lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 июня 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Романушки на гулянье

02.06.2012 "Липецкая газета". Елена Панкрушина
// Культура
В липецком селе Троицкое свято хранят народные традиции. Фото Павла Острякова
В липецком селе Троицкое свято хранят народные традиции. Фото Павла Острякова

Если не желаешь коротать свой век в одиночестве — сделай себе тряпичную куклу-кукушку, а в ночь на Троицу закопай ее в лесу. Такое поверье бытовало у наших прабабушек. Этот и другие старинные обычаи хотят возродить в день Святого праздника жители села Троицкое Липецкого района.


Троица — одна из самых почитаемых православными христианами святынь. Еще сотни лет назад на Руси христианские традиции ее празднования тесно переплелись с языческими верованиями и обрядами и в этом виде дошли до наших дней. В этом году жители села Троицкое Липецкого района решили 3 июня отметить праздник, в честь которого названо их село, также как делали это их предки несколько веков назад.


Начнется воскресный день, как и положено, с церковной службы, а продолжится народными гуляньями и старинными ритуалами. Инициаторами этого действа стали мастера расположенного в Троицком областного Центра романовской игрушки. Они являются главными собирателями и хранителями местных традиций и народных промыслов, самый знаменитый из которых — романовская глиняная расписная игрушка-свистулька.


А вот технологию изготовления куклы-кукушки троицкие мастера узнали тринадцать лет назад во время этнографической экспедиции по Добровскому району Липецкой области. Жительница села Порой Мария Фролова до глубокой старости делала не только игрушки, но и элементы одежды с использованием старинных приспособлений.


Изготовить куклу-кукушку несложно. Всего-то и нужно несколько лоскутков ткани и два березовых прутика — для ножек, которые получаются похожими на птичьи лапки. Известно, что кукушка гнезда не вьет. Поэтому мастерице, чтобы самой не остаться без «гнезда» — без семьи и детей, следует похоронить куклу. А на следующий день выкопать, разобрать по частям и раздать подружкам — кому платочек, кому фартучек — в качестве оберегов.


Не забыли местные жители и другой обряд, который также проводили на Светлую Троицу, — «кумление». Девушки и женщины на пятидесятый день после Пасхи отправлялись в рощу, плели венки из березовых веток и связывали макушки молодым березкам.


— Если накинуть на соединенные таким образом деревца свои нательные кресты и трижды поцеловаться, получишь себе верную подругу — куму — на весь год, — поясняет смысл обряда заместитель директора областного Центра романовской игрушки Людмила Тюмина.


Третье июня жители Троицкого (бывшего Романово) собираются встретить в народных романовских костюмах. О слишком пестро одетой женщине, иногда говорят: «оделась, как романушка». Действительно, наряды местных жителей отличаются яркими красками — как и романовские игрушки. Вот и Валентина Канатова к Троице приготовила зеленую атласную блузку, расшитую оранжевыми лентами, юбку и фиолетовый фартук.


Возможность сравнить наряды «романушек» с крестьянской одеждой из других регионов России предоставили народные умелицы студии традиционного костюма «Русские начала» из Москвы, приехавшие в преддверии празднества в Троицкое. Это единственное в России учреждение, поддерживающее народные промыслы, которое существует на общественных началах. Прибыли москвички с профессиональным интересом — пополнить знания о местных старинных обрядах, а если повезет, то и коллекцию костюмов. С собой они привезли для показа десять платьев XVIII—XIX веков, а всего в коллекции столичных рукодельниц около сотни убранств.


Женский крестьянский праздничный наряд почти повсеместно состоял из нижней и верхней рубах, сарафана и кафтана. Преобладающим был красный цвет — символ жизни и красоты. В этом плане романовский костюм сильно отличается от традиционных.


— По одежде можно было узнать, из какой местности человек. Она являлась также отражением творческого потенциала населения, — рассказала руководитель студии «Русские начала» Татьяна Валкова. — Судя по броским цветам костюмов троичанок и необычным их сочетаниям, они явно отличались позитивным мышлением и креативностью. Возможно, кому-то их наряды покажутся чересчур кричащими. Но то, что они до сих пор в почете у местных жительниц, — признак их уважения к своим традициям и корням. Бережное отношение липчан к своей истории, к народным промыслам и обрядам не может не радовать.


Но, как отметила далее Татьяна Валкова, такое теперь не часто встретишь.


— Когда мы впервые отправились по селам Нижегородской области, жители сказали нам, что со своей миссией мы опоздали лет на сто пятьдесят, — посетовала она. — А вот в Троицком не забыли ни обычаи престольного праздника, ни традиции гончарного ремесла, ни технологии изготовления романовской игрушки. Говорят, что человек, не знающий своей истории, не имеет будущего. Если так, то троичанам бояться нечего — народные традиции еще долго будут служить им оберегом.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +13 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество



  Вверх