lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 мая 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Возвращение музыки

23.05.2012 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Культура


Когда мы вспоминаем начало девяностых, то неизменно всплывают бритоголовые «братки» с массивными золотыми цепями на шеях, учителя, врачи и инженеры, срочно переквалифицировавшиеся в «челноков» с клетчатыми сумками, сводки новостей, пестрящие сообщениями об очередных бандитских «разборках» с перестрелками. Одно слово — «лихие девяностые». И мало кому приходит на память: именно в то время, когда все, казалось, думали только о выживании, на липецкой земле родился фортепианный конкурс имени Константина Игумнова, которому на следующий год исполняется двадцать лет. Нашлись-таки люди, кому хватило желания, сил, воли напомнить нам: человек жив не хлебом единым.


Я беседую об этом с автором проекта, одним из организаторов конкурса, заместителем директора учебно-методического центра по образованию областного управления культуры Ольгой Хрусталевой.


— Как вы знаете, и во время войны музыканты продолжали выступать, гастролировать, театры выезжали с постановками. По-моему, в самые трудные времена ни в коем случае не надо забывать о духовной составляющей жизни. В принципе, липецкий конкурс не мог не родиться, ведь нашим земляком был основатель одной из самых знаменитых в мире пианистических школ — Константин Николаевич Игумнов. Сегодня его ученики, ученики его учеников работают по всему миру. Это крупные музыканты, их имена широко известны. И мы сразу решили: они обязательно должны быть в жюри.


— То есть вы изначально установили высокую профессиональную планку…


— Было бы неприлично, если бы конкурс, носящий имя Игумнова, превратился в «междусобойчик» по принципу: ну собрались, поиграли. Вообще планку всегда надо ставить повыше, тогда будет к чему тянуться. Потому конкурс год от года становился все более представительным и значимым, ныне на него отовсюду съезжаются наиболее одаренные юные музыканты.


— Итак, раз в два года — с такой периодичностью к нам приезжают пианисты со всей России и из-за рубежа — у нас происходит крупное, нерегионального уровня, культурное событие. А что в промежутках? Можно ли говорить, что фортепианный форум изменил в чем-то музыкальную среду Липецка и области?


— Я считаю, что только благодаря уровню конкурса нам удалось сохранить высокое качество образования в музыкальных школах и школах искусств. Этим сегодня могут похвастаться далеко не все регионы. В одной из соседних областей учащийся пришел на мастер-класс к приглашенному профессору Московской государственной консерватории имени Чайковского с вариациями… на тему песен Пугачевой! Слава Богу, такого катастрофического падения у нас не произошло во многом потому, что есть та самая планка, о которой мы говорили.


— Когда-то у нас в стране было лучшее музыкальное образование в мире, включающее три ступени: музыкальная школа — училище — консерватория. Что же произошло с ним сегодня?


— Двадцать лет нарастала тенденция, превращавшая музыкальные школы фактически в кружки, где нет обязательных для всех учебных программ, предметов, единых учебных планов. Не хочет ребенок посещать сольфеджио и музыкальную литературу? Хочет играть эстрадные песенки вместо классики? Пожалуйста, вы только деньги платите. Этот развал музыкального образования, хочется верить, помогут остановить новые федеральные государственные требования, которые планируется ввести с 1 сентября 2012 года.


— А что в них принципиально нового?


— Я бы сказала, что это возвращение к старой советской системе — фундаментальной и качественной. Если в минувшие годы у школ была в основном общеэстетическая функция, то теперь они будут нацелены также и на предпрофессиональное образование. Иными словами, решили дать ребенку музыкальное, художественное образование — получайте его в полном объеме, без всякой халтуры. Будьте готовы к серьезным занятиям.


— Но с советских лет очень многое изменилось. И самое главное — профессия музыканта перестала быть престижной. Вы не боитесь, что при этой системе родители просто не будут приводить детей в музыкальные школы? Какой смысл тратить силы и время, если ребенок потом все равно будет поступать на юридический или экономический факультет?


— Ну, во-первых, наверняка возродятся хозрасчетные отделения, школы, где не будет такой уж жесткой программы, такого жесткого контроля, хотя плата, вероятно, будет выше. А во-вторых, иного пути просто нет: долгое время неуклонно снижался уровень подготовки ребят, поступающих в музыкальные училища, колледжи. Соответственно, падал и уровень абитуриентов консерваторий, исполнителей в оркестрах. Если бы все дальше так и шло, о выдающихся российских музыкантах в мире просто забыли бы.


— Да, качество образования — один из главных показателей состояния общества в целом. Но когда-то профессию выбирали по зову души, а не по размеру будущей зарплаты. Это к вопросу о предпрофессиональной подготовке. К тому же ребенку не нанимали по несколько репетиторов для сдачи ЕГЭ. Современный подросток физически не успеет бегать по репетиторам и выполнять новые требования музыкальной школы.


— На самом деле все можно успеть, но для этого должна измениться позиция родителей. Зачем раньше детей отдавали в музыкальную школу? Чтобы они росли культурными и образованными. А сегодня? Чтобы свободное время заполнить, чтобы на улице меньше были. И отношение сформировалось соответственное. Сейчас мама спокойно может сказать преподавателю: «А у нас времени не было подготовиться». Потому что ей лень оторвать ребенка на полчаса от телевизора или компьютера, посидеть рядом с ним, пока он занимается. А раньше — сидели. Это все объяснимо. Нынешние молодые родители — те, чей подростковый возраст пришелся на конец восьмидесятых — начало девяностых. Вы же помните: тогда подростки кинулись зарабатывать деньги — мыть машины, разносить газеты. И ныне, став взрослыми, они по-прежнему убеждены: важнее денег ничего нет. Да и личной культуры мамам-папам зачастую не хватает. Эту ситуацию надо менять…


— …и я даже догадываюсь как: значительно повысить зарплату преподавателям школ искусств, музыкальных училищ, консерваторий. Чтобы профессия музыканта снова стала уважаемой в обществе.


— Это жизненно необходимо! Вообще от финансирования зависит очень многое, а точнее — от отношения и местных властей, и государства. Только потому, что мы находим понимание у областной администрации, удалось сохранить и конкурс, и стипендии для одаренных детей, и премии, и оплату поездок на зарубежные конкурсы, и курсы повышения квалификации для преподавателей. Поверьте, редко в каких регионах дела обстоят так благополучно.


— Вы уже начали подготовку к конкурсу 2013 года?


— Конечно. Это же будет особый, юбилейный год — сто сорок лет со дня рождения Константина Николаевича Игумнова, четыреста лет его родной Лебедяни. Я не хочу заранее раскрывать сюрпризы, которые мы готовим, но они будут, не сомневайтесь.


— А Лебедянь собирается как-то отметить юбилей своего выдающегося уроженца?


— В Лебедяни наш конкурс любят и всегда прекрасно встречают. В настоящее время идет реставрация дома Игумновых под музыкальную школу. Вызывает, правда, досаду история с памятником, который собирались поставить Константину Николаевичу. Весной 2011 года в районном ­краеведческом музее и на сайте выставили макеты трех памятников, забыв почему-то про работу «Игумнов у рояля» скульптора Вольфсона. Между тем она была представлена и членам жюри восьмого конкурса имени Игумнова, и районной администрации в 2010 году. Так вот, предложили лебедянцам самим решать, какой вариант из трех достойнее. Но это же непрофессиональный подход! Если вы затеваете конкурс, то объявите требования, условия, пригласите квалифицированных специалистов, чтобы они сделали правильный выбор. Потом вдруг выясняется: памятника вообще не будет, появится просто бюст. Это дешевле. Вот такое несерьезное отношение. Хотя если речь идет о том, чтобы всего лишь поставить «галочку», тогда понятно.


— А мнение учеников Константина Николаевича при этом учитывалось?


— «Игумновцы», причем не только из Москвы, но и из Швейцарии, Израиля, США, поддерживают проект «Игумнов у рояля». За него выступают и потомки нашего выдающегося земляка из Воронежа и столицы. Это был бы действительно замечательный памятник, достойный не только Лебедяни, но и Москвы. Кстати, Евгений Вольфсон — автор мемориальной доски на доме Игумновых, эмблемы конкурса. По его же проекту восстановлено захоронение родственников Игумнова в Лебедяни.


— Известно, что ­Вольфсон предлагал бесплатно выполнить всю работу. Администрации района остается только оплатить отливку памятника и обустройство территории...


— Вольфсона можно понять: он работал над этим памятником почти двадцать лет. В поддержку его проекта в 1999, 2001, 2004 годах в адрес Министерства культуры России направляли свои ходатайства ученики Игумнова — народный артист РФ, профессор МГК имени Чайковского Наум Штаркман и заслуженная артистка РФ и Армении, профессор РАМ имени Гнесиных Мария Гамбарян. На взгляд липецкой музыкальной общественности, это тоже был бы очень достойный вариант. Причем речь идет именно о памятнике, а не о бюсте. В культуре нельзя идти по принципу наименьшего сопротивления, иначе ее можно просто потерять.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +14 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика



  Вверх