lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 августа 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

«Святые родники» в Русском Иерусалиме

06.08.2012 "ЛГ:итоги недели". Ольга Глушкова, Николай Черкасов (фото)
// Культура

К святым источникам на Руси отношение особое, трепетное. К ним тропа народная не зарастает никогда. Идут люди к воде живой и целительной, способной излечить от недугов телесных и душевных.


Смотреть фоторепортаж с фестиваля.


А есть ещё один источник – искусство. Музыка, стихи, творения мастеров народных промыслов, объединённые единым замыслом – прославлением Бога, тоже способны творить чудеса. Журчит вода родника, пробиваясь из-под земли и прокладывая свой особый маршрут меж камней, травы и деревьев. Льются разноголосые звуки духовной песни, разносясь далеко окрест, завораживая разум, просветляя душу. Ну не чудо ли!


И вот такое единение святости нерукотворных источников и созданного человеком искусства мы наблюдали в Русском Иерусалиме – в Задонске. Здесь 28 июля прошёл большой фестиваль православной духовной музыки, поэзии и народного искусства «Святые родники». Он собрал около пятисот участников из Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Курской, Владимирской областей.


Фестиваль учредили год назад управление культуры и искусства Липецкой области и администрация Задонского района. А организацию взял на себя областной центр культуры и народного творчества и отдел культуры Задонской районной администрации.



Конь-огонь и камень зари


Праздничная суета охватила главную городскую площадь задолго до торжественной церемонии открытия фестиваля. Она потихоньку превращалась в «Город мастеров». Подъезжали один за другим народные умельцы, мастера декоративно-прикладного искусства из разных районов области и других регионов. Осмотревшись, они распаковывали свои богатства – авторские работы – и аккуратно расставляли их на столиках. Импровизированные витрины были укрыты в тени больших шатров. А те, что остались под палящими лучами солнца, умельцы оборудовали зонтами.


Да, жара в этот день стояла нешуточная. В 10 утра уже 25 градусов. Разгар ярмарки мастеров пришёлся на самый пик солнечной активности – полдень.


Надежда Владимировна Голикова – народный мастер России. Это звание она получила за плетение кукол-оберегов из... кукурузных листьев и рогоза.


– А вы кукурузу сами для своих кукол выращиваете? – интересуюсь у мастерицы.


– Да нет, на базаре у торговцев отходы забираю, – улыбается Надежда Владимировна и делится технологией. – Сначала листья нужно высушить. А перед тем, как начать плести, размочить в воде. Остов куклы делаю из рогоза – болотной травы.


– Кукурузные листья не такие уж прочные, наверное, и куклы недолго хранятся.


– Да что вы! – изумляется мастерица. – Они долгие годы будут как новые. Ещё и внукам достанутся. У меня к куклам отношение особое, трепетное. Детство моё пришлось на военные годы, вот и не наигралась я. Теперь восполняю. Сейчас с детьми стала заниматься, учу их плетению.


Из болотной травы, что в народе камышом зовётся, Надежда Голикова делает лапти, корзинки, даже кепки и шляпки.


– Лапти не успеваю мастерить, – говорит Надежда Владимировна. – Столько заказов, что очередь выстраивается. Кто сносит, за новыми приходит. Колодки у меня с обувной фабрики, все по размерам. Я всю администрацию курскую в лапти обула, и даже швейцарскую баронессу – на заказ ей лапти плела.


– Неужели она к вам в Курск за лаптями приезжала? – удивляюсь.


– Это я в Швейцарию ездила, возила свои работы на выставку народных ремёсел, – рассказывает умелица. –  И в Германии была, и в Дании. Там только и успевала плести оберег «конь-огонь». Большим спросом пользовался. Свой материал закончился, так я из датской травы приноровилась коньков делать. Конь-огонь – оберег для мальчиков, символ чистоты и мужества. Раньше такими коньками украшали дома, выставляя оберег на самой высокой точке крыши.


Надежда Владимировна познакомила меня и с курским соловьём. Я поначалу думала, что эти глиняные фигурки-свистульки – что-то вроде романовской игрушки. Но мастерица рассказала об исконно курской традиции изготовления из глины маленьких свистулек с привязанными к ним бубенчиками (обязательная деталь) – курского соловья. И показала как из свистульки нужно выдувать незатейливые мелодии.


Соседка Надежды Владимировны по ярмарке – тоже курянка. Анна Викторовна Шемраева делает украшения из бисера, кожи и самоцветов. Мне понравился медальон из бордовой кожи, обрамляющей розовый с серыми прожилками родонит.


– Это камень художников, творческих людей, – говорит Анна Викторовна. – Розовый цвет раскрывает способности, а серый – от нехороших мыслей охраняет.


«Родон» в переводе с греческого означает «роза». Зовут родонит и «камнем зари». Восхищаясь нежно-розовыми, рассветными, малиновыми, насыщенными розово-вишнёвыми красками родонита, люди дарили ему названия столь же прекрасные, как и он сам. На Руси этот камень называли «рубиновым шпатом» или «баканом» (старинное название багряной краски).


Так с лёгкой руки курской умелицы её медальон с родонитом перекочевал в мою шкатулку.



Кукла с лапоточками


Вера Андреевна Живанович – известная липецкая мастерица – привезла в «Город мастеров» свои великолепные куклы. Самое важное – их одеяние. Как правило, это этнографические костюмы, характерные для той или иной местности.


– Я сегодня приехала в Задонск и сделала новую куклу, – рассказывает Вера Андреевна. – Заготовка уже была, дошила костюм, а у мастерицы из Суздаля купила вот такие чудесные лапоточки. С ними образ стал более цельным. Теперь эта кукла моя любимица.


Ткань для кукольных костюмов Вера Живанович берёт из своих запасов: кое-что досталось от родственников, но большая часть – мамино наследство, целый сундук добра.


Любовь к кукольному ремеслу Вера Андреевна пронесла через всю свою жизнь. Долгое время изучала традиции изготовления кукол-оберегов. В старину они «прописывались» в каждом деревенском доме. Без них ни обряд совершить, ни ребёнка рассмешить.


Вплотную этим ремеслом Вера Живанович занялась только год назад. В её работах соединились аутентичная техника и неповторимый, ярко выраженный авторский стиль.


– За год у меня «родилось» пятьдесят кукол, – говорит мастер. – Ни много, но и ни мало, ведь сотворить куклу – это большая работа. Нужно всё выкроить, каждую мелочь костюма продумать.


Недавно работы липецкой кукольницы высоко оценили на фестивале в Москве. Полюбились они и французам, и испанцам – и в их странах побывала коллекция Веры Андреевна.



Тамбовский крест


В тамбовской губернии возродили уникальную старинную традицию вышивания крестом. Она была утрачена, но благодаря стараниям мастера Татьяны Валерьевны Дроновой и других умельцев-тамбовчан обрела вторую жизнь.


– Тамбовский крест – технология уникальная. Рисунок вышивки древний, он сложился задолго до монгольского нашествия, – рассказывает Татьяна Валерьевна. – Цветовая гамма тоже необычная: белое с чёрным и редкие золотые или серебряные нити, если основной цвет красный, то он сочетается с кремовым, зеленоватым или бордово-голубым. В орнаментах тамбовской вышивки в основном используется квадрат.


Главная особенность тамбовского креста в том, что в вышитом полотенце или скатерти невозможно найти изнанку. Секрет в том, что два крестика, следующих друг за другом, выполняются совершенно по-разному. И вышивка получается двухсторонняя. Такой шов – явление для народной традиции редкое. Сегодня подобная техника сохранилась в Италии и Бельгии.


– Тамбовским крестом вышивались самые важные вещи: головные уборы, рушники на свадьбу и на икону, – продолжает Татьяна Валерьевна. – Он используется для выполнения орнаментов на подушках, полотенцах и салфетках, где нужна красивая изнанка.


Татьяна Валерьевна мастер на все руки. Вышиванием она не ограничивается, делает папье-маше, вяжет и создаёт куклы-обереги, костюмы для них шьёт такие, в которых много-много лет назад ходили тамбовские девушки.


– Вот оберег-неразлучник – муж и жена, – показывает своё творение Татьяна Валерьевна, – у них руки словно срослись, и ничто их теперь не разлучит, как говорится, только смерть. Такой оберег дарят молодожёнам в день свадьбы, и семейным тоже, если у них жизнь не ладится, или тем, кто хочет найти свою половинку. При желании можно бусинок или колокольчиков повесить столько, сколько хочется иметь детей.



Лоскуток к лоскутку, кухля к горшку


Елена Валерьевна Кущина, учитель технологии задонской средней школы №2 обожает лоскутное шитьё и «зара­зила» им всех своих учеников. На уроках технологии, на занятиях в кружке они создают прекрасные лоскутные одеяла, наволочки, покрывала, сумочки, декоративные панно.


Владимир Михайлович Ряжских представлял гончарное искусство Задонщины. Среди его авторских экспонатов – посуда из прошлого. Куманец или квасник – сосуд, похожий на сплюснутый с двух сторон чайник с отверстием посередине.


– Отверстие нужно для того, чтобы куманец в подвале подвешивать на шесте, – рассказывает Владимир Михайлович. – Так квас можно хранить.


Кухля – тоже сосуд для жидкости: кваса, сбитня, медовухи. Гончарную витрину украшали фляжки, кувшины, крынки, горшки. И сувениры для гостей в память о посещении святого города – кружки с прорисованными куполами главного собора и надписью «Задонск».


Украшали Город мастеров работы учеников иконописной студии «Херувим» при Евдокиевском храме города Липецка: живописные этюды с видами церквей, храмов, часовен Липецкого края. Мастера Центра романовской игрушки тоже выставили свои произведения на радость любителям старинных свистулек.



Кугиклы и лиры народного Страдивари


– Кто смелый, бери гудок, давай подыгрывай, – Сергей Плотников набирал себе музыкальную команду.


Первому смельчаку мастер вручил смычок и показал, как им «пиликать» по струнам гудка (старинного русского струнного инструмента). И ритм простучал, которого нужно придерживаться. Осталось найти балалаечника. Тут я не сдержалась и решилась-таки попробовать себя в этой роли.


Ансамбль, надо сказать, получился замечательный. Соло на крыловидных гуслях исполнял Сергей. И частушки он же пел. Мне только оставалось бить по струнам и по окончании куплета выкрикивать высокое «Ой».


Правда, с виду балалайка совсем не похожа на ту, которую мы знаем и привыкли слышать. Это был инструмент, выточенный по старинным традициям музыкальных дел мастером Сергеем Ивановичем Плотниковым.


Девять лет назад жена Сергея Инна Шатиленя подарила ему детскую книжку «Народные музыкальные инструменты». Сергей загорелся: надо бы возродить забытые дудки да гусли. Так Плотников стал народным Страдивари и, соорудив большое количество древних музыкальных инструментов, создал в родном Воронеже «Музей забытой музыки», расположившийся в городском Дворце культуры.


Сергей Иванович часто проводит мастер-классы, раскрывает тонкости народного исполнения. И на ярмарке зрителям скучать не давал. То на кугиклах играл, то на сопелочке, а потом взял колёсную лиру да и затянул протяжную лирическую.


– Колёсная лира, или попросту рыля – инструмент, можно сказать, высшего общества, – рассказывает Сергей Иванович. – Вот другие инструменты проходят путь усовершенствования от простого, народного до классического, академического. А с рылей всё наоборот случилось. В X веке один французский аббат придумал органиструм – инструмент для сопровождения песнопений в католических храмах. Бродячие музыканты взяли его на вооружение. А на Руси он появился в XVII веке и, скорей всего, вначале распространился в крепостных театрах. А когда отменили крепостное право, лирники стали ходить по деревням и городам, петь душевные, жалостливые песни и зарабатывать на хлеб. Очевидцы мне рассказывали, что у нас в Семилуковском районе на хуторе Берёзовка и в Орловской области даже после Великой Отечественной войны встречали лирников. Собирали они десятки слушателей. Потом инструмент забыли. А сейчас он вновь в строю, колёсную лиру используют многие фольклорные ансамбли.


На лирника Сергей Плотников очень похож. Он будто из былины явился: в русской льняной рубахе с вышивкой, на ногах – поршни с колокольчиками.


– Народные инструменты чем хороши? – говорит Сергей Иванович. – Не нужно тратить годы на их освоение. Взял в руки – и заиграл. Любому покажу, и он через пять минут будет со мной играть.


И Сергей Иванович предложил мне на калюке подудеть.


– Это самый простой и самый древний духовой инструмент, высота звука меняется за счёт силы потока воздуха, – говорит. – На нём ещё первобытные люди играли. А уж мы-то и подавно сможем!


Но у меня с калюкой как-то не заладилось. А Сергей Иванович так запросто играл и меня подзадоривал. Но даже чтобы в простую деревянную дудку дуть и то тренировка нужна.


– А это сопелочка, – показывает другую трубочку мастер, – народная флейта. Вот жалейка – это язычковый духовой, пищик у него делается из камышинки, вставляем пищик в язычок – получаем пищалку, вставляем всё это в деревянную трубочку – понижаем звук, вставляем в рог – звук становится сильным и звонким.


Значимую группу среди народных инструментов занимает ритмическая группа. Это всевозможные колотушки, трещотки.


– Наиболее древняя трещотка найдена при раскопках в Нижнем Новгороде, – рассказывает Сергей Иванович. – Новгородцы их использовали примерно в X-XIV веках. А трещотка южнорусская – самая распространённая, и до сих пор редко какой народный ансамбль без неё обходится. Инструмент этот обрядовый, говорят, в Украине и Белоруссии его по сей день используют на свадьбах. Поговаривают, будто его звук отгоняет нечистую силу от молодожёнов. А вообще на Руси вместо барабанов использовали всё, что под руку попадётся – косы, пилы, печные заслонки. Мама мне рассказывала, что «Камаринскую» они под заслонки отбивали.



Живительные родники искусства


Перед открытием фестиваля у святого родника, что течёт у храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, священники отслужили молебен.


– Если бы князь Владимир не покрестил Русь, то и не было бы у нас ни Александра Невского, ни Сергия Радонежского, ни всех других святых, с которых мы, люди русские, должны брать пример, – обратился к верующим иеромонах Гавриил. – День памяти равно­апостольного князя Владимира – очень важный день. Святые русской земли молятся за нас, видят нас и готовы нам помочь.


После молебна мы опять переместились на городскую площадь, где нас ждал финальный аккорд фестиваля – гала-концерт творческих коллективов. Их было более 30 – ансамблей, исполнителей и поэтов.


– Второй год в Задонске – одном из старейших центров православия России проходит фестиваль «Святые родники», – сказала начальник управления культуры и искусства Липецкой области Татьяна Васильевна Горелова. – Сегодня он принимает не только творческие коллективы области, но и соседних регионов. Живительные родники народного духовного искусства приносят радость и много-много творческого вдохновения.


Концертная программа началась с театрального действа. Языческая Русь – князь Владимир – торжество Православия.


А дальше – «Радость». Девчонки из вокального ансамбля Добринского района исполнили песню «Чудо выше всех чудес». Они живут в Плавице и занимаются в музыкальной школе. В «Радость» их собрала преподаватель Татьяна Меркулова три года назад.


– Мы поём разные песни – патриотические, народные, шуточные, попевки, – рассказывает руководитель. – А однажды я заметила, что моим детям нравится православная музыка, они её поют и изучают с интересом. Теперь мы своими силами проводим в родном селе концерты ко всем значимым православным праздникам.


Из Курской губернии на фестиваль приехал Пенский хор. Есть такое село Пены, где более десяти лет существует замечательный коллектив, получивший за своё творчество звание народного.


– Мы поём фольклор, характерный для курского края. Есть в репертуаре и авторские произведения, – рассказывает руководитель ансамбля Алла Ивановна Гордеева. –  Теперь решились на исполнение духовной музыки. Мы уже не раз участвовали в подобных фестивалях, и нам есть, с чем сравнить. В Задонске оказались впервые. Очень понравился город, это святая земля – много монастырей, храмов, целебных источников.


Незабываемые мгновения подарили «Жаворонки» – народный фольклорный ансамбль из Владимира. Коллектив в этом году стал абсолютным победителем V Открытого Международного фестиваля-конкурса народного искусства «Хранители наследия России». Вокальный ансамбль «Русский романс» из Тамбова и народный ансамбль русской песни «Здравица» покорили сердца зрителей высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием музыкальной и поэтической идей.


В концерте участвовали лучшие коллективы Липецкой области, лауреаты международных и всероссийских конкурсов: народный ансамбль русских народных инструментов «Задонский сувенир», народный академический хор «Лейся, песня», народный фольклорный ансамбль «Авсень», вокальный ансамбль духовной музыки «Родничок», народный вокальный ансамбль «Элегия», народный театр «Улыбка» и другие.



«Слава Богу», славя Бога


Они пели, будто на службе в храме. Сдержанно, искренне. Мужской ансамбль «Талисман» Становлянского Дома культуры прозвучал на фестивале очень торжественно и мощно.


– Мы начинали с народных песен, – рассказывает руководитель «Талисмана» заслуженный работник культуры России Евгений Дмитриевич Реутов. – С народным репертуаром успели поучаствовать в фестивале имени Мистюкова. Потом решили, что пора переходить на классический репертуар. И взялись за православные песни. Недавно ездили в Калугу, выступили на фестивале духовной музыки. Мы были единственным коллективом, представлявшим Липецкую область. В нашем репертуаре есть произведения моей дочери Оксаны Маниной, у неё вышло несколько музыкальных сборников. И сегодня исполнили её песню «Слава Богу».


Все участники дружат с детства. Вместе учились в Елецком колледже искусств имени Хренникова. Господь вёл их по жизни так, что они стали не только профессионалами, но глубоко верующими людьми.


– Когда наш руководитель Евгений Дмитриевич предложил православный репертуар, мы, конечно, были рады, – рассказывает участник «Талисмана» Артём. – И на фестиваль приехали, чтобы показать эту грань возможностей нашего коллектива. Мы все – люди церковные, более 10 лет поём в храмах нашей епархии. Лично я себя вне церкви не мыслю. И считаю, что верующим людям легко жить, это современному миру тяжело без веры.


«Святые родники» – ещё один шаг к возрождению русской святости. Она всегда была неотделима от русской культуры. А в ней есть всё: красота, душа, сила духа, любовь к Богу и человеку. Без этого стержня святости наша самобытность затерялась бы в мировом культурном пространстве.


Но этого не случилось. Потому что есть такие фестивали, как «Святые родники», что славят Православие и звенят разными голосами, разливаясь далеко окрест, завораживая ум и просветляя душу. И это чудо!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 24 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

Животноводы бьют рекорды

// Сельское хозяйство

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова // Культура

На чемпионской высоте (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество



  Вверх