lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 июня 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Утомлённые солнцем, вдохновлённые оперой (фоторепортаж)

18.06.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский, Николай Черкасов (фото)
// Культура

Липецкая областная филармония преподнесла на праздники отличный подарок горожанам. С Днём независимости России липчан на Соборной площади поздравляли мировые оперные звёзды и лауреаты V конкурса молодых вокалистов имени Надежды Обуховой, закончившегося днём ранее.


ФОТОРЕПОРТАЖ ЗДЕСЬ


Возвышенность


12 июня на центральной площади Липецка появилась большая сцена, а перед ней – сидячий партер. Уверен, во многих других городах и весях центральные площади выглядели примерно так же. Только артисты были другими.



наете, искусство возвышает человека. Причём буквально над всем, включая физическое страдание. Праздничный концерт в Липецке хоть и начался в четыре часа пополудни, однако «попал» под палящие лучи беспощадно расточающего ультрафиолет солнца.И только лишь возвышенность момента и предусмотрительно прихваченные из дома зонтики спасали любителей академического искусства. Но – хорошо, что погода хотя бы не решила позабавиться весёлым шаловливым ливнем и не развесила чёрные тучи над площадью.


Ах да, наибольшее сочувствие вызывали всё-таки костюмированные персонажи оперы «О граде Ельце», фрагментом из которой начался концерт после небольшой стихотворно-патриотической композиции в исполнении актёров академического театра драмы. Меховые шапки, кожаные сапоги, латы, платки, кафтаны, чуть ли не меховые шубы – солисты, артисты хора, реконструкторы из исторического клуба «Копьё» стоически сносили вынужденную финскую баню посреди июня и честно делали своё дело. Старался и дирижёр Владислав Булахов, мужественно отстоявший за пультом весь двухчасовой концерт, а с ним и ансамбль «Русская классика», и Липецкий симфонический оркестр. Заметим, что отрывок из оперы исполнялся практически полностью вокальными силами липецкой филармонии. Так, помимо наших молодых кадров в лице Игоря Пронина, Сергея Блинкова, Василия Шаповалова и Эдуарда Бирюкова, на сцене появились гранды. Народные артисты, ведущие солисты филармонии Валерий Радченко и Анатолий Безденежный поистине величественно спели свои арии митрополита Киприана и боярина соответственно. Конечно, не забыли привлечь и наших красавиц Зинаиду Карандакову и Софью Овчинникову, занятых в ролях старицы и княгини Елецкой. Единственным приглашённым артистом оказался солист Госкапеллы России, лауреат международных конкурсов москвич Олег Долгов. Его пригласили исполнять в опере «Легенда о граде Ельце» арию князя Фёдора Елецкого.


– Олег, вам уже не привыкать петь на пленэре.


– Верно, «Легенду» впервые исполняли на берегу реки Сосна. Сегодня, конечно, прозвучит не вся опера, а лишь отрывок, но мы остаёмся верны её изначальному «уличному» формату.



– Прошлой осенью произведение показывали в Москве на сцене концертного зала имени Чайковского. Вам как исполнителю где было проще работать?


– В зале всегда полегче: ты не зависишь от микрофона, оркестр лучше слышно, себя лучше слышно. На улице справляешься во многом благодаря дирижёру. Дирижёр Владислав Булахов – большой профессионал, поэтому даже в условиях далеко не идеальной слышимости петь можно.



– В Ельце и Москве оркестр был другой. Сегодня музыкальное сопровождение осуществляется силами камерного оркестра филармонии «Русская классика» и Липецкого симфонического оркестра. Уверенно себя чувствуете с ними?


– Да, оркестр хороший. Никаких трудностей во взаимодействии нет. Я вижу, что коллектив тщательно подготовился к выступлению. Мне всё нравится.



сё же главными героями этого отнюдь не лунного вечера можно было назвать вокалистов – молодых и суперименитых. В программе гала-концерта конкурса имени Надежды Обуховой были заявлены такие звёзды, как дива Большого театра несравненная Маквала Касрашвили, солист «Метрополитен-Оперы» Владимир Чернов и известный по всему миру бас Аскар Абдразаков. Свои заслуженные номера отпели и шестеро лауреатов обуховского конкурса.



Пятый – юбилейный


По словам директора Липецкой областной филармонии Наталии Николаевны Мекаевой, в каком-то смысле конкурс имени Надежды Обуховой – это конкурс конкурсов: участвовать в нём могут только дипломанты и лауреаты других конкурсов.


– Этот конкурс – юбилейный. И мы хотели бы, чтобы он стал самым ярким, для чего пригласили много интересных исполнителей, – рассказала Наталия Мекаева.


V Всероссийский конкурс молодых вокалистов имени народной артистки СССР Надежды Андреевны Обуховой действительно собрал более двух десятков талантливых вокалистов. Это студенты, аспиранты ведущих музыкальных вузов России, солисты оперных театров Москвы, Санкт-Петер­бурга, Улан-Удэ, Самары, Перми, Саратова, Ростова-на-Дону, певцы из Монголии, Азербайджана, Украины. Предварительный отбор осуществлялся в филармонии по присланным видеозаписям. Два финальных тура конкурса проходили очно и уместились в три дня – с 9 по 11 июня. Конкурсные туры проводились в виде полноценных концертов, поэтому зал ОЦКиНТ был полон зрителями, присутствие которых на иных конкурсах не предусмотрено вовсе. Самое же «вкусное» оставили для Соборной площади. Гала-концерт конкурса решено было сделать частью торжеств по поводу Дня независимости России. Помимо почётных гостей пели все шестеро лауреатов. Собственно, чтобы не утомлять читателя рассказом о том, как всё было восхитительно, предоставим лучше слово героям того дня.



Царственная и несравненная


Маквала Филимоновна Касрашвили – бессменный председатель жюри фестиваля. Народная артистка СССР, управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра и солистка этого прославленного театра – в этом году не только судила, но и сама пела в рамках гала-концерта, преподав своего рода мастер-класс молодому поколению певцов.


– Такое совпадение – это просто потрясающе! – как всегда эмоционально начинает Маквала Филимоновна. – День России – всенародный праздник, поэтому для лауреатов вдвойне почётно и радостно выступать сегодня. И замечательно, что сегодняшний концерт проводится на открытой площадке. Многие люди, которые, возможно, не могут позволить себе ездить в Большой театр или посещать оперу где-то ещё, соприкоснутся с этим замечательным видом искусства. Опера давно уже перестала быть искусством для избранных. Во всём мире проходят оперные фестивали и шоу на открытых площадках. Крупнейший в мире оперный театр в Вероне вмещает сорок тысяч зрителей, вы только вообразите!



– Как прошёл, на ваш взгляд, нынешний конкурс?


– Все дни, когда проходили конкурсные прослушивания, зал был полным. Липецкая публика очень доброжелательная, восторженная. Мне кажется, именно зрители вдохновляли вокалистов делать даже больше того, на что они способны. Передавая свои эмоции аудитории и получая ответный отклик, артист наполняется вдохновением. Если человек получает первые места на конкурах, значит, это не случайно. Поясню. Жюри видит в победителях потенциал, музыкальные данные, подаренный природой голос, умение подать себя, артистичность. Исходя из таких критериев, мы и присуждаем премии. Участвуя в музыкальных состязаниях, исполнители набираются опыта и мастерства. В России стали проводить ярмарки певцов, такие, как, например, в Екатеринбурге. Опять же, можно выезжать на прослушивания к известным импресарио и на конкурсы за рубеж. Хорошего вокалиста всегда заметят, обратят внимание. Если человек отличается способностями и трудолюбием, он получит хорошую работу в одном из оперных театров. Сразу в Большой или Мариинский мало кто попадает. Прежде необходимо пройти определённый путь и набраться опыта.



– На конкурс имени Обуховой в нынешнем году приехали молодые исполнители из самых разных уголков России и даже из Монголии! Как вы считаете, можно ли сказать про какой-то город в нашей стране: там есть крепкая вокальная школа?


– Определённо, в Москве и Петербурге свои школы есть – и об этом свидетельствует даже тот факт, что четверо из шести лауреатов пятого конкурса имени Обуховой именно оттуда. Воспитанники Мариинской академии неизменно показывают отличные результаты. Но отмечу, что не только от именитого педагога зависит успех. Научить невозможно, можно научиться.



– Вы много лет сотрудничаете с Липецкой филармонией…


– …и сердечно поздравляю всех с праздником, благодарю руководство области и города, вице-губернатора Людмилу Куракову, начальника управления культуры Татьяну Горелову, дирекцию филармонии в лице Наталии Мекаевой за прекрасную организацию. Люди очень серьёзно относятся к фестивалю, частью которого мне посчастливилось стать. Каждый раз, приезжая сюда, я покидаю Липецк с очень тёплым чувством.



Лауреаты


Энхтайван Чимэд прибыл на конкурс аж из самой Монголии! Он тоже уехал с тёплым чувством: вокал не очень-то хорошо владеющего русским языком конкурсанта, тем не менее, покорил жюри и обеспечил Чимэду вторую премию.


– Я очень много участвовал в российских вокальных конкурсах, успел получить несколько престижных премий. В Липецке я впервые, до того приходилось ездить в основном в Москву и Санкт-Петербург. Мне ваш город показался спокойным и весёлым. Хотя, конечно, жарковато. Петь сегодня будет тяжеловато.


– А где поёте у себя в Монголии?


– Я – артист оперного театра. В репертуаре – вся классика мирового оперного искусства. Вообще-то, солистом я стал только год назад. Но уже успел спеть и в «Трубадуре» Верди, и в «Кармен» Бизе, также в национальной монгольской опере.



– Опера популярна у вас на родине?


– Да, люди охотно ходят в театр, всегда зал полон. У нас любят классическую музыку, хорошо её чувствуют. Как вижу, здесь классика тоже в чести. За все последние дни я в этом успел твёрдо убедиться. И хочу сказать зрителям огромное спасибо, ведь именно благодаря их поддержке мне удалось добиться такого высокого результата!


тудентке четвёртого курса академии имени Гнесиных Кристине Мхитарян всего двадцать пять лет, но она уже успела завоевать несколько престижных премий вокальных конкурсов, в том числе и в Барселоне. В Липецке симпатичной обладательнице сопрано досталась вторая премия. Кристине никогда раньше не приходилось петь на открытой площадке, она полна восторга.


– Это безумно красиво! – восхищается девушка. – Вид со сцены на площадь просто замечательный. В Европе подобная форма проведения концертов уже стала привычной. А у нас, видите, это пока в новинку даже для исполнителей. Здорово, что каждый может посмотреть действо, пусть даже не покупая билета в зрительский сектор, а просто расположившись в теньке под ёлкой. Вдруг молодёжь, которая просто гуляет в округе, заинтересуется и прислушается.



– Какие впечатления остались после конкурса?


– Мне всё понравилось, одни позитивные впечатления! Особо хочу отметить жюри. Люди, которые оценивали конкурсантов, сами знаменитые, талантливые, опытные певцы. Это очень подстёгивало, мотивировало на победу. В жюри часто сидят директора театров, которые потом могут дать тебе работу. Поэтому именно для молодых вокалистов в конкурсах участвовать важно. Летом меня ждёт ещё несколько волнительных испытаний. Надеюсь на успех в конкурсе на место в молодёжную труппу Большого театра. А потом улетаю в Вену на конкурс Бельведер.



– Желаем успеха!



Победительница


Представительница той самой санкт-петербургской школы вокала аспирант Екатерина Морозова в честном певческом поединке на V Всероссийском конкурсе молодых вокалистов имени Надежды Обуховой завоевала право называться лучшей. Такое же право получил и её коллега из Санкт-Петербурга – баритон Григорий Чернецов.


– Честно сказать, мы с Гришей были в полном недоумении, – делится победительница. – Ведь мы совсем молоды: ему – двадцать два года, мне – двадцать четыре. Выигрыш дался отнюдь нелегко: это было очень сложное соревнование. Все конкурсанты оказались сильными соперниками, пришлось выкладываться по максимуму. Первого места могло вполне и не быть, если бы я не приложила столько стараний. Для меня перед таким ответственным мероприятием главное – отдых. Например, после перелёта на самолёте требуется хотя бы пару дней на восстановление. Всё-таки перепады давления сильно влияют на голос. Сон и еда – самое важное для вокалиста.



– А какой самый главный опыт вы вынесли из участия в фестивале имени Обуховой?


– Несомненно, дорогого стоит посоревноваться с представителями таких оперных школ, как Москва и Санкт-Петербург, да ещё когда в жюри – корифеи этих самых школ. Это делает конкурс очень престижным, а победу в нём – вдвойне воодушевляющей.



– Поздравляем с победой! Какие планы у вас на лето?


– Честно говоря, по возвращении в Петербург меня ждёт кандидатский экзамен по психологии в аспирантуре, а осенью – по философии и итальянскому языку. Я учусь в аспирантуре на кафедре пения.



Слово великим


Народный артист Башкортостана, лауреат Всероссийских и международных конкурсов Аскар Абдразаков с 1995 года был солистом Большого театра России. Теперь поёт на ведущих оперных сценах мира и даже некоторое время успел побыть министром культуры республики Башкортостан. В Липецк Аскар попал впервые, но о конкурсе Обуховой до того многое слышал.


– Уровень фестиваля высок, и статус его год от года растёт, – не сомневается артист. – Сам факт присутствия настолько компетентного и авторитетного жюри о многом говорит. Участники прекрасно подготовились – судить было приятно. Споры по поводу того или иного выступления кипели весьма оживлённые. Были плюсы, были и минусы. Есть задачи, которые каждый член жюри ставит перед собой и пытается решить. Здорово выступили две представительницы липецкого края – Елена Баранчук и Анастасия Щёголева. Их пение я для себя лично отметил и хочу выразить надежду, что здесь им окажут надлежащую поддержку, помогут с участием в других конкурсах, в том числе и мировых.



– Можете выделить среди конкурсантов стопроцентных будущих звёзд?


– Знаете, конкурс – это как лотерейный билет. Сегодня ты можешь выступить гениально, а завтра исчезнуть, как упавшая звезда. Раскрываться нужно в оперных театральных постановках! А тут всё индивидуально и зависит от самого певца.



Владимире Чернове говорят: это лучший баритон мира. Солист театров «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк) и «Ковент-Гарден» (Лондон), а в прошлом – Мариинского театра, он снискал мировую славу в качестве исполнителя арий из опер Верди. «Вердиевского баритона» чаще можно видеть за границей, на родине Владимир редкий гость. Однако предложение присоединиться к жюри и выступить в гала-концерте он с радостью принял. Надо сказать, что выход Чернова на сцену получился одним из самых эффектных, публика просто сходила с ума, не жалея аплодисментов. Мы не могли не воспользоваться возможностью побеседовать с именитым гостем, и первым был, естественно, вопрос о завершившемся конкурсе.


– Меня порадовало количество конкурсантов – чуть больше двадцати, дошедших до второго тура. Порадовало качество их исполнения, в особенности в третьем – финальном туре. Задача жюри – не просто выбрать лучших, но дать им шанс пообщаться с по-настоящему опытными коллегами, которые, собственно, жюри и составляли. Поверьте, этот опыт бесценен для артистов, делающих на большом пути только самые первые шаги. Возвращаясь к распределению призовых мест. У нас поначалу возникли некоторые разногласия внутри жюри относительно этого. Но в итоге единогласно мы приняли решение премии «разделить». Понимаете, для молодого вокалиста стать лауреатом престижного конкурса – это одно. И совсем другое – получить в качестве вознаграждения деньги. Финансовая сторона конкурсантов волнует не очень-то. Таким образом, мы присудили каждую из премий сразу двум претендентам, как бы удвоив их. Не сомневаюсь, это всем приятно.


Конкурс Обуховой – необыкновенно важное явление в культурной жизни нашей страны. А самое приятное удивление состояло в необычайно широком разнообразии голосов и жанров. Каждый хотел выглядеть индивидуально. Но конкурсантам надо ещё многому и многому учиться, многое постигать. Самые слабые места у современной молодёжи – это язык и стиль. Уровень в большинстве случаев – между низким и средним. Поэтому моё главное пожелание участникам конкурса – серьёзно относиться не только к качеству голоса, к тембру, к интонации, но и учить языки, глубже познавать стили! Иначе на искушённую публику и маститых членов жюри они попросту не смогут произвести должного впечатления! А вообще, хотелось бы, чтобы подобных конкурсов и таких концертов, как сегодня, было больше. Вспоминаю Финляндию в середине 1980-х. Там чуть ли не в каждой деревушке по праздникам проводились оперные представления. В России это надо развивать и поддерживать. В первую очередь – с помощью правительства и меценатов. Без культуры нельзя существовать, мы не можем всё время думать лишь о хлебе насущном.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх