lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 июля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Фаворский свет Виктора Сорокина (фоторепортаж)

30.07.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский, Василий Поляков (фото)
// Культура
Виктор Сорокин. «Солнечный свет». 2000 г.
Виктор Сорокин. «Солнечный свет». 2000 г.
Виктор Сорокин. «Автопортрет». 1996 г.

Кто не знает имени Виктора Семёновича Сорокина в Липецке? Ну разве только те, кто совсем уж далёк от искусства. А его дом-музей известен абсолютно каждому липчанину – в центре города по улице Ленина, 2, в стенах дома аптекаря Вяжлинского 1910 года постройки, расположился художественный музей имени Сорокина «Дом Мастера».


Фотогалерея здесь.


Несмотря на то, что признанный мэтр живописи имеет «резиденцию» в Липецке и липчане считают Виктора Семёновича «своим», народный художник России, живописец, почётный гражданин Липецка родился в Москве в 1912 году, откуда в 1948-м переехал в Елец, чтобы преподавать в художественном училище, а в 1957-м – в областной центр. Где жил, творил, блистал, вдохновлялся и влюблял людей в свои неподражаемые картины вплоть до самой своей кончины в августе 2001 года. В Липецке у Мастера есть постоянное пристанище, а вот в Москве, откуда он родом, – нет. Зато есть верные поклонники и люди, с уважением относящиеся к наследию Виктора Семёновича, которые с радостью готовы позвать Сорокина в гости. Среди таких – не нуждающийся в представлениях Зураб Константинович Церетели, принимавший 19 июля под крышей своей персональной галереи на Пречистенке юбилейную выставку «Виктор Сорокин. Живопись. К столетию мастера».



Ценность, доверенная нам


Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» – один из крупнейших центров культуры в столице России. Под экспозицию Сорокина подготовили сразу два внушительных размеров зала, вместивших около ста работ разных лет из фондов Липецкой областной картинной галереи, Дома Мастера и частной коллекции семьи сына художника Александра Викторовича. Собственно, организаторами выставки, проходящей в рамках мероприятий, посвящённых столетию живописца, выступили Липецкая областная картинная галерея, её филиал – художественный музей «Дом Мастера» при поддержке управления культуры и искусства Липецкой области. Радушный хозяин – музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели». Столь внушительный список организаторов подразумевал не менее внушительный список почётных гостей, среди которых была и Татьяна Горелова – начальник управления культуры и искусства Липецкой области.


– Мне приятно и в то же время волнительно открывать экспозицию в галерее Зураба Константиновича Церетели. Липецкая область давно и плодотворно сотрудничает с Академией художеств. Многие проекты, реализованные нашими совместными усилиями, оставят неизгладимый след в памяти липчан и гостей региона. Можно долго говорить, насколько прекрасен Виктор Семёнович и как личность, и как художник. От себя могу добавить только одно. Не сразу творчество этого замечательного человека было признано. Только в конце прошлого века Сорокина увидели и начали по-настоящему понимать. А ведь понять его действительно не так-то и просто. В 1992 году ему было присвоено звание почётного гражданина города Липецка, в 1997-м – он получает высочайшую награду Академии художеств – золотую медаль. Ещё при жизни был открыт Дом Мастера, где он встречал любимых и уважаемых гостей, работал сам. Виктор Семёнович родился и прошёл свои университеты в столице, но мы очень горды, что именно на нашей земле, где он оказался в 1948 году, развился его могучий талант, что именно в Липецкой области были созданы замечательные произведения, вошедшие в сокровищницу культуры и искусства. Мы благодарны за возможность открыть юбилейную экспозицию здесь, в центре Москвы. Наверное, Виктор Семёнович нас видит, слышит, в этот момент он с нами. И ощущение его присутствия здесь есть, как и в Доме Мастера в Липецке.


К словам Татьяны Васильевны присо­единился директор Липецкой областной картинной галереи Павел Матвиец.


– В первую очередь мне хотелось бы сказать спасибо тем, благодаря кому этот праздник сегодня состоялся, и, конечно, лично Зурабу Константиновичу Церетели за гостеприимство, за то, что все мы имеем возможность наслаждаться эмоциями от высокого и чрезвычайно искреннего искусства. Эта выставка готовилась очень долго и объединила многих людей, бескорыстно помогавших её организовать. Без внимания со стороны Российской академии художеств, без её президента и президиума ничего бы не могло произойти. Слова благодарности адресую администрации и управлению культуры и искусства Липецкой области, директору нашего филиала Дом Мастера Галине Николаевне Барбашиной. Нельзя обойти вниманием и наших консультантов, в частности Татьяну Ивановну Нечаеву, посвятившую много лет изучению и систематизации творческого наследия Виктора Семёновича Сорокина, а также многих других прекрасных людей. Сложившееся в процессе работы единство, вне всякого сомнения, стоило вложенных усилий и достигнутого результата. Липецкой области повезло: мы владеем истинным сокровищем. Я обещаю, что мы будем оберегать и лелеять доверенную нам ценность. К столетнему юбилею Сорокина будет издан альбом, планируется ещё целый ряд мероприятий по популяризации его творчества.


Бессмертие нельзя купить или продать


По счастливому стечению обстоятельств хозяин галереи, народный художник СССР, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, сумел скорректировать свой жёсткий рабочий график таким образом, чтобы поприветствовать собравшихся.


– Я сейчас прогулялся по залам, посмотрел – коллекция совершенно изумительная. Надо поклониться в ноги тому, кто смог её сохранить для будущих поколений. Хочу поздравить и сына Виктора Семёновича Александра, и Дом Мастера со столь знаменательным событием – открытием этой экспозиции. Сейчас такое время – все что-то продают, покупают… Это жизнь. А есть бессмертие – его нельзя купить или продать. Хочу передать привет всем липчанам. Я до сих пор помню свою выставку, которая проходила в вашем городе. Сейчас же можно говорить ещё об одном радостном событии, которое вскоре ожидает Липецк. Российская академия художеств открывает на территории Липецкой области филиал. Основная задача – совместными усилиями претворять концепцию, которая важна для развития российского искусства в целом. Так что очень недолго осталось ждать, когда мы снова сможем поздравить друг друга!



Неподдельное искусство всегда на месте


Почтенной публики в тот вечер вообще собралось очень много. Тут и там мелькавшие съёмочные бригады центральных телеканалов еле-еле находили свободное место для камер. Среди посетителей выставки мы не без удивления встретили много знакомых – в основном столичных художников, чьи экспозиции проходили когда-то в Липецке. Одним из первых нам на пути попался Константин Сутягин – живописец, член Московского союза художников.


– Сейчас конец июля, в Москве народу нет. Достаточно выбраться практически в любую галерею, чтобы понять: все сидят на дачах или пьют воду в Баден-Бадене. Здесь же я сегодня наблюдаю удивительную картину. Что же надо было сделать, чтобы собрать столько публики? Причём – неравнодушной. Я тут уже встретил человек двадцать уважаемых художников, которые явно посетили открытие не от нечего делать.


Редкая выставка! Одно удовольствие ходить, смотреть, щупать картины глазами и руками. На мой взгляд, неподдельное искусство отличается от недоискусства тем, что оно всегда на месте. Всё равно, где оно находится – в Липецке, Москве, Париже – настоящие вещи везде остаются таковыми. Подделка же всегда требует какого-то обрамления, в одном контексте читается, в другом – нет. А настоящую картину хоть на пол брось, – и её будет видно.



«Я пропиталась Сорокиным»


Переговорив с Константином Сутягиным, мы тут же попали в объятья ещё одной нашей старой знакомой Еленой Гориной – живописцем, графиком, членом Московского союза художников. Её выставку липчане могли видеть в Центре изобразительных искусств некоторое время назад. По её собственным словам, ни одного шанса вырваться на выставку у бабушки семилетнего сорванца не было: она сидела в деревне с внуком. И буквально каким-то чудом ровно на один день ей удалось добраться до Москвы.


– Познакомиться с творчеством Виктора Сорокина, ещё не будучи знакомой с Татьяной Нечаевой, мне довелось в Музее современного искусства много лет назад. Я пришла в музей по своим делам и заодно решила прогуляться по залам. Тогда на третьем этаже экспонировались картины Виктора Семёновича. «Сорокин? Что за Сорокин?» – подумала я. Хожу, смотрю. Натюрморт, пейзаж… И внезапно понимаю, что меня так «зацепило»! Сделала один полный круг по выставке, второй… Не могу сказать, что я влюбилась. Более точно: я пропиталась этим живописцем, его совершенно настоящим живописным миром. Впоследствии безотносительно Сорокина меня представили Татьяне Ивановне Нечаевой, причём общие приятели, которые никакого отношения к изобразительному искусству не имели. Нечаева предложила сделать выставку в Липецке. И когда я впервые оказалась в вашем городе, естественно, меня повели в Дом Мастера. Потом ещё в запасники. Там я смогла взять в руки, подержать полотна Сорокина – это особенное, неописуемое ощущение для художника. Впечатление, которое успело поселиться в моей душе, только усилилось. Дело в том, что меня в творчестве более всего остального волнует соотношение цвета и света, поэтому с Виктором Семёновичем я ощущаю безусловное душевное родство, – ведь ему удалось воспроизвести абсолютную реальность сущего с помощью его волшебного света.


Сегодня здесь множество работ, которые я вижу впервые. Есть одна особенная для меня – её я успела запомнить ещё в Доме Мастера. Она называется «Солнечный свет». Но я придумала для неё своё название – «Фаворский свет». Что меня потрясает, этот фаворский свет, божественный, небесный, присутствует на всех холстах. Какая бы ни была работа, где бы она ни висела, кто бы её ни показывал – подлинность создания красноречивее всяких слов подтверждается этим непередаваемым свечением. Его можно почувствовать, наполниться им и с этой радостью жить. Это колоссальное наслаждение эмоцией.



Искусство по гамбургскому счёту


Раз уж была упомянута наша дорогая Татьяна Ивановна Нечаева, то ей и слово. Само собой разумеется, такое событие, как открытие выставки в церетелиевской галерее, она пропустить не могла и приехала в Москву.


– Липецкой земле чрезвычайно повезло, что на ней жил и трудился такой выдающийся самородок, как Виктор Семёнович. Вряд ли в Липецке найдётся хоть один художник – живописец, скульптор или график, не испытавший на себе влияние творчества Сорокина. Не в смысле подражания или заимствования приёмов. Мастер привёз в Липецк то, что можно называть искусством по гамбургскому счёту. Он обозначил такую планку, что заставил всех к ней тянуться. Пока Виктор Семёнович был жив, этот уровень сохранялся. Он воспитал плеяду лучших липецких художников, ни одного из которых, тем не менее, нельзя назвать «сорокинцем». Ни один из учеников не стал подражателем, они все – разные. Мне посчастливилось видеть, как работает Сорокин, довелось помогать при создании его музея, и я преклоняюсь перед ним как перед великим художником. Ни разу в жизни не прогнувшись, ничего не прося, он сумел получить, пожалуй, всё, что можно получить.



Бесконечность и бриллианты


Один московский художник с говорящей и близкой нашему сердцу фамилией считает себя продолжателем традиций, заложенных Виктором Семёновичем. Буквально в марте коллективная выставка московских живописцев с его участием гостила в Доме Мастера. Александр Васильев-Липецкий…


– Мне кажется, мало кто знал и по-настоящему понимал во времена, когда жил и творил Виктор Семёнович, что такое живопись. Да и из современных художников единицы способны воспринять и отобразить такую красоту. А он понимал живопись и создавал настоящее искусство. Для меня это подобно музыке Моцарта, Баха, которую можно слушать бесконечно. Вот так и с картинами Сорокина: каждый раз, когда я вижу их, они открываются с новой стороны. Полотна его многоплановы, а не иллюстративны. Смотришь – и проваливаешься, блуждаешь по бесконечности. Этим и прекрасны его домики, ульи, зима. Это непостижимая и недостижимая классика по сравнению с теми – в основном коммерческой направленности – проектами, что реализуются в Москве. В масштабах столицы сорокинская экспозиция – безусловно, событие. Прекрасные залы галереи Зураба Константиновича, обширное её пространство замечательно подходят и способствуют правильному восприятию представленных работ. Можно отойти подальше, вглядеться, посидеть, подумать. С каждым годом мы теряем что-то важное, истинный смысл постепенно растворяется, уровень художников, к сожалению, в среднем очень низок. Здесь же – бриллианты.



Спасибо наследникам и липецким музеям


Гениальными картины Сорокина считает и Татьяна Назаренко – заслуженный художник России, член президиума Российской академии художеств, руководитель мастерской в МГАХИ имени Василия Ивановича Сурикова.


– Я сейчас увидела фотографии Виктора Семёновича и поняла, что встречала его при жизни. Столько всего говорилось сегодня хорошего… Но важно другое: ради таких работ, просто гениальных – эта выставка должна была состояться. Как они сделаны – такой снег, такое небо! Хорошо, что есть понимание ценности этих картин. Я застала время, когда на Верхней Масловке, где располагались дома художников, в Перестройку холсты тюками выбрасывали на улицу. Или же в лучшем случае их скупали иностранцы по десять долларов. Надо отдать должное наследникам и липецким музеям: что они смогли сохранить настолько полное и обширное собрание.



Он нужен!


Спокойствие, умиротворение среди буйства сорокинских красок ищет Владимир Солдатов – заслуженный художник России, главный художник московского театра «Сферы». Он пытается заглянуть в глубь картин Мастера уже не первый год.


– Впервые «живьём», а не в репродукции мне довелось увидеть картины Сорокина в Липецке. Я был настолько ошеломлён впечатлением от настоящего качества живописи, от личности этого человека, от его жизнелюбия, мастерства. С тех пор старался попасть везде, где только была возможность посмотреть картины Виктора Семёновича. И ощущение, о котором я говорил, не покидает – праздник, гармония с собой, с природой. Причём кажется, что Мастеру было безразлично, где творить – в мастерской ли или на открытом воздухе. Замечу, в поздних работах акцент делается именно на то, что действительно важно, художник не стремится понравиться, но уверенно переносит на холст своё видение мира. Спокойствие, точная передача света, цвета. И сюжет совершенно неважен. Живопись Сорокина отличает то, что его творчество невозможно передать на словах, с помощью репродукции. Поэтому я всех своих знакомых убеждал не полениться прийти сюда. К тому же Сорокин очищает от наносного, ведь его выставка – не очередная тусовка, не просто ординарный светский раут. Наследие этого художника не требует, чтобы прошло двести лет. Если повесить полотна Виктора Семёновича среди признанных шедевров выдающихся мастеров, они не потеряются, не померкнут. Оценить, прикоснуться к нему можно уже сейчас. И он нужен.



Хороший художник хорош везде


А вот Евгений Богатырёв – директор Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина – даже будучи в Липецке, с творчеством самого знаменитого липецкого художника так и не познакомился. Зато пожаловал на выставку в Москве. Благо – идти недалеко: музей Пушкина и галерея Церетели располагаются на одной улице.


– Когда я приезжал в Липецк, мне не удалось заглянуть в Дом Мастера. Теперь я понимаю, сколько потерял. В следующий раз первым делом отправлюсь туда. Это творец, требующий глубокого, внимательного прочтения и погружения. Я с невероятной благодарностью принимаю даруемую мне сегодня радость посмотреть на мир глазами Сорокина через его полотна.


Хороший художник хорош везде. Рано или поздно величайшие произведения искусства становятся достоянием нации, народа, попадают в крупнейшие музеи. Но если даже работы находятся в частных коллекциях, украшают небольшие галереи или просто интересные помещения – в том ничего плохого и зазорного нет. То, что Виктор Семёнович живописец любопытный, крепкий, один из лучших для своей эпохи, для меня абсолютно очевидно.



«А у нас в деревне веселее»


Напоследок мы попросили поделиться воспоминаниями о Викторе Семёновиче одну из его старинных подруг – народного художника России, члена президиума Российской академии художеств Альбину Георгиевну Акритас.


– С Сорокиным меня познакомил мой муж, который у него учился в Елецком художественном училище. Мы подружились. Виктор Семёнович, приезжая в Москву, часто останавливался у нас, бывал с семьёй, с сыном. Вместе мы целый месяц колесили по Франции. Гуляли среди замков – красиво, чинно. И тут Виктор Семёнович выстреливает: «А у нас в деревне веселее». Он и в Елец жить уехал потому, что «в Ельце – пейзажи». Уехал вопреки всем уговорам остаться в Москве.


Виктор Семёнович – это удивительная гармония человеческой души. Трудно его понять, почувствовать, но если получится, то трудно расставаться. Это такое счастье. У кого учился Сорокин? У Герасимова и Иогансона! А они у кого? У великого Константина Алексеевича Коровина! Всегда и везде тот писал с натуры, был её рабом. Виктор Семёнович ушёл в сторону, но в какую сторону? В божественную! У него нет ничего одинакового. В живопись он погружался, как в медитацию. Вспоминаю, как Сорокин любил ездить в Елец к коллекционеру и меценату Евгению Крикунову на этюды. У последнего был гостевой домик для художников, где подолгу останавливался Виктор Семёнович. Как-то раз поутру Евгений Павлович повёз Сорокина на своей легковушке за город – рисовать. Договорились, что через три часа Крикунов вернётся. Однако машина сломалась, пришлось ловить попутный самосвал. Евгений Павлович сильно задержался, но, приехав, застал ту же картину: погружённый в себя художник самозабвенно творил. Окликнул, тронул за плечо – тот не слышит, не реагирует. Сорокин был весь «там». Бог не просто поцеловал Виктора Семёновича в темечко – он его очень крепко поцеловал. И всю жизнь берёг, направлял.


Сейчас такое время прагматичное: это купил, то продал, это завоевал, то отнял, того мне слишком мало, а у тебя многовато – отдай. Всё осыпается, как мишура. А настоящее остаётся. Эта выставка – уникальна. Вам помимо меня так скажут многие.



Спасибо, уважаемая Альбина Георгиевна! Именно так нам и говорили на юбилейной выставке Виктора Семёновича Сорокина все встреченные нами люди. И каждое слово, в чём нет никакого сомнения, достойно великого Мастера Липецкого края, великого Художника русской земли.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встают «кордоны» на дорогах

Сергей Константинов
// Общество

Союз под патронатом Меркурия

Владимир Михайлов
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 



  Вверх