lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 июня 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Кадры для новой экономики

14.06.2012 "Липецкая газета". Юрий Бакланов
// Экономика

Грустно осознавать, что наша страна с огромным опытом работы системы образования в считанные годы откатилась по качеству знаний выпускников далеко назад и занимает место в седьмом десятке уже не развитых, а только развивающихся стран. Парадоксально и то, что чем больше создается вузов в стране, тем больше появляется плохо образованных специалистов. В прошлом году в высшие учебные заведения России поступили 720 тысяч человек. Казалось бы, куда уж лучше, тяга к знаниям у россиян огромна. Но за знаниями ли многие идут в университетские и институтские аудитории? Или за престижными «корочками»?


Сюжеты ТВ показывают: сейчас даже без справки о сдаче ЕГЭ можно поступить в вуз с поддельными справками об окончании средней школы где-нибудь в Украине. Много шума наделала история в станице Вешенской Ростовской области, где проживают девять тысяч населения и действуют филиалы четырех (!) вузов. В двух из них единственным постоянным преподавателем является местная библиотекарь, которая по субботам и воскресеньям читает сельским студентам учебники, а они что-то записывают. Но как называются вузы, в которых она таким образом преподаёт, библиотекарь точно назвать не смогла. Примитивизм, доведённый до абсурда. А сами выпускники затем торгуют на базарах или работают на собственных огородах. Зачем им диплом о высшем образовании — они и сами не знают.


Уровень российского образования катастрофически снижается как в школах, так и в вузах, особенно частных, ставящих основную цель — максимальное извлечение прибыли. Отсутствие менее точных прогнозов о потребности страны, региона в тех или иных специалистах ведет к росту «популярных» профессий, среди которых юристы и экономисты. Таких «спецов» в стране уже переизбыток. А вот высокообразованных среди них не так уж много. Сейчас, после значительного повышения зарплат в армии и правоохранительных органах многие выпускники, похоже, переориентируются на службу в Вооружённых силах и полиции. Но кто будет осуществлять модернизацию страны, разрабатывать и внедрять инновации?


Еще будучи кандидатом в Президенты РФ Владимир Путин в одной из своих программных статей отметил, что необходимо развивать высокотехнологичную химию, фармацевтику, ­авиастроение, композитные и наноматериалы. Надо бы добавить в этот список и биотехнологии, без которых современная фармацевтика просто немыслима. Но проблема в том, что интерес к той же химии, задавленный «престижностью» юридических наук, сплошного менеджмента и маркетинга, упал неимоверно.


Не один год в России идет дискуссия о ЕГЭ. Серьезные опасения высказывают специалисты и ученые, но только теперь в Минобразования осознали, что у этой формы контроля знаний есть серьезные недостатки, которые надо устранять, чтобы не понижать общую планку российского школьного образования. И заниматься профориентацией, делая упор на изучение тех предметов, которые помогут будущим практикам осваивать перспективные отрасли экономики. Иначе немотивированных ничем недоучек с дипломами, практически фальшивым образованием, не уменьшится.


Я учился в Московском госуниверситете, где приходилось корпеть за учебниками до трех часов ночи, чтобы сдать очередной экзамен. Поскольку отвечать-то приходилось корифеям, по учебникам которых мы и учились. Теперь даже МГУ выбыл из сотни лучших университетов мира. По последней оценке на 2012 год ассоциации Quacqarelli Symonds, он занимает 112-е место из 300 лучших, Санкт-Петербургский университет — 251-е. И всё, в этом списке российских вузов больше нет! Зато из такой маленькой страны, как Новая Зеландия, там значатся 4 университета, практически (!)все университеты Нидерландов. На первом же месте расположен Гарвард, в десятке лучших — Кембридж и Оксфорд. Из германских вузов лидером признан Мюнхенский технический университет, давший миру 20 лауреатов Нобелевской премии, столько, сколько вся Россия, и то он занимает 64 место.


В Германии он входит в тройку учебно-исследовательских заведений (здесь это неотделимо), которые разрабатывают «Концепцию будущего». Здесь, и это — очень интересная практика, готовят перспективных специалистов. Прошлым летом я был в Институте микробиологии ФРГ, где обучение бесплатное, но до 60 процентов студентов отсеиваются ещё на первом курсе: слишком велики нагрузка и требования к учёбе. Зато после ее окончания «товар» получается штучный — работа всем находится. В Баварском центре исследований возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для обучения будущих специалистов по новым отраслям и дисциплинам, таким, как молекулярная химия, молекулярная генетика, создание и применение новых биоразлагаемых полимеров, биокатализаторов, микроорганизмов, биотоплив и других, объединены семь исследовательских центров страны. Они выполняют ­научные работы и одновременно обучают студентов. На 40 преподавателей (лучших в своей отрасли из разных НИИ и вузов) приходится всего 40 студентов. Это называют инновационным методом обучения. При таком подходе просто невозможно выпустить брак, неполноценного специалиста. Кстати, туда принимают на учёбу и иностранных студентов. Убеждён, что и в России обучение новым специальностям невозможно в одном университете или институте, здесь нужна кооперация квалифицированных преподавательских кадров.


Липецкий государственный технический университет является признанным лидером в регионе, я знаю некоторых его выпускников, которые сделали успешную карьеру в крупных компаниях США. Но даже в рейтинге российских вузов он находится только на 277 месте. Остальные — гораздо ниже.


Нынешний премьер Дмитрий Медведев предложил провести аудит вузов России, особенно тех, где уровень образования соответствует примерно учёбе в ПТУ. А Владимир Путин призвал к созданию сильных университетов, которые могли бы давать и хорошее образование, и быть лидерами в научно-исследовательской деятельности, предлагали бы инновационные идеи. Речь идёт о знании самых современных технологий, которые разрабатывают и внедряют конкуренты, которые должны пройти путь от идеи через НИР и НИОКР к созданию опытных образцов и внедрение их в серийное производство. Кроме огромного дефицита инженерных кадров, в России сегодня десятки тысяч из них требуют переподготовки. Без наличия хорошей инфраструктуры невозможно привлечь хороших специалистов да ещё с семьями из-за рубежа. Можно ли решить сложнейшие задачи за короткий период, который отведён на модернизацию экономики? И можно ли считать большое количество людей с дипломами высоким уровнем образования населения? Наверное, по мнению Минобразования, да.


По данным Росстата, по уровню образованности Россия скатилась на одно из последних мест в Европе, отставая даже от таких бедных стран, как Румыния. Вывод очевиден, мы должны изменить свое отношение к существующей системе подготовки специалистов. Пока еще не поздно...

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: +1 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх