lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
31 мая 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Какого цвета солнце

31.05.2012 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Культура

В одном из залов Всероссийского музея декоративного и народно-прикладного искусства в Москве стоит полупрозрачная белоснежная колонна, внутри которой чудо-дерево: золотистое, с тонкими, причудливо изогнутыми веточками, на которых расселись диковинные игрушки-зверушки, птицы, тряпичные куклы. Это чудо-дерево выросло в Липецке…


Что такое древо жизни? Кому-то представится генеалогическое древо, кто-то вспомнит пушкинский дуб или строчку из «Фауста», а то и вовсе — тоненькую березку, вечное олицетворение России. Но многие, я думаю, согласятся с тем, что это понятие ассоциируется и с памятью поколений, и с сохранением традиций и обычаев, с глубинными национальными корнями. В нынешнем году во Всероссийском музее декоративного и народно-прикладного искусства проводится очередной детский фестиваль, который так и называется — «Древо жизни». И уже в третий раз в нем принимает участие с авторскими программами липецкая школа-студия члена Союза художников РФ Ольги Буевой.


— На фестиваль привезли экспозиции со всех уголков России — очень интересные, яркие, самобытные, — говорит она. — Я вообще считаю, что творчество детей не может быть неинтересным. Но без ложной скромности скажу: инсталляция, то есть пространственная композиция, была только у нас, все остальное традиционно выставлено в витринах.


— А как вообще родилась идея сделать такую инсталляцию?


— С одной стороны, когда я узнала тему фестиваля, мне захотелось углубиться именно в наш, региональный, фольклор, прикоснуться к истокам. Отсюда и романовская игрушка, и тряпичные куклы-обереги. С другой стороны, надо было, чтобы прозвучала какая-то современная нота. Вот так и появилась идея сделать «древо жизни», а на его ветвях развесить игрушки, словно диковинные цветы или плоды.


— А игрушки делали ученики вашей студии?


— Да, причем с огромным удовольствием и энтузиазмом. Конечно, я сначала рассказала им историю романовской игрушки, объяснила все каноны. Они им старательно следовали, но все равно каждый пытался привнести что-то свое. Поэтому мордашки у этих фигурок вышли очень занятные, друг на друга не похожие. Я увидела интереснейшую вещь: вроде бы и кривоватыми они получились, и не гладенькими, а все равно сразу понятно, что перед нами настоящая романовская игрушка!


— Как же это произошло? Современные дети, которые, вполне вероятно, до того романовскую игрушку и в руках-то не держали…


— Вся штука в том, что как раз дети сохраняют генетическую память прошлых поколений. Пока мы, взрослые, своими жесткими рамками и стереотипами не задушим в них эту память, а заодно и талант. Если мама регулярно подходит к ребенку со словами: «Давай я твой рисунок поправлю, а то у тебя вот тут криво, а вот тут неровно закрашено», — все, считай, пропало. Такому ребенку будет очень трудно выразить себя в рисунке, в живописи, потому что он уже усвоил, как «правильно». Вот почему я мам на свои занятия не пускаю.


— А в каком возрасте дети приходят в студию?


— Ко мне сейчас даже трехлеток водят. Какие у них идеи, какие фантазии — чудо! Самое главное — не разрушить это непосредственное, самобытное видение. Кто вообще решил, что солнце «по-правильному» должно быть желтым? И когда я спрашиваю их, какого оно цвета бывает, тут же слышу столько неожиданных и очень точных эпитетов.


— Вы всю жизнь работаете с детьми и до сих пор не перестаете им удивляться. А ведь многие педагоги со временем устают от детей…


— От детей невозможно устать, если ты даешь им возможность творить и сам участвуешь в этом творчестве. Когда они на самом деле раскрываются, от их работ идет такая поразительная энергетика! Я сейчас уже с одного взгляда могу определить степень участия взрослого в детской работе. Это не только видно, это ощущаешь.


— Честно говоря, мне странно это слышать: нынешние дети, оснащенные всевозможными гаджетами, с «навороченными» сотовыми телефонами, с самыми модными гламурными куклами, и вдруг с удовольствием, с радостью лепят романовскую игрушку…


— Мобильник в кармане — это как ружье на стене в первом акте, в какой-то момент обязательно «выстрелит». Поэтому с сотовыми на занятиях я борюсь. Но знаете: стоит детям дать в руки глину, как их от нее уже не оттянешь. Я думаю, это тоже на каком-то генетическом уровне заложено. Вы не представляете, как они не хотели расставаться с игрушками, которые сделали! Потому что не просто кого-то копировали, а вкладывали в каждую душу. Мне пришлось клятвенно пообещать: после завершения московской выставки я все верну авторам.


— Многие педагоги любят говорить, что учатся у своих учеников. А вы?


— Я учусь у них смотреть на мир простодушно, незашоренными глазами. Все мы с возрастом в той или иной степени попадаем в ловушки штампов, правил, которые кто-то придумал. А дети живут в своем мире и всякий раз открывают его для меня заново. Малыш рисует скворечник и рассказывает мне, что там у птички есть холодильник и телевизор. Представляете? Фантазию можно сравнить с гибкостью. Маленький ребенок запросто засовывает ногу в рот, но с возрастом его связки становятся менее пластичными. То же самое происходит и с фантазией.


— А какие проекты вы со своими учениками возили в Москву до этого?


— «Елкины именины» и «Памяти бумажного кораблика». В Липецке «Кораблик» существует с две тысячи шестого года. Все очень просто. Я предлагаю ребятам вообразить, что у них есть корабль, закрыть глаза и вспомнить свои самые яркие мечты. А дальше главная задача, чтобы энергия фантазии перешла в энергию руки с кистью. И это происходит. Они делают очень красивые и неожиданные работы! Но это только первый этап. А нам нужно настоящее чудо. И мы начинаем строить кораблики: из бумаги, из папье-маше, из фанеры, у кого на что хватит фантазии. На листочках бумаги записываются мечты, листочки привязываются к корабликам. Наступает самый ответственный этап: отправить кораблик в далекий путь. Каждый раз делаем это иначе: мы запускали кораблики в Комсомольском пруду, на реке Воронеж, привязывали к воздушным шарикам. Дети по-настоящему счастливы в этот момент, они искренне верят в чудо. Через несколько лет они, скорее всего, перестанут верить. Но тогда у них уже проснется профессиональный, творческий интерес. А впрочем, они все равно заражаются энергией ожидания чуда.


— Я смотрю, вы противница того, чтобы заставлять детей часами рисовать яблоко, пока оно на бумаге не станет точь-в-точь, как настоящее…


— Знаете, можно нарисовать крынку с кривым боком, неровно ее закрасить, но молоко в ней будет пахнуть свежескошенным лугом… У ребенка просто должно родиться свое, незаемное, видение, ощущение этой крынки с молоком. И чтобы он его передал контуром, штрихом, красками. И еще: детям нужно действо. Одно дело просто нарисовать свою мечту, а другое — «погрузить» ее на корабль и пустить в дальнее плавание. Зимой мы в Липецком музее декоративно-прикладного искусства устраивали арт-карнавал «Венеция». Да-да, мы и вправду построили там Венецию и Гранд-канал! Из чего? Из обычных картонных коробок, их легко трансформировать и раскрашивать. Очень здорово вышло! Все дети были в карнавальных костюмах, царило удивительно праздничное настроение.


— Выходит, вы не делаете упора на предпрофессиональную подготовку?


— У меня занимаются дети до четырнадцати лет, вряд ли они в этом возрасте уже выбирают себе профессию. Хотя, если я вижу у подростка особый интерес, то буду заниматься с ним чуть по-другому. Для меня важно научить их видеть по-своему. Неповторимо. Свежо. Тогда и во взрослой жизни у них скорее сформируются свои взгляды, своя позиция.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 19 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +11 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина
// Общество

Не тяни резину

Марина Кудаева
// Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева
// Общество

На отдых досрочно


// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество



  Вверх