lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 июня 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Негероический герой

Бенефис Игоря Коробова в Липецком драматическом театре
30.06.2012 "Липецкая газета". Константин Клюткин
// Культура
фото алексея власова


На улице лето, жара. А на сцене Липецкого драматического театра, что на Соколе, преддверие Нового года. Хотя в пьесе известного писателя, телесценариста и драматурга Алексея Слаповского «Не такой, как все» (подзаголовок — комитрагедия в двух действиях) нет указаний на сезонные обстоятельства.


Но так решили постановщик спектакля — художественный руководитель театра Геннадий Балабаев — и уже сотрудничавший с липецкими артистами художник из Петербурга Андрей Пронин, отвечающий за сценографию и костюмы. Ведь именно в «новогодних» произведениях литературы и кино так часто заходит речь об «иронии судьбы», о ее неожиданностях и парадоксах.


Парадоксальна изначальная ситуация комитрагедии. Главный герой, называемый просто М., которого играет Игорь Коробов (ему недавно исполнилось 50 лет), человек внешне довольно заурядный, ищет по газетным объявлениям девушку своей мечты. И наталкивается на невероятное: обеспеченная, красивая и т.д. особа жаждет связать судьбу именно с самым обычным во всех отношениях мужчиной. Объявление сильно смахивает на подвох, мистификацию. Но наш герой встречается с дамой, и оказывается, что газетное предложение — чистая правда. Героиня Елены Прониной (раз он — М, то она — Ж) пребывает в малопонятной для нее и уж тем более для зрителей депрессии. И ее странный выбор возможного спутника жизни воспринимается как некий каприз.


В кратком пересказе опус Слаповского кажется надуманным, «высосанным из пальца». На самом деле пьеса и спектакль воспринимаются совсем иначе. Текст — и смешной, и серьезный одновременно — указывает на мастерское владение автора словом и секретами драматургии. А сюжет комитрагедии с ее неожиданно-обоснованными поворотами почти виртуозен.


Странным образом спектакль театра на Соколе заставляет соотнести его с неким воображаемым идеальным цирком. Во-первых, потому, что четверо «фоновых» персонажей (в программе — горожане) — не только «обслуга» сцены. Александра Иванцова, Александра Коробова, Роман Коновалов, Александр Малахов выполняют и функции коверных. Пластическими «комментариями» (балетмейстер Игорь Сурмий), которые идут как бы в параллель очередному эпизоду, квартет «заполняет паузы» между ними. Во-вторых, спектакль напоминает цирк присущим тому органичным сочетанием условности и реальности, когда знаешь: на арене все по-своему, все не так, как вне ее, — однако там ведь работают, существуют по-настоящему, «подлинно», убедительно.


Кто же тогда герой Игоря Коробова? Скорее всего, он иллюзионист, манипулирующий в сфере человеческих взаимоотношений. Вообще, эта роль объемна, многопланова. Настоящий подарок для бенефицианта-юбиляра. От мага у М — внутренняя независимость, невозмутимость, самодостаточность, несмотря на некоторые эмоциональные выплески. М может быть разным — и маменькиным сынком (понятно, в присутствии Мамы — Зинаиды Горячевой), и недовольным по всякой мелочи ворчуном (освоившись в доме Ж). Кстати, профессия у героя Коробова «немужская»: он — библиотекарь. Вопрошая «Почему я не могу иметь самое лучшее?», он в то же время проявляет искренность, честность в общении с окружающими, несуетность и «естественность» существования. М во всем стремится к идеалу, наверняка вычитанному им из тысяч книг.


И вот налицо комическое несовпадение книжных идеалов и нынешней действительности. Нынешний мир усреднен, стандартизирован, люди в нем больше функции, чем личности, больше похожи друг на друга, чем непохожи. Потому в спектакле подчеркнута тема двойников. Едва на сцене появляется П, подруга Ж (Екатерина Мордовцева), так и хочется воскликнуть: что та женщина, что эта — обе красивы, обе одинаково одеты. П еще решительнее, агрессивнее, нежели Ж, «западает» на совсем непривлекательного библиотекаря. Странности любви тут оборачиваются странностью измены.


Новая роль юбиляра вызывает очевидные ассоциации с сыгранным им заглавным героем в чеховских «Страстях по Платонову», одном из лучших и «сложносочиненных» спектаклей Липецкого драматического театра. В обоих случаях к персонажам Коробова, далеким от амплуа героя-любовника, женщины проявляют завидное, страстное неравнодушие. Потому ли, что и Платонов небанален, независим, не такой, как все? Точно ответить на этот вопрос для себя может каждый отдельно взятый зритель. Кстати, а каков он сам, среднестатистический театрал? Не напоминает ли он хоть сколько-нибудь героя комитрагедии Слаповского, полного нереализованных амбиций, стремящегося к изредка исполняемой заветной, немеркантильной мечте?


Да, персонажу Игоря Коробова в итоге сильно повезло. Что ж, для того и существует театр, искусство, чтобы вселять в нас надежду на лучшее...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 24 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: -5 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Постигая Бунина

Владимир Михайлов
// Культура

Ликбез для велосипедистов

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Образование

«Спасибо, что не бросили...»

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Власть

Даже с самолета можно разглядеть

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// Сельское хозяйство

Успех начинается с «Согласия»

Виктор Манаенков
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 



  Вверх