lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 июля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Царский подарок

09.07.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман ХОМУТСКИЙ
// Культура
Николай ЧЕРКАСОВ (фото)

Недавно в нашем городе произошло событие, значимость которого сложно переоценить и истинный смысл которого, возможно, станет понятен годы спустя – большое видится на расстоянии. На расстоянии веков. В Липецком краеведческом музее открылась экспозиция графических и живописных работ Великой княгини Ольги Александровны – младшей дочери императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны, сестры святого царя-страстотерпца Николая II. Выставка «Августейшая художница» приурочена к грядущему 400-летию Дома Романовых и 1150-летию российской государственности


Фото можно посмотреть в нашей галерее.


Уникальное собрание


Официального музея дома Романовых в России пока нет. Есть только проект музея в Фёдоровском соборе в Санкт-Петербурге. Но откроется он не раньше, чем закончится полная реставрация храма, то есть только в 2013 году, знаменующем 400-летие дома Романовых. А пока артефакты, связанные с венценосной династией, хранят и оберегают в личных коллекциях и архивах потомки славной русской фамилии.


Так, экспозицию картин Великой княгини Ольги Александровны представляла в Липецке её невестка – княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Именно благодаря её личной инициативе и возглавляемому ею фонду имени Ея Императорского Высочества Великой княгини Ольги Александровны художественными реликвиями Романовых теперь могут любоваться липчане. Оговоримся, такая честь выпадала не многим городам. Первый раз собрание показали в Вашингтоне в 2001 году. Десять лет назад выставка приехала в столицу России. А потом – в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Балашиху, Тюмень, Сургут, Царицын, Одинцово, Ярославль и Кострому. Более того, сохраняя традиционное ядро, нынешняя липецкая выставка приобрела ряд примечательных особенностей и пополнилась новыми редчайшими экспонатами. Впервые в Россию из Канады попали исторические артефакты, долгие годы хранившиеся в архиве. Среди них личные вещи царя-страстотерпца Николая Александровича и царицы-мученицы Александры Феодоровны, Великой княгини Ольги Александровны и её сына Тихона Николаевича.



Экспозиция, заполнившая два зала краеведческого музея, получилась, безусловно, интересной и привлекательной для самой широкой публики – как в художественном, так и в историческом плане. В картинах – жизненный и творческий путь Великой княгини (родилась в 1882 году), самоотверженной и замечательной личности, чья судьба складывалась в изгнании вдали от Родины отнюдь нелегко. В годы Первой мировой войны дочь одного императора и сестра другого, обладавшая медицинскими знаниями, пошла на фронт простой санитаркой, на собственные средства оборудовав госпиталь. Во Вторую мировую, уже находясь в Дании, оккупированной фашистами, Великая княгиня Ольга Александровна помогала русским, попавшим в беду в зарубежном изгнании. Значительную часть своей сознательной жизни эта удивительная женщина посвятила подвигу благотворительности и милосердия. Кисть и краски сопутствовали Ольге Александ-ровне и в счастливые мгновения, и в самые трудные дни, озаряли тёплым светом домашний очаг, даруя радость и спокойствие окружавшим Великую княгиню людям.


Склонность к рисованию проявилась у Великой княгини очень рано – в возрасте четырёх-пяти лет. Государь Александр III любил искусство и поощрял занятия своих детей живописью. Их обучали лучшие академики того времени – Карл Викентьевич Лемох, Владимир Егорович Маковский, представители «Союза русских художников» пейзажисты Станислав Юлианович Жуковский и Сергей Арсеньевич Виноградов. Во многом реалистические воззрения этих мастеров унаследовала в своих художественных изысканиях и Великая княгиня Ольга Александровна. На её картинах – самые простые вещи: умиротворённые городские пейзажи, сады, церквушки, натюрморты, интерьеры и, конечно, цветы – излюбленная тема для творчества. Особое место занимают невероятно выразительные портреты близких Ольги Александровны – благородный отблеск ушедшей эпохи.


Поклонники искусства хорошо знали работы Ольги Александровны ещё в дореволюционной России, но наиболее плодотворный этап её творчества приходится на время, проведённое за рубежом. В 1920 году семья Великой княгини оказывается в Дании, где будет оставаться до 1948. Там Ольга Александровна много пишет, постепенно вливаясь в художественную жизнь Европы. Она не только посещает вернисажи в разных странах, но и сама начинает выставляться в Дании, Германии, Англии, Франции. Картины неплохо продаются, но большая часть вырученных средств отправляется на благотворительные цели. Великая княгиня не оставляет занятий изобразительным искусством и после переезда в Торонто в 1948 году. В её творчестве появляются новые мотивы, вдохновлённые схожестью русской и канадской природы. Как и прежде, часть картин идёт на продажу, многое раздаривается близким да и просто соседям, что-то Ольга Александровна отсылает оставшимся в Европе друзьям. Возможно, о многообразном художественном наследии Великой Княгини так и не узнали бы в современной России, если бы не…



Ольга Николаевна Куликовская-Романова – подвижник и архивариус августейшего искусства


Ея Императорское Высочество Великая княгиня Ольга Александровна закончила свои дни в Торонто и была погребена на русском кладбище Норт Йорк в 1960 году. Спустя тридцать лет после этой печальной даты её сын Тихон Николаевич с супругой Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой решили создать благотворительный фонд, дабы увековечить имя Великой княгини. Таким образом, в 1991 году Тихон Николаевич Куликовский-Романов – сын великой Княгини Ольги Александровны, родной племянник святого царя-страстотерпца Николая II и внук императора Александра III, основал в Канаде благотворительный фонд «Программа помощи России» во имя Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны и стал его первым Почётным председателем. Тогда в нашей стране были тяжёлые времена, и главную свою задачу фонд видел в бескорыстной всемерной помощи терпящей бедствие державе, продолжая благотворительные начинания Ольги Александровны.


За двадцать лет работы список больниц, детских учреждений, приходов, гимназий и школ, которым оказал помощь или попечительствует фонд, составил сотни наименований. Наиболее крупные, общероссийского значения благотворительные акции фонда – это помощь жителям и монашествующим Валаама, Соловков, пострадавшим от землетрясения на Сахалине. Благотворительный фонд имени Великой Княгини Ольги Александровны участвовал во всех важнейших событиях, направленных на объединение разорванного бунтами и революциями некогда единого «русского мира»: в освящении Храма-на-Крови в Екатеринбурге, в торжествах по случаю столетия прославления преподобного Серафима Саровского; в перенесении праха Императрицы Марии Феодоровны из Дании в Россию, в подписании Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского патриархата, в паломничестве главной святыни русского Зарубежья – Курской-Коренной иконы Божией Матери на Родину. В 1993 году Тихон Николаевич Куликовский-Романов, собираясь впервые посетить Россию после того, как ребёнком был вывезен отсюда, скоропостижно скончался от сердечного приступа. Семейное дело осталось на плечах его супруги Ольги Николаевны, принявшей обязанности председателя Благотворительного фонда.


Ольга Николаевна Куликовская-Романова родилась в 1926 году в Югославии в семье потомственного дворянина, офицера Императорской и Белой армии, вынужденного после революции эмигрировать сначала в Югославию, а после Второй мировой войны – в Венесуэлу. В Югославии Ольга Николаевна училась в Мариинском Донском институте благородных девиц (филиал Смольного), эвакуированный из Новочеркасска во время Гражданской войны.


– Я недавно увидела по телевидению сериал про «благородных девиц», – смеясь, рассказывает Куликовская-Романова, – откуда они берут такие сюжеты?! В моё время ничего подобного, никаких «внеплановых беременностей» или того пуще – и представить себе было невозможно! Следовало бы создателям прежде посоветоваться со здравствующей выпускницей института благородных девиц, я бы им рассказала, как было на самом деле.


В годы Второй мировой войны Ольгу Николаевну интернировали в Германию, где она работала на фабрике и пережила страшные бомбардировки мирного населения английской и американской авиацией.


– Нам приходилось неделями без еды и хотя бы лучика света укрываться в непроглядной тьме засыпанного щебнем и осколками подвала, – вспоминает Ольга Николаевна. – Война – это поистине ужасно, не дай Бог никому её пережить!


Впоследствии в Южной Америке будущая спутница представителя династии Романовых получила медицинское, коммерческое, архитектурное образование. Ольга Николаевна в совершенстве владела семью языками, что позволило ей, перебравшись в Канаду, работать переводчиком в государственных учреждениях. Именно в Канаде судьба свела её с Тихоном Николаевичем – сыном лейб-гвардии полковника Куликовского и Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны.


– Семья Тихона Николаевича, моего покойного мужа, – делится Ольга Николаевна, – была беззаветно предана служению своей Родине – даже на чужбине. Тихон Николаевич глубоко изучал отечественную историю, чтобы сохранить память о славе России для потомков. Высоко было его положение и в монархическом движении русского зарубежья, его избрали арбитром Высшего монархического совета. Мать Тихона Николаевича служила для всего русского сообщества примером абсолютного самопожертвования ради высоких идеалов духовного возрождения её родной земли, примером безграничной веры в Бога. Ольга Александровна всегда мечтала, чтобы её работы увидели именно русские люди, живущие в России.



Возвращение


На открытии выставки в краеведческом музее Ольга Николаевна Куликовская-Романова произнесла приветственное слово, где благодарила сотрудников музея, администрацию Липецкой области и другие организации, оказавшие содействие в организации.


Речь была вполне торжественной, но в ней ничего не говорилось о том, благодаря каким именно обстоятельствам экспозиция «Августейшей художницы» попала в Липецк. Заметьте, не куда-нибудь в Воронеж, Краснодар или Рязань, а к нам. Дело в том, что предварительные переговоры между краеведческим музеем и Ольгой Николаевной состоялись ещё в сентябре прошлого года… когда последняя была в нашем городе проездом! Это событие несильно афишировалось, но Куликовская-Романова по пути в Лебедянь заехала в Липецк, чтобы посетить местный архив. Заодно заглянула и в музей. В тот сентябрьский день мне посчастливилось целых несколько часов провести в компании особы царской фамилии и сотрудников музея, которые организовали для высокой гостьи и её родственников подробнейшую экскурсию.


Хотите узнать, зачем ехала в Лебедянь Ольга Николаевна? Её девичья фамилия – Пупынина, и фамилия в Лебедяни довольно распространённая. Оказывается, отец княгини Николай Николаевич Пупынин родом из Тамбовской губернии, из Лебедяни!


– Двадцать лет собиралась приехать в Лебедянь, но занятость всегда не позволяла, – говорит Ольга Николаевна. – Мимо доводилось проезжать однажды, но так, чтобы осмотреться и побыть, – не получалось. У меня в этих краях было ещё одно дело, поэтому я совместила деловую поездку с визитом в места, которые помнят моего отца. Мне даже удалось познакомиться в Лебедяни с далёким потомком Пупыниных. Эмоции от встречи с чем-то пусть и далёким, но очень родным, буквально переполняли. Перед тобой человек, который принадлежит к какой-то части твоей семьи. Знаете, когда бабочки в груди летают. Буду рада встретиться вновь. На сей раз меня пригласили на съезд Лебедянского землячества, и мне очень почётно принять участие в этом мероприятии.


Что касается выставки, которая вновь привела меня в Липецк. Журналисты часто задают вопрос об аукционной стоимости работ Ольги Александровны. Ответить я могу только так: это бесценные вещи. Коллекцию пришлось собирать по всему миру – в самых невероятных местах. А начало было положено в 1995 году, когда я навещала в Париже друзей нашей семьи. По случаю поинтересовалась: нет ли у них работ Ольги Александровны? Обнаружили одну в чулане – я получила картину в подарок. Елена на прощание сказала мне: когда будет настроение, я ещё раз внимательно обследую чулан, может, ещё что-то обнаружится. Прошло достаточно времени – эти супруги друг за другом уходят из жизни. И тут раздаётся телефонный звонок, на проводе их сын Андрей, живущий в Швейцарии: «Ольга Николаевна, я нашёл в доме родителей конверт, подписанный вашим именем. Сказано передать вам или вашей дочери Татьяне. Там какие-то рисунки». Когда конверт переправили по почте, оказалось, что в нём – работы Ольги Александровны.


Сама Ольга Александровна никогда не стремилась к славе художника. Для этого надо было ходить по светским раутам, вращаться в обществе, но она была человеком другого склада – скромным и лишённым тще­славия. Часто работы просто заказывали коллекционеры из Соединённых Штатов, и для неё это было большой радостью. По дневникам Ольги Александровны я могла проследить, откуда и от кого поступали заказы. Потом, по возможности, я обнаруживала этих людей, связывалась с ними. Удалось «вытащить» несколько работ из Дании, что-то приобреталось на аукционах. Так, потихоньку, коллекция начала складываться и к сегодняшнему дню достигла приличных размеров.


Помню первую выставку в Вашингтоне, в резиденции русского посла. В само посольство так просто не попадёшь, а в резиденцию всем вход открыт. Особое значение для меня имело то обстоятельство, что эта самая резиденция была построена ещё при царском режиме и в те годы служила собственно посольством. Мне хотелось собрать весь дипломатический мир столицы США. Фуршет устраивали с русской широтой: блины с красной и чёрной икрой. Хотя я, кстати, предпочитаю «русскую заморскую» икру – то есть баклажанную.


Сейчас на выставке можно увидеть одну работу, на ней изображено национальное датское пирожное – кранц, бисквитный торг в форме венца, помещённые одна на другую ватрушки, наполненные миндальной пастой. Когда семья покинула Данию и переехала в Канаду, там по соседству жил датский кулинар. Узнали друг друга, познакомились, подружились. Однажды на день ангела кулинар испёк для Ольги Александровны это вкуснейшее лакомство. Та запротестовала: давайте не будем его есть сразу! И достала акварель с кисточками. Изобразив свой сладкий подарок, Ольга Александровна подарила картину кондитеру. Прошло много лет, умирает Ольга Александровна, нет в живых и того знаменитого кулинара. Но я до сих пор поддерживаю отношения с его вдовой по имени Гуна. Как-то раз прихожу к ней на чашечку кофе и вижу ту самую картину. Но Гуна наотрез отказывается мне её продать! В конце концов, узнав о том, что я собираю коллекцию, женщина решила ту картину мне подарить.


Помню и ещё одну удивительную историю. Однажды в Торонто я попала в пробку, в машине было очень душно, и я решила проветриться – зайти куда-нибудь, пока машина стояла. Припарковалась около магазинчика подержанных вещей. Заглянула туда – прохладно. Прохаживаюсь и вдруг вижу на аукционной витрине три небольших картинки. Дело в том, что мне нужны были рамки. Работы были оформлены хорошими багетами и стоили недорого. Пригляделась к одному пейзажику: мне показалось, что это кисть Ольги Александровны, но уверенности, конечно, никакой не было. Аукцион проводится следующим образом: вы пишите в специальный журнал сумму, которую готовы выложить за понравившуюся вещь, потом приходите ещё несколько раз справиться – не поднял ли кто-то цену. Таким образом стоимость повышается, и в назначенный день аукциона вещь забирает тот, кто предложил больше остальных. Спустя некоторое время, в день торгов я приобрела все три рамки за 60 долларов. Приношу их домой, в нетерпении разбираю покупки по частям. И что я вижу: под краями рамки – легкоузнаваемая подпись Ольги Александровны! Невероятно! Это была настоящая удача!


Видите ли, при жизни Ольга Александровна не имела возможности делать выставки на своей родине, ведь она была в изгнании. Но совершенно точно: она очень хотела поделиться именно с русскими людьми своим творчеством. Думаю, Ольга Александровна сейчас радуется тому, что её работы, которые излучают такую бесконечную любовь, оказались здесь – в России. Надеюсь, что коллекцию в этой стране ждёт долгая жизнь и заслуженное зрительское признание.


P.S.: Напоследок Ольга Николаевна Куликовская-Романова попросила нас рассказать на страницах журнала о самом значительном проекте, реализацией которого занят сейчас Благотворительный фонд имени Великой княгини Ольги Александровны. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла фонд совместно с Новоспасским мужским ставропигиальным монастырём объявляет сбор средств на отливку и установку 1000-пудового колокола-благовестника. В 2013 году, празднуя 400-летие Династии Романовых, зазвонит «Царский Благовестник», установленный на главной монастырской колокольне. В Новоспасском монастыре находится усыпальница бояр Романовых и могила Великого князя Сергея Александровича. Посильная лепта каждого русского человека, каждого гражданина страны любой веры и политических убеждений послужит богоугодному делу преодоления смуты и возрождения единого Отечества. «БЛАГОВЕСТВУЙ ЗЕМЛЕ РАДОСТЬ ВЕЛИЮ, ХВАЛИТЕ НЕБЕСА БОЖИЮ СЛАВУ. В ГОД 400-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ» – такие слова будут отлиты на колоколе.


Обращаемся к вам с просьбой принять участие в в общем деле сбора многих миллионов рублей, необходимых для отливки и установки колокола. Да не оскудеет рука дающего!


,


 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 17 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Глоток свежего воздуха

Максим Ионов
// Общество

Выбирая жизненный путь


// Образование

Ключи от новой жизни

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

На родной земле

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Полёт и пролёт

Дмитрий Ржевский // Спорт



  Вверх