lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 июня 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Не бывает героев местного значения

09.06.2012 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура
Первым, кому академик Басов показал свою награду, были коллеги-ученыеНобелевская медальМесто упокоения Сергея Бехтеева в НиццеВзятие Карса войсками генерала Муравьева


Провинция все еще не разучилась жить несуетно, помня о правде и совести. Вот в столице, например, Бог весть что творят с историей Отечества. Там политики разных окрасов азартно испытывают на прочность ее хрестоматийные факты и постулаты, весело отменяют незыблемые репутации, наперегонки отыскивают червоточины в личности любого, перед кем преклонялось несколько поколений. Все минувшее — вымысел, легенды, мифы. Не было ни Рюрика, ни Олега, не было Крещения Руси, Ледового побоища, Куликовской битвы. Масон Кутузов трусливо бегал от Наполеона и непонятно за что признан великим полководцем. Жуков заработал маршальские звезды безжалостностью к солдатам. Александр Попов не имеет никакого касательства к изобретению радио. И Ломоносов не то, и декабристы, да и Пушкин устарел.


В общем, герои не герои, подвиги не подвиги, победы не победы, и хорошо еще, если не безоговорочные поражения. Однако провинция (а это, согласитесь, просто другое название России) не поддалась зуду безбрежного нигилизма. Она не столько осознает, сколько чувствует — остро и безошибочно: выдернешь из толщи лет и столетий стержень служения, подвижничества — и все рассыплется. Станет нечем жить и дышать. Провинциалы ворошат минувшее не ради очередной разоблачительной сенсации. Они упорно и старомодно ищут в нем примеры для подражания, духовные и нравственные опоры.


Не теми словами, но именно об этом говорил мой товарищ по «Липецкой газете» Александр Косякин, объясняя, почему снимает документальное кино о своих выдающихся земляках. У него одна цель. Чтобы помнили. Чтобы вспомнили. Чтобы знали.


Замысел серии «Жизнь замечательных липчан» Косякин вынашивал давно. И, наконец, в течение последнего года он завершил четыре стартовые картины. Сейчас работает над пятой — о Тихоне Задонском и ведет переговоры о шестой, посвященной Михаилу Трунову, основателю первого в Липецке краеведческого музея, первой публичной библиотеки, первого архива. А параллельно рождается киноцикл к двухсотлетию Отечественной войны с Наполеоном.


— Честно говоря, не могу представить, как ты и твои коллеги по киностудии «Задонская звонница» решились на это. Ну можно ли снимать фильм о генерале Муравьеве-Карском или советском физике, нобелевском лауреате Николае Басове в маленьком городе, вдали от московских архивов, фильмохранилищ, наконец, от авторитетных ученых-консультантов? А между тем в результате у вас получается не какая-то «маловысокохудожественная» самодеятельность, пригодная лишь для домашнего показа, а полноценные, профессиональные, изобретательные картины. Их можно демонстрировать по любому федеральному телеканалу...


— Начиналось все по благословению Владыки Никона, когда мы предложили каналу «Липецкое время» православные программы — сперва «Отчина», потом «Свет мира». (Они, кстати, удостоились солидных общероссийских наград). Мне повезло: я увлекся этой идеей, когда сотрудничал с патриотическим обществом Александра Невского. Без его руководителя Владимира Акатова, которого нынче, увы, нет в живых, я бы вряд ли осмелился вступить на эту нелегкую стезю. А кроме того, рядом со мной всегда Владимир Иванович Ковшов, он в телевидении и кино умеет все. Дальше — больше. Появилась мысль о «ЖЗЛ». К тому моменту, опять-таки с благословения архиепископа Никона, при задонском монастыре уже действовала студия «Задонская звонница». Там мы и делаем свое кино.


— Но материалы-то, материалы где ты берешь? Иконографию, хроникальные кадры, свидетельства... Ну, допустим, с Муравьевым-Карским полегче. Все же фигура изученная, у Николая Задонского есть даже роман, который так и называется — «Жизнь Муравьева». А как вы делали фильм о Басове? А о поэте Сергее Бехтееве? Он же лишь лет пятнадцать — двадцать назад возник из небытия, из абсолютного забвения.


— Да нет, почему, романсы на его стихи пели давно.


— Те, кто пел, наверняка ничего о нем не слышал. В советское время Бехтеев был под запретом. Еще бы: непреклонный монархист, белый офицер, эмигрант, до последнего часа прославлявший убиенного царя. Насколько я догадываюсь, за рубежом «царский гусляр», сочинявший архаичные по манере стихи, тоже не был особо известен. Это не Бунин, не Набоков, не Ходасевич...


— На Руси всегда находятся чудаки, способные бескорыстно, для души, интересоваться персонажем мало кому знакомым, до поры до времени не востребованным, даже запрещенным. Тем же Сергеем Сергеевичем Бехтеевым десять лет самозабвенно занимался воронежский писатель и краевед Владимир Невярович. Он основал Бехтеевский фонд. Он влюбил в творчество поэта одаренную московскую актрису Светлану Копылову, которая сейчас исполняет романсы на бехтеевские тексты. Он был инициатором восстановления храма в имении Бехтеевых. Наконец, издал стихи поэта и книги о нем. А теперь мечтает перевезти из Ниццы в Россию прах нашего героя. Помощь Невяровича была для меня бесценной. Важнейший эпизод фильма «Царский гусляр» — хроника, привезенная из Бразилии, где Невярович и Копылова гостили у внучатого племянника Бехтеева.


— Что тебя привлекает в твоем герое прежде всего? Стихи? Да, они невероятно искренние, но по форме, по словарю и вправду страшно архаичные. Трудно представить, что их писал современник Хлебникова, Блока, Маяковского, Цветаевой.


— По-моему, вся жизнь Бехтеева — поэма. Трагическая и трогательная поэма верности. Он не изменил государю даже когда от Николая II отреклись самые близкие, самые преданные. Его стихотворение «Молитва», переписанное рукой великой княжны, поддерживало семью императора накануне расстрела в Ипатьевском доме. А дальше Бехтеева ждала эмиграция, нищета, безвестность. Но он принимал эти испытания, жил для Бога, не изменял своим взглядам, вере, царю, себе. Неважно, кто будет смотреть наш фильм — левый, правый, монархист, коммунист, либерал. Нам бы хотелось, чтобы любой зритель оценил силу духа поэта, его человеческое величие.


— Странно, но, слушая тебя, я подумал, не удивляйся, о Николае Островском. Когда-то я не находил ответа, с какой стати «Как закалялась сталь» переводили и взахлеб читали англичане, американцы, которым большевистская религия автора была чужда, а то и враждебна. Очень нескоро до меня дошло: независимо от убеждений Островского и Павла Корчагина их поражали жертвенная преданность писателя и его героя идее, способность самоотверженного служения тому, что они считали спасительным для страны и народа.


— Так и есть. В наши дни России необходимы такие примеры. Она должна научиться с уважением относиться ко всем своим сыновьям, строившим и защищавшим ее. Одни хранили вековые традиции и святыни, другие пытались открывать новые пути, новую справедливость, новое мироустройство. Признаем: палачи были по обе стороны баррикады. Но по себе стороны были и святые. Даже когда они заблуждались.


— Ты ответил мне на незаданный вопрос. Герои твоих фильмов — очень разные люди. Вероятно, ученый Басов и тот же Сергей Бехтеев, окажись они каким-то чудом рядом, смотрели бы друг на друга настороженно, неприязненно. Возможно, им не о чем было бы и говорить между собой. Но ты о каждом из них рассказываешь с любовью, увлеченно и увлекательно…


— Потому что каждый из них был патриотом. Они неодинаково смотрели на прошлое и будущее России, но верили в нее.


— Итак, для фильма о Бехтееве ты нашел знатока его жизни и поэзии в соседнем Воронеже. А как обстояло дело с Николаем Басовым? Физик-то он выдающийся, создал целое направление в науке. Только не похоже, что «отца лазера» много снимали. Пожалуй, и в московских киноархивах басовских кадров раз, два и обчелся.


— Скорее всего. А когда Басова снимали, то это были преимущественно официальные, протокольные кадры. Допустим, король Швеции вручает нашему Николаю Геннадьевичу нобелевскую премию. А у нас в фильме ученый не с трибуны, не по бумажке размышляет вслух, делится болью, печалится о том, что происходит с отечественной наукой, чьи достижения в постперестроечные годы за гроши уплывали к американцам. Заодно с русскими, российскими умами. Лейтмотив его почти исповеди — «за державу обидно». Об этом он говорил, приехав в Усмань на юбилей родного города. Спасибо журналисту Владимиру Максимюку — он снимал академика-нобелиата и предоставил уникальный кинодокумент для фильма «Отец лазера». Полагаю, у москвичей ничего подобного нет.


— Ты не боишься акцентировать воспитательную задачу проекта, уроки, которые должен извлечь зритель из твоих кинобиографий. А тебя не смущает, что, работая над ними, ты невольно идеализируешь героев, как бы редактируешь их жизнь, умалчиваешь о каких-то противоречиях, слабостях, ошибках, компромиссах? Как заметил один писатель, столб — это хорошо отредактированная сосна, без ветвей, сучьев, хвои, лесного запаха...


— И хвою, и лесной запах сохранить хочется. Но еще больше хочется успеть раскрыть главное и в Бехтееве, и в Муравьеве, и в Басове, и в дважды Герое Советского Союза Михаиле Степанищеве. А главное-то все-таки — это дело, которое они делали, патриотизм и верность долгу. Впрочем, не думаю, что наши фильмы сняты по житийным канонам. Мы стремимся, чтобы персонаж на экране воспринимался объемнее, чтобы публика почувствовала его часто непростой, нелегкий нрав. Тот же Муравьев, так успешно сражавшийся с турками, «замирявший» Чечню, был не больно-то уживчивым человеком. Его недолюбливали иные военачальники, крайне сложными были отношения Муравьева с государем.


— Зато, я хорошо запомнил это из фильма, он умел заслужить доверие противников. Грозный Шамиль, когда Муравьев воевал с турками, не ударил ему в спину, сдержал слово...


— Это верно. Тоже, по-моему, полезный урок, любопытная информация для размышления. А насчет редактирования жизни... Бывает так, что ничего и не отредактируешь. Степанищев, допустим. Ас, дважды Герой Советского Союза, к слову, единственный среди уроженцев нашего края. Летчик с искалеченным позвоночником, когда впору было признать себя инвалидом, а он воевал, да как! И вдруг уже после Победы — самоубийство. Такой поворот, такую трагическую развязку не отредактируешь, не отсечешь.


— Ты как-то объясняешь причину его ухода?


— Очень осторожно. Некатегорично. Прикасаясь к подобному материалу, надо быть деликатным.


— И уж, разумеется, не смаковать слухи и толки, как любят на нашем ТВ... Скажи, как ты выбираешь, о ком будешь снимать следующий фильм? Первое условие, я так понимаю, — героем должен быть наш земляк.


— Да. Вся серия «ЖЗЛ» посвящается грядущему шестидесятилетию Липецкой области. Эту идею поддержали в администрации региона. Предложено разным областным подразделениям назвать свои кандидатуры для очередных фильмов. Тем не менее региональный компонент не самый принципиальный. Подвигов и героев местного значения не бывает. Подвиги или научные открытия совершаются во имя всей России. А на твой вопрос я бы ответил так: тех, кто достоин долгой памяти, у нас много. И хочется отдать дань всем. Надо спешить. Михалков за нас это не снимет. У меня год ушел на четыре сорокаминутные ленты. А мы могли бы снять как минимум восемь при соответствующей масштабу замысла материальной поддержки.


Игра стоит свеч. Создать кинопантеон выдающихся земляков — задача благородная и масштабная. Судьба наших героев — образец служения. Перед каждым из них горела лампада веры. Перед Тихоном Задонским — в буквальном смысле слова. Перед Басовым, Степанищевым, Муравьевым — метафорическая. Но все они могли умереть только стоя. И умереть ради того, во что верили, чему служили. Кстати, если у кого-то есть предложения, кому прежде всего следует посвятить новые фильмы, если кто-то готов поддержать нашу работу, — двери открыты. Проект «ЖЗЛ» в принципе — начинание, рассчитанное на активное соучастие всех, кто любит родную историю и гордится лучшими сынами России.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +14 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика



  Вверх