надёжный, он умный, он совершенный. Желаю, чтобы человеческий фактор вмешивался как можно реже.



то ж, мы не можем не присоединиться к словам Николая Ивановича Чаги и в свою очередь поздравляем его самого и всех авиаторов России! Для Николая Ивановича у нас, кстати, есть благая весть: теперь к его ежедневной молитве присоединятся молящиеся в домовом храме Липецкого авиацентра. Первую Божественную литургию в новом Ильинском храме 28 июля архиепископ Липецкий и Елецкий Высокопреосвященнейший Никон отслужил накануне двух знаменательных для Авиацентра событий: дня памяти святого Илии Пророка – покровителя русской авиации и столетия со дня образования Военно-воздушных сил.


– Во все самые сложные времена люди на Руси обращались к Богу, – сказал на открытии храма Александр Харчевский. – Теперь у наших солдат есть место, где они смогут помолиться. Я думаю, благодаря этому повысится воинская дисциплина, наши воины будут верны своему долгу. Ведь защищать свою семью и Отечество – священный долг мужчины.


Да пребудет Божественная благодать и удача с теми, кто к Господу чуть-чуть ближе остальных. С праздником, авиаторы!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье



  Вверх