lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 июля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Третье пришествие Тамерлана в Елец

В конце июня состоялся второй премьерный показ оперы «Легенда о граде Ельце»
09.07.2012 "ЛГ:итоги недели". Татьяна ЩЕГЛОВА
// Культура
Фото Николая ЧЕРКАСОВА
Фото Николая ЧЕРКАСОВА

Инициатор проекта – Липецкая областная филармония – при поддержке администрации области собрала на берегу реки Быстрая Сосна лучшие голоса ведущих театров России и более двух тысяч зрителей.


Напомним. Либретто оперы создано московским автором Ратмирой Ползуновой и липецким писателем Николаем Карасиком. Музыку написал ученик Тихона Николаевича Хренникова, замечательный современный композитор, художественный руководитель Московской филармонии, народный артист России Александр Чайковский. Режиссёр действия – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии «Золотая Маска» Георгий Исаакян, художник-сценограф – лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат премии «Золотая Маска» Эрнст Гейдебрехт (Германия). Дирижёр – народный артист России, лауреат Государственной премии России Валерий Полянский.


Чем отличается нынешняя «Легенда» от прошлой? Режиссёр постановки Георгий Исаакян уверен, что двух одинаковых премьер не бывает:


– Спектакли не повторяются даже в театре, а в условиях открытой постановочной площадки – тем более. За зиму берег реки изменил свой рельеф. Поэтому пришлось иначе располагать декорации, искать новые световые решения… Но актёры «Легенды» всё так же великолепны, как будто мы расстались только вчера!


Главная интрига премьеры этого года, которую устроители долго держали в тайне, – появление в кульминационный момент оперы образа Пресвятой Богородицы на стенах величественного Вознесенского собора. Образ, созданный с помощью световой проекции, прозвучал так неожиданно и мощно, что у зрителей, без преувеличения, захватило дух…


Плывущая по реке ладья с Пречистой закрепила ниспосланную надежду – покров Богородицы над всеми нами, так было, так будет. «Милосердия двери отверзи» – столетия пронеслись как единый день.


– Для нас это духовный проект, – рассказывает художественный руководитель филармонии Наталия Мекаева. – Единый в ряду тех задач, которые мы перед собой ставим. Два года назад филармония выступила инициатором показа в Липецке оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона, затем была написана и поставлена новая современная опера «Легенда о граде Ельце», следующий шаг – создание оратории «Покаяние», над которой, по заказу филармонии и администрации Липецкой области, уже начал работать композитор Александр Чайковский.


Суждена ли «Легенде о граде» долгая творческая жизнь? «Кто знает? На всё – воля Божья», – скромно отвечает на этот вопрос автор проекта Наталия Мекаева.


В ноябре прошлого года концертный вариант оперы показали в Москве, на сцене зала имени Чайковского. Кроме того, хоровая капелла под управлением Валерия Полянского исполняла партии из этого произведения во многих крупных городах России и за рубежом.


Осенью концертный вариант «Легенды» прозвучит и на сцене областного Центра культуры и народного творчества» в исполнении артистов Липецкой филармонии. Запланированы гастроли по России.


Слово слушателям


И весть о ней пошла по всей России... 


На премьеру оперы приехали люди не только из разных городов России, включая Екатеринбург, но и из разных стран – Узбекистана, Татарстана, Белоруссии и… даже Италии! Почему они захотели попасть на премьеру и какие впечатления получили от оперы – об этом рассказывают сами зрители.

Геннадий КАРПОВ, профессор государственного Орловского института искусства и культуры и его супруга Наталья, преподаватель истории музыки Орловского музыкального колледжа:

– Мы узнали о премьере от наших коллег-музыкантов и сразу заказали билеты и забронировали гостиницу в Ельце. С удовольствием осмотрели старинный город, в который, если бы не премьера, вряд ли когда-то собрались. Опера великолепна! Интересный сюжет, музыкальные задачи выполнены в лучших русских академических традициях и сама постановка – поистине европейского уровня. Особо отметили, что среди зрителей много молодёжи – это говорит о том, что патриотические сюжеты востребованы, на них отзываются, просто такие постановки – большая редкость. Кстати, среди оркестрантов симфонической капеллы Полянского встретили своих учеников, пообщались – такой вот случился на премьере приятный сюрприз!


Ильгиз ИСЛАМОВ, генеральный директор промышленной компании «Агромастер» (Казань):

– Я раньше не знал, что Елец остановил Тамерлана в его походе на Москву, сразу захотелось побывать в этих мистических священных местах. Опера оставляет очень мощное впечатление. С первой минуты ощущаешь на себе колоссальный заряд энергетики – от артистов, великолепной музыки, природы и многовековых храмов вдоль реки. Час спектакля провёл в большом эмоциональном накале. Это что-то потрясающее!


Ирина ШИТЬКОВСКАЯ, Узбекистан, Ташкент:

– Мы живём недалеко от Самарканда, от тех мест, с которыми опера связана сюжетом. И это тоже сыграло свою роль, действие и магнетизм происходящего превзошли все наши ожидания. Мой муж узбек, и для меня было важно, как раскроется в опере образ Тамерлана. Талант композитора и постановщиков оказались настолько велики, что музыка оперы, на мой взгляд, как бы примирила обе стороны, придала происходящему оттенок мистицизма и философии. На сцене царили две сильные державы. А победили… общечеловеческие ценности.


Мария МИТРОФАНОВА, преподавать Липецкого колледжа искусств имени Константина Игумнова, музыковед:

– «Легенду» слушаю второй раз и также восхищаюсь талантом композитора и постановщиков. Перед нами опера, сделанная в лучших академических традициях и при этом в совершенно современном формате. Обязательно вспомнишь и «Князя Игоря» Бородина, и «Бориса Годунова» Мусоргского. Но композитор посчитал возможным отказаться от речитативов и монологов и все четыре картины происходящего сумел вместить в одно действие, которое длится час или час двадцать, гениальное решение!


Великолепные голоса – редкий бас-буффоло у солиста «Геликон-оперы» Михаила Гужова, исполнителя роли Митрополита Киприана, Сергея Топтыгина, исполнившего Тамерлана, «Геликон-опера». Потрясающе хороша роль Старицы в исполнении солистки «Геликон-оперы» Ларисы Костюк. Восхитительный слаженный оркестр, наиболее наглядно проявивший себя в инструментальных колористических сценах…


Перед нами русская опера XXI века, написанная и представленная на самом высоком европейском уровне.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх