lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 августа 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Все начиналось с «Муромцев»

09.08.2012 "Регион.Вести". Владимир МЕРКУРЬЕВ
// Общество

Славная дата – 100-летний юбилей ВВС России – будет отмечаться 12 августа. Именно в этот день в далеком 1912 году был издан приказ по Военному ведомству России о вводе в действие Штата воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, что принято считать началом создания военной авиации России.


А уже менее чем через год, в июле 1913 года, совершил свой первый полет первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь», созданный талантливым русским авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским (1889–1972). В результате его усовершенствования появился бомбардировщик «Илья Муромец», испытания которого начались 23 декабря 1913 года. Это было настоящее чудо техники. Прежде всего, поражали размеры самолета: длина 22 метра, размах крыла – 32. Четыре мотора по 100 л.с. каждый придали ему поистине богатырскую мощь. Не случайно на новой машине было установлено несколько мировых рекордов грузоподъемности, дальности, высоты и продолжительности полета.


В начале 1914 года было принято решение о серийном производстве самолетов «Илья Муромец», которые предполагалось использовать в качестве дальних разведчиков и бомбардировщиков. Решением военного министра России 23 декабря 1914 года было введено в действие «Положение об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это было первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков, и с тех пор 23 декабря отмечается как День дальней авиации России.


Боевое крещение эскадра приняла в боях под Винницей. За всю Первую мировую войну из 76 «Муромцев», произведенных на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге, только один был потерян в воздушном бою – 12 сентября 1916 года. Тогда «Илья Муромец XVI» отразил нападение семи немецких истребителей, три из которых были сбиты. Наш бомбардировщик, получив около трехсот пробоин, пошел штопором к земле.


После Октябрьской революции ранее надежное боевое соединение «Илья Муромец» разделилось на два непримиримых лагеря. Большинство офицеров летного состава не приняло идей революции и покинуло эскадру. В январе 1918 года начальником отряда и одновременно командиром воздушного корабля «Илья Муромец Киевский» был утвержден офицер рабоче-крестьянского происхождения И.С. Башко.


Воспользовавшись неразберихой на фронтах, немцы и австрийцы пошли в наступление. 21 февраля австрийцы вышли в район базирования эскадры. Несколько кораблей взлетело «под носом» у врага. Но основная база эскадры была разгромлена и разграблена.


Башко, который также сумел улететь от неприятеля, направили в Нижний Новгород исполнять приказ главного командования Красной Армии «О воссоздании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». В городе было сосредоточено девять самолетов. Однако неблагоприятная обстановка на фронте вынудила искать более спокойное место для размещения базы эскадры. Было решено обустроиться в Липецке: железнодорожная станция и рядом огромное поле ипподрома, здесь уже испытывали самолеты «Моран» французской конструкции. Три разобранных «Муромца» 6 октября отправили по железной дороге. Башко вылетел следом.


В своих воспоминаниях прославленный советский летчик М.В. Водопьянов, военная служба которого началась именно в этой части, так описывает переполох, вызванный появлением самолета «Илья Муромец»: «Старухи выбежали из домов с криком: «Конец миру пришел! Нечистая сила летит!» В это же время более опытные наблюдатели – бывшие солдаты – заметили, что от самолета отделяются какие-то предметы, и живо скомандовали: «Бомба! Ложись!» Началась паника. Люди лежат, замерли и ждут, кто «конца света», кто взрыва. Наконец кто-то из бывалых солдат, заметив место, куда сброшена «бомба», осторожно подполз к ней. Он обнаружил пакет с бумагами, это была пачка листовок с призывом молодого Советского правительства на борьбу с белогвардейцами».


Прибывшие по железной дороге самолеты срочно собирали, и вскоре они приняли участие в боях против войск А.И. Деникина на Южном фронте. «Илья Муромец» – настоящая воздушная крепость: три человека экипажа, три пулемета, до 500 кг авиабомб. Были на вооружении и металлические стрелы, которые, падая с душераздирающим визгом, могли пронзить всадника с лошадью. А еще летчики брали с собой дырявые банки и бочки. При падении эти предметы издавали такой звук, который приводил в ужас людей и лошадей. Лошади вставали на дыбы, сбрасывали всадников, разбегались в разные стороны. Конные атаки захлебывались. На большой высоте самолеты были недосягаемы для стрелков с земли. Чтобы пули не попадали в членов экипажа, на сиденья клали большие сковороды.


10 августа 1919 года начался рейд генерал-лейтенанта К.К. Мамонтова по тылам Красной Армии: белая кавалерия захватила Тамбов, Раненбург, Лебедянь, Елец, Задонск, Грязи, Воронеж. Красные «Муромцы» приняли активное участие в боях с мамонтовцами. А в Липецке с той поры поле, где размещались самолеты, стало называться аэродромом, отсюда начал развиваться липецкий авиагарнизон.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 23 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +28 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спартакиада в честь героев

Иван Афанасов
// Общество

Чтобы новоселье состоялось

Нина Вострикова
// Власть

С боями по волнам Истории

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

«Мы всегда одни из первых на выставке...»

Александр Хаустов // Сельское хозяйство

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

А осенью поедем с ветерком…

Николай Рощупкин // Общество



  Вверх