lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 июля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Приобретать с умом и с пользой

От госзакупок напрямую зависит качество бюджетных услуг
06.07.2012 "Липецкая газета". Анна Михалина
// Экономика


В больнице появился новый томограф. А у ребенка в детском саду — удобный матрац. И нам невдомек, что на самом деле приобретение медицинского оборудования, мебели и даже элементарных канцелярских принадлежностей — сложный процесс, включающий в себя заявки, проведение торгов, работу с поставщиками и так далее. Любой сбой в этом непростом механизме снижает качество бюджетных услуг, а потому системе государственных и муниципальных закупок в нашей области уделяется первостепенное внимание.


Об этом мы беседуем с начальником областного управления контроля в сфере размещения госзаказа Эдуардом Зубковым.


— Эдуард Игоревич, как сегодня выглядит система закупок нашего региона?


— На территории Липецкой области работают две тысячи бюджетных учреждений: больницы, школы, библиотеки, детсады. Сколько им всего нужно? В год это закупки на общую сумму 21 миллиард рублей, что составляет 50 процентов бюджета области. А с каждым годом расходы на покупку товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд увеличиваются в среднем на 10-15 процентов. Кроме того, организовывают работу в сфере закупок более четырех тысяч человек. За последние два года номенклатура закупаемых товаров выросла в среднем на 40 процентов и на конец 2011 года составила 2706 единиц. Это свидетельствует не только о повышении ресурсоемкости бюджетной сферы, но и о качественных сдвигах, обусловленных использованием новых видов товаров, работ, услуг. За этими цифрами нетрудно увидеть вектор устойчивого развития бюджетной сферы Липецкой области, который формируется в том числе и за счет системы госзакупок.


— И что, все закупается без особых проблем?


— Сегодня только ленивый не начал «разбираться» в госзакупках, которые проводятся на основании 94-го федерального закона. Видите ли, из-за плановой системы хозяйства в нашей стране долгое время искусственно разделялись два взаимосвязанных элемента: бюджетная услуга с ее производством и система закупки товароматериальных ценностей. В итоге последняя была возведена чуть ли не в отдельную сферу деятельности. Во что это выливается сегодня, очевидно для всех. Во-первых, приобретаемые для государственных нужд товары, к сожалению, не всегда имеют устойчивую связь с предоставляемыми услугами. Во-вторых, это порождает недоверие к власти со стороны общества. Многим непонятно, почему необходимые ресурсы приобретаются по высоким ценам, а качество государственных и муниципальных услуг остается на прежнем уровне. И наконец, сами бюджетники не всегда могут объективно оценить, так сколько же стоят произведенные ими услуги.


Получилось так, что у нас разделилось неразделяемое во всех развитых экономиках — стоимость закупаемых ресурсов и подлинные характеристики их качества. Этим порой умело пользуются поставщики, которые предлагают для государственных нужд экономически несостоятельные товары по завышенной цене. В столь непростой ситуации для нас самыми значимыми остаются такие направления, как подготовка кадров, организационное администрирование, контрольная работа, подготовка заказчиков к работе в условиях нового федерального законодательства, а также совершенствование программного обеспечения процессов закупки.


— А интересно, какие требования предъявляются к специалистам, работающим в системе государственного и муниципального заказа?


— Современному специалисту для успешной работы в данной сфере требуется большой багаж межпредметных знаний. В первую очередь, необходимо понимать отраслевые технологии, хорошо знать предмет торгов. Словом, следует внятно представлять, с какими характеристиками нужно искать на рынке те или иные материальные ресурсы и почему другие, навязываемые (я не побоюсь этого слова) потенциальными поставщиками товары неприемлемы. Государственный профессионал должен владеть всеми приемами современного маркетинга не хуже, чем поставщики товара. А еще свои действия специалист обязан соотносить с требованиями бюджетного, гражданского и специального законодательства в сфере закупок.


Чтобы сориентировать систему высшего образования на подготовку профессионалов такого профиля, администрация нашей области первой вышла в уполномоченные федеральные органы с предложением о разработке квалификационных требований к специалистам по закупкам с включением их в общероссийский квалификационный справочник должностей, утвержденный Министерством труда России.


Теперь о второй немаловажной части проблемы — роли и месте специалистов по закупкам в процессе производства бюджетных услуг. К сожалению, сегодня руководители бюджетных учреждений по-прежнему не могут уйти от упрощенных стереотипов. Предназначение специалиста по закупкам по аналогии можно сравнить с ситуацией, когда родители дают деньги ребенку и посылают его в магазин за хлебом. Но «бытовой» подход в производстве бюджетных услуг неприемлем. В современных условиях такой работник должен быть интегрирован на самой ранней стадии в производственный процесс, а не пребывать на второстепенных, ничего не значащих ролях.


— Эдуард Игоревич, как часто сотрудники вашего управления проводят проверки в бюджетных учреждениях?


— Ежегодно мы проводим более тридцати плановых и внеплановых проверок. По их результатам только за неполных шесть месяцев 2012 года в регионе возбуждено 113 дел об административных правонарушениях и наложено штрафов на 103 тысячи рублей за несоблюдение законодательства о госзакупках. Это почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Виной тому — недостаточная подготовка кадров и недо­оценка руководителями бюджетных учреждений значимости исполнения норм федерального законодательства в сфере закупок. Наиболее проблемным до недавнего времени оставался муниципальный уровень, где в прошлом году мы сумели привести в единый законодательный формат деятельность контрольных органов в сфере закупок. Раньше специалисты, исполняющие эти обязанности, входили в состав разных муниципальных структур, а теперь эти функции находятся в ведении районных отделов финансов. Кроме того, мы систематически проводим ряд предупредительных мероприятий, которые позволяют заблаговременно оценить недопустимость планируемых действий со стороны как заказчиков, так и поставщиков.


— Много надежд возлагается на подготовленный федеральный законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Как, на ваш взгляд, поможет он изменить к лучшему существующий порядок вещей?


— При всех сложностях восприятия и ожесточенных дискуссиях, развернувшихся вокруг подготовленного законопроекта, его появление — это шаг вперед. Хотя сразу подчеркну, что и ныне действующий 94-й ФЗ, и грядущие нововведения абсолютно не являются препятствием для покупки бюджетными учреждениями нужных товаров. Как показывает многолетняя практика, заказчики, действуя в едином правовом поле, могут по-разному закупить одни и те же товары. О чем это говорит? Если заказчик не понял ситуацию на рынке, не спланировал своевременно закупку нужных ресурсов, не провел соответствующую предконтрактную работу с потенциальным кругом поставщиков, не проанализировал их профессиональную и финансовую состоятельность, а думал только о скорейшем освоении бюджетных средств, то и результат будет плачевным. Неудачи и непрофессионализм нередко списывались на пресловутый 94-й ФЗ. И наоборот, в случае положительного исхода о «плохом» законе просто никто не вспоминал. Он всех устраивал.


По моим оценкам, в новом формате предлагаемого закона существенно расширяются возможности выбора способов закупки, а также формализуются недостающие этапы технологии закупок, такие как планирование, исполнение контрактных обязательств. А самое главное, значительно повышается ответственность заказчика за результаты своей деятельности. Причем основной акцент будет делаться именно на экономической эффективности заключенных контрактов и обоснованности расходования бюджетных средств.


— Много ли еще реформ должна пережить российская система госзакупок, чтобы стать идеальной?


— Сейчас для всех очевидно, что бюджетный сектор экономики нуждается в серьезной модернизации. Руководство страны уже сделало первые шаги в этом направлении. Федеральный закон 83-ФЗ впервые дал бюджетным учреждениям право стать полноценными участниками свободных, экономически конкурентных отношений. Но возникает справедливый вопрос: насколько бюджетная сфера готова к нововведениям? На мой взгляд, сегодня нужно начать с доступного и малозатратного. В нашем случае с осознания того, что каждая бюджетная услуга должна проходить полноценный процесс проектирования, выработки оптимальных технологических решений ее производства. А самое главное, нужно помнить о проведении надлежащих экономических расчетов стоимости такой услуги. Ее нельзя отрывать от процесса воспроизводства реальных социальных эффектов в условиях уже имеющихся финансовых возможностей.


Такой подход обеспечит каждому учреждению социальной сферы четкое представление, какой результат должен быть достигнут в ходе оказания услуги и что для этого необходимо сделать. В этой ситуации станет невыгодно покупать материальные ресурсы не по рыночным ценам, да еще и с ненужными характеристиками.


Организовать такую работу в рамках системы несложно. Для этого понадобится публичный, понятный мониторинг стоимости бюджетных услуг. Аналогичная работа на федеральном уровне уже ведется в отношении группы социально значимых продовольственных товаров.


В итоге главным результатом всего закупочного процесса станет экономическая основа приобретения производителями бюджетных услуг таких материальных ресурсов, которые обеспечат максимальную пользу для конкретного человека.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +29 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Придумай, сделай, прикати!

 Анна СОЛНЦЕВА
// Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Арт-терапия в красках

 Елена МЕЩЕРЯКОВА
// Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ
// Общество

Зарядились «Энергией лета»

Ирина ОВЧИННИКОВА
// Спорт
Даты
Популярные темы 



  Вверх