lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 июля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Отделяя зерна от плевел

Уроки истории и антиистории
12.07.2012 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Общество


Иной раз начинает казаться, что мир, захваченный техническим прогрессом, просто сходит с ума. В свое время было написано множество фантастических романов, где машины или роботы захватывали власть и принимались управлять человечеством. Может, что-то похожее сейчас и происходит. Окружающее нас пространство, заполненное компьютерами, плазменными телевизорами, всевозможными гаджетами или, по-русски говоря, техническими приспособлениями, вторгается в сознание, в души людей и меняет их.


Однажды на радиостанции «Эхо Москвы» обсуждали вопрос: «Что наши дети знают о войне?». В дискуссии участвовали молодой театральный режиссер, учитель истории, руководитель молодежных просветительских и образовательных программ правозащитного общества «Мемориал». Ветеранов Великой Отечественной войны они называли «носителями памяти». Видимо, по аналогии с «носителями информации». Ну и сожалели, что «носителей памяти» остается среди нас все меньше. Так сказать, флэшки устаревшей модификации заканчиваются.


Но что характерно: ни одному из приглашенных на эфир не пришло в голову, что «носители памяти» все-таки не только ветераны, но и весь народ — дети, внуки, правнуки фронтовиков. По крайней мере, так должно быть. И неважно, как далеко в прошлое отодвинулась та война. А если дети воспринимают ее как ­войну восемьсот двенадцатого года или Первую мировую, значит, мы в этом сильно виноваты. Учитель истории липецкой сорок первой школы Любовь Ларькова не понимает: разве возможно какое-то отдельное патриотическое воспитание, которое ведется час ли, два в неделю, а не изо дня в день, постоянно, на любых уроках, в разных жизненных ситуациях?


 — Я непременно показываю старшеклассникам фильм «Обыкновенный фашизм». А перед тем ставлю песню Розенбаума «А может, не было войны?». В песне такие пронзительные слова, она потрясающе предваряет гениальный фильм Ромма. У меня самой каждый раз мурашки по коже, хотя провожу такие уроки каждый год. А для ребят это вообще как эффект разорвавшейся гранаты. Девочки плачут. (Кстати, когда мы были на раскопках в археологической экспедиции, я видела: они плакали над книгой «Завтра была война»). У нас в школе удалось сохранить пионерскую организацию, и детям обязательно рассказывают о пионерах-героях. А еще есть клуб «Парус» при лермонтовском музее. Там своя программа. То есть и на уроках, и в экспедициях, и на внеклассных занятиях все пронизано патриотическим духом.


Я не могу удержаться и цитирую кусочек разговора из той радиопередачи на «Эхе Москвы»: «И все эти разговоры о том, чтобы вернуть обратно эти классные часы и пионеров-героев...» — «Это ужасно. Нет». — «Невозможно»… Но, как выясняется, либеральные дамы ошибаются: очень даже возможно. И дети не просто способны это воспринять. Им это необходимо. Дело лишь в том, кто и как рассказывает им об истории Родины, о подвигах предков.


Любовь Ларькова уверяет: ее питомцы немало знают о ­войне. И книги читают, и фильмы смотрят. Она весь класс водила на фильм «Мы из будущего». В этой ленте современные молодые люди попадают в прошлое и сами испытывают ужасы и тяготы войны, становясь в конце душевно взрослее, зрелее. Но можно ведь повести школьников и на «Четыре дня в мае», где советские солдаты показаны обезумевшими насильниками. Все зависит от ответственности педагога за подростков, от его мудрости, совестливости, гражданственности.


«Зачем нужны ребенку примеры героизма советских воинов??? Вы готовите ребенка к войне??? Какая польза детскому сознанию осознавать войну????? Война была и много чего еще было, давайте ребенку все расскажем??? Может примером для ребенка должен быть мама и папа и более никого??? А потом он сам будет решать с кого и чего ему брать ...???? Была война, сейчас войны нет, угрозы нет, зачем знать о гибели людей в войне, которая была когда то и школьники сейчас о ней забывают и скоро вообще забудут????»


Не хочу менять орфографию и пунктуацию в этом яростном «вопле души» на одном из интернет-форумов, где общаются родители. Поверьте: автор «монолога» не какой-то случайный псих, блуждающий в просторах Всемирной паутины. Таких немало. Кто-то высказывается жестче, кто-то мягче. А объединяет всех одно: желание уберечь себя и своих детей от всяких эмоций со знаком «минус», от сострадания, от осознания трагического величия нашего прошлого. А действительно, зачем? Война — дело давно минувших дней. Теперь вполне комфортная жизнь, и главная ее цель – не потерять этот самый комфорт. Чтобы можно было просидеть вечер перед телевизором или поиграть в компьютерную игру. Даже в «войнушку», чтобы почувствовать себя супергероем, спасающим мир от монстров. А вот какой ценой деды на самом деле спасали мир, лучше не вспоминать — в целях экономии душевной энергии.


Но послушаем Любовь Ларькову:


— Дети не боятся душевных потрясений и сильных эмоций. Считаю, мы, взрослые, не имеем права искусственно ограждать их, особенно если речь идет об истории родной страны. Да, порою бывает нестерпимо больно. Они понимают: на войне гибнут реальные люди, а не компьютерные герои, у которых в запасе несколько жизней. Но еще никто не ставил под сомнение катарсис – очищение страданием, состраданием. Именно через сопереживание, со-страдание и происходит возмужание подростка. Да, я не буду показывать «Обыкновенный фашизм» в пятом классе. А вот в девятом мои ребята уже должны понимать, что пережили их деды и бабушки. Понимать и помнить то, что происходило не с ними и не в их жизни.


Поймут или нет? Что и как поймут? За это учитель в ответе? К примеру, разве не советские войска освобождали Польшу, спасали узников тамошних концлагерей? Но накануне чемпионата Европы по футболу польский консул официально предупредил наших болельщиков о запрете на советскую символику — у них она приравнена к фашистской. Это уже государственная политика. И в соответствии с нею в польских школах будут рассказывать про ввод советских войск на польскую территорию в 1939 году и умалчивать про Освенцим, про освобождение Варшавы. И вырастут поколения, которые искренне будут считать нас оккупантами.


Любовь Ларькова:


— От детей не надо ничего скрывать. Я рассказываю им о репрессиях, но я рассказываю и о том, что при Сталине страна быстро поднялась из руин, стала мировой державой. Историк обязан быть честным. Это нелегко. Тем более сейчас, когда столько новомодных веяний, интерпретаций. Недавно вижу у мальчика аудио-книгу «Новая хронология», а там все исторические события смещены на триста лет. А про Куликовскую битву сказано, что она произошла под Москвой… Такие «новации». Так что учитель истории должен быть не просто честным, не только гражданином, но и уметь отделять зерна от плевел, наносное от сути. А плевел нынче и в учебных пособиях хватает.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы
// Здоровье

Лазер против слепоты

Лилия Сергучева, врач-офтальмолог областной больницы № 2
// Здоровье

Боль моя, ты покинь меня

Сергей Кудаев, главный специалист по паллиативной помощи управления здравоохранения Липецкой области, главный врач Липецкой городской больницы № 6 им. В.В. Макущенко
// Здоровье

Промедление опасно для жизни

Елена Рыбина, врач-невролог Липецкой областной клинической больницы
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт



  Вверх