lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
7 мая 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Движение против течения

07.05.2012 "ЛГ:итоги недели". Игорь Сизов
// Экономика
Фото Николая Черкасова
Фото Николая Черкасова

Время – деньги. Эта поговорка в наш век становится всё более актуальной. А какие деньги нужны, чтобы сделать перемещение в пространстве не только более быстрым, но и комфортным? Когда можно будет из Липецка слетать в Париж или Рим? Почему личные автомобили вытесняют общественный транспорт и возможен ли обратный процесс? Эти актуальные вопросы мы обсуждаем с заместителем начальника управления инновационной промышленной политики и транспорта Липецкой области Валерием Елфимовым.


- Валерий Иванович, наиболее продвинутые и обеспеченные люди давно привыкли летать на отдых или по коммерческим вопросам за границу. Но, чтобы перед жителями нашего региона распахнулись авиационные ворота в мир, им приходится сначала добраться до Москвы. Разговоры о международном статусе аэропорта «Липецк» идут не первый год, а «боингов» из разных стран в нашем небе пока не видно…


– То есть вы хотите узнать, когда липчане начнут летать везде и всюду? Отвечу так: наш аэропорт «Липецк» включён в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», в рамках которой и проходит его модернизация. Программа рассчитана до 2015 года. Нет оснований сомневаться, что установленные правительством сроки будут соблюдены. Более того, многое уже сделано. За последние годы приобрели и отремонтировали 28 единиц специальной техники, реконструирован аэровокзал, закуплено современное оборудование для обеспечения авиационной безопасности и управления воздушным движением. В прошлом году количество авиапассажиров, воспользовавшихся услугами нашего аэропорта, увеличилось более чем в два раза! Здесь чётко прослеживается обратная связь: чем больше услуг мы предлагаем, тем больше они востребованы. Появилось несколько рейсов в день, и количество пассажиров резко увеличилось. Конечно, регулировать нужно не только расписание, но и стоимость перелётов. Когда их осуществляла одна авиакомпания, перевозки были достаточно дорогими. Сейчас работают две авиакомпании – «Полёт» и «Ютэйр». Благодаря конкуренции билеты стали доступны для тех, кто раньше не мог себе позволить летать самолётами.


В начале руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Рос­авиация) Александр Нерадько и глава региона Олег Королёв подписали соглашение о соинвестировании работ по реконструкции объектов аэропорта «Липецк». Общая сумма расходов на модернизацию воздушных ворот региона составит более одного миллиарда рублей. Из них – 655,5 миллиона рублей – федеральные средства. На эти деньги в 2013 году планируется провести самые затратные работы – реконструировать взлётно-посадочную полосу, расширить перрон и рулёжные дорожки, заменить светосигнальное метеорологическое оборудование.


Но нужно понимать, что наш регион в России является одним из пионеров в освоении этого нового направления транспортного развития. Скажу больше – нам приходится грести против течения. Во многих субъектах Российской Федерации была тенденция сокращать пункты пропуска через границу. А в нашем регионе, напротив, такой пункт планируется создать. В рамках этой работы за счёт средств областного бюджета (107,9 миллиона рублей) будет реконструирован аэровокзальный комплекс с обустройством в нём пункта пропуска через государственную границу, а также построен грузовой терминал.


Но остаются трудности, связанные с разграничением полномочий, что определяет финансирование. Пункт пропуска – прерогатива федеральных служб. Эта тема должна решаться в рамках соответствующей госпрограммы. Но её ещё нет. Мы не можем ждать у моря погоды и предлагаем сработать на опережение, потратив областные средства. Проект модернизации аэропорта «Липецк», подготовленный ОАО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» получил положительное заключение Главгосэкспертизы России. Теперь подготовлен проект рабочей документации организации пункта пропуска в аэропорту «Липецк». Сейчас проходит согласование с федеральными структурами, которые должны дать оценку. Шагов сделано много, работа проведена объёмная. Конечно, добро должна дать не только таможня, но и ряд других структур. Но одно могу сказать однозначно – мы все заряжены на результат. Пункт пропуска станет ключом, которым можно будет открыть воздушные ворота Липецка.


Модернизация аэропорта позволит принимать современные воздушные суда российского и иностранного производства, расширить географию воздушного сообщения на внутренних и международных линиях. Я уверен, что к нам придут новые современные авиакомпании. А чем больше операторов, тем выше качество услуг и ниже тарифы. Изменения в федеральном законодательстве дают авиаперевозчикам возможность для расширения деятельности. Достаточно будет заключить договор, скажем, с Липецким и каким-то другим аэропортом, чтобы осуществлять полёты. Государство отказывается от излишней бюрократизации и предельно упрощает работу, чтобы развивалась конкуренция.


Новый статус аэропорта будет иметь и благотворные экономические последствия для региона. Инвесторы внимательно следят за тем, как развиваются события в нашей области. Когда появится возможность летать в Европу прямым рейсом, для многих это будет важным сигналом к развитию сотрудничества, что скажется на улучшении инвестиционного климата.


– Ещё в начале года не было оснований для привлечения средств из федерального бюджета – и вдруг такой прорыв с подписанием соглашения о софинансировании с Росавиацией. Как удаётся преодолевать самые сложные препятствия?


– Двигателем этого процесса является Олег Петрович Королёв. Он, как дальновидный руководитель, определяет наиболее приоритетные направления, которые в дальнейшем получают значительное развитие. Вопросами региональных перевозок он занимается на протяжении значительного периода времени. Предлагаемые Липецкой областью алгоритмы легли в основу решений правительства, которые направлены на возрождение не только региональной авиации, но и всей транспортной отрасли.


Речь идёт о важнейшей задаче – обеспечить людям новую мобильную «высоту». Мы уже не можем себе позволить в XXI веке передвигаться, скажем, по железной дороге со средней скоростью 50 километров в час. Её нужно увеличивать в разы. От этого тоже повышается эффективность экономики региона, расширяются межрегиональные и международные связи, растёт потенциал особых экономических зон федерального и регионального уровней. Высокая мобильность становится одним из главных условий экономического и культурного обмена. Только та территория имеет будущее, которая связана с миром современным транспортом. Это хорошо видно на уровне небольших населённых пунктов. Нет у деревни, села сообщения с районным и областным центром – они, увы, обречены на медленное вымирание. Оказавшиеся в изоляции от социальной и государственной инфраструктуры люди бросают малую родину и переезжают в другое место.


– Многие помнят то время, когда из Липецка можно было улететь не только в Москву, но и в другие города. Да и по области люди охотно перемещались на знаменитом АН-2.


– Действительно, раньше рейсы из областного центра в соседний регион или даже в отдалённый райцентр были обычным делом. В то же время именно сейчас перед многими людьми стоит актуальная, а иногда и жизненно важная задача по перемещению из одного города в другой. Доступные прямые авиарейсы помогут решить этот вопрос. Возрождению региональных авиаперевозок мешают две проблемы: подготовка кадров и производство летательных аппаратов. Администрация области уделяет огромное значение их решению. Реализуются авиационные проекты в рамках разработанной стратегии «АВИАГРАД-XXI». Эта стратегия предусматривает приоритетное развитие и восстановление местных авиаперевозок, а также организацию выпуска воздушных судов. В Усмани идут работы по строительству специализированного комплекса малой авиации, который обеспечит производство самолётов, их сервисное обслуживание и подготовку пилотов. ООО «ВираЖ» производит самолёты «Сигма-Классик». Сейчас проходят переговоры с чешской компанией о производстве самолётов «Вектор-55» на 9-14 посадочных мест. Они могут прийти на смену знаменитому Ан-2. В планах компании – строительство двух производственных цехов для выпуска «Сигмы» и сервисного центра. Но мы не собираемся на этом успокаиваться. Как известно, нельзя класть все яйца в одну корзину. Кроме этих проектов есть возможность в перспективе реализовать и другие, чтобы существовал конкурентный отбор среди производителей. Я надеюсь, что появится целая линейка летательных аппаратов, которая позволит удовлетворить все запросы.


– Насколько экономически обоснована государственная поддержка транспорта?


– А насколько экономически обоснована плата за билет в 12 рублей при себестоимости перевозок по городу в 18 рублей. То же соотношение на областных маршрутах. На первый взгляд здесь нет смысла даже говорить об экономике. Но если разобраться, она не только присутствует, но и определяет политику. Доступность транспорта решает вопросы развития территорий. Поэтому государство, будь то федеральный или региональный уровень, обязано вкладывать средства в общественный транспорт. Таким образом, оно решает не только социальные вопросы, но и может получить отдачу в виде налогов от прихода новых инвесторов. Чтобы заработала, скажем, экономическая зона, нужно создать инфраструктуру и преференции. Создали, заработала! А кто будет трудиться на новых производствах, если мы не подвезём людей к промышленным объектам? Сегодня мы понимаем, насколько важен этот вопрос, и поэтому работаем над обустройством остановочного пункта в ОЭЗ «Липецк» со стороны железной дороги. Транспорт – одна из важных составляющих развития экономики. И логистика тоже. Без грамотного распределения транспортных потоков и сокращения транспортных издержек невозможно конкурировать на рынке. Стоимость доставки входит в цену любого товара. А логистика может значительно снизить её.


– Давайте спустимся с неба на землю. Многих жителей области устроит комфортабельный современный автобус для передвижения в пространстве. Но пока приходится зачастую трястись в доисторическом, постоянно чадящем и часто ломающемся «Икарусе». Имеет ли смысл эксплуатация подобных автодинозавров?


– Проблема в том, что некоторое недобросовестные предприниматели несанкционированно заходят на рынок перевозок. Такая нездоровая конкуренция приводит к тому, что легитимные перевозчики теряют прибыль. В результате они вынуждены откладывать покупку новых автобусов. С этой проблемой борется целый отдел управления. Но наша принципиальная позиция заключается в том, что мы не собираемся ограничивать чьи-то интересы, как говорится, «держать и не пущать». Не надо только работать, как говорят, из кустов. Сегодня любой перевозчик, имеющий перечень необходимых документов, может обратиться на автостанцию или автовокзал, и он обязательно будет принят на этой площадке. Чем больше операторов, тем шире выбор у пассажиров. У нас была ситуация, когда на межсубъектных перевозках наш флагман «Липецкие линии» отказался от ряда маршрутов. Причина банальная – люди просто перестали ездить на старых автобусах. Пришли другие перевозчики с современным подвижным составом, и пассажиропоток на этих рейсах восстановился. Так, на маршруте Липецк – Ливны в старом «Икарусе» ездила пара человек. Какая экономика выдержит такие убытки? А новый комфортабельный автобус на 18 мест теперь полностью загружен. Люди жалуются, что мест не хватает, и новому перевозчику пришлось покупать более вместительный автобус.


– Что за чудо произошло, резко выросло количество желающих посетить Ливны?


– Дело не в туристическом взрыве на отдельно взятой территории, а в технической революции, которая докатилась и до наших людей. Люди больше не хотят ездить на чадящих «Икарусах» с тремя миллионами километров пробега. После такой поездки нужно ещё два дня приходить в себя. Вот недавно вручили автобусы «Пежо» Краснинскому автотранспортному предприятию. Дело не только в том, что в них обеспечены самые высокие нормы безопасности и комфорта. Такой современный автобус потребляет в среднем 8 литров дизтоплива. Представляете, какая экономия по сравнению с «ПАЗиком», который расходует 26-30 литров или «ЛиАЗом», расходующим 46 литров. А топливо – это 40 процентов себестоимости перевозок. Ещё 40 процентов затрат идёт на зарплату персонала. Но в основном эти деньги расходуются не на водителей, а на ремонтников, которые не вылезают из-под автобусов.


– Наверняка многие скажут, что современная импортная техника не дёшева?


– Во-первых, скупой платит дважды. Во-вторых, есть областная программа для малого бизнеса, которая позволяет погасить часть процентной ставки по кредиту. В-третьих, существуют лизинговые схемы. Покупай новые современные автобусы, налаживай эффективную экономику, и проблем не будет. Например, то же Краснинское автотранспортное предприятие только за счёт экономии топлива сможет гасить лизинговые платежи. А учтите ещё и экономию на ремонтах, ведь с современным автотранспортом не нужно держать мощную производственную базу.


Я часто вспоминаю, как работал главным инженером автоколонны 1415. Мы приобрели к Дню города 10 автобусов «ЛиАЗ». Отработав на празднике, ни один из них на следующий день не вышел на линию. Мы долго сотрудничали с Ликинским заводом над совершенствованием конструкции. Об этом можно написать роман, настолько насыщенная жизнь была. И какая скучная жизнь, когда работаешь, например, с южнокорейскими компаниями. Недавно проводились переговоры в головном офисе одного из дилеров «ДЭУ», которая производит надёжные и простые автобусы. Естественно, первым делом завёл разговор об открытии у нас сервисного пункта по обслуживанию машин. Представители искренне удивились и спрашивают: а зачем вам такой пункт? Техническое обслуживание у них производится один раз в 40 тысяч километров (у нас в лучшем случае один раз в 10 тысяч) и делается оно любым квалифицированным специалистом с помощью прибора, который умещается в дипломате. Статистики о поломках автобусов пока нет, так как за два года работы ни один не вышел из строя. Получается, что не нужно держать большой штат специалистов и ремонтную базу со сложным и дорогим оборудованием.


– Прогресс и благосостояние дошли до того, что некоторые домохозяйки в булочную на внедорожниках «Лексус» ездят. Так нужен ли будет в обозримом будущем общественный транспорт при нынешних темпах автомобилизации?


– Я глубоко убеждён, что эта тенденция отрицательная. Люди стали пересаживаться на личные автомобили, потому что им неудобно и некомфортно было ездить на общественном транспорте. Последствия легко предсказать: ухудшение экологии, разбитые дороги, рост аварийности, заставленные машинами дворы, газоны и детские площадки. Автомобили буквально всё заполонили и начинают вытеснять человека из его среды обитания. Что лучше: когда один двигатель работает только на своего хозяина или когда такой же движок везёт несколько десятков пассажиров? Ответ ясен, как очевидна и необходимость развивать общественный транспорт. Да и сам автомобилист обременён массой проблем, от необходимости зимой прогревать двигатель до переживаний, связанных с возможным угоном. Кстати, наукой доказано, что далеко не все люди по своим психофизиологическим качествам способны безопасно управлять автомобилем. Но фактически права может получать любой желающий. Отсюда и огромное количество аварий на наших дорогах. Многие автомобилисты вернутся в общественный транспорт, если им станет удобно и комфортно на нём передвигаться. Главная задача – замена подвижного состава. Развитие конкуренции на рынке услуг. Кроме того, мы должны добиться, чтобы общественный транспорт был на голову выше в вопросах безопасности. Специалисты автотранспортных предприятий системно подготовлены в течение нескольких лет. Мы планируем на базе предприятия «Липецкие автобусные линии» открыть психофизиологическую лабораторию для тестирования водителей. Так что безопасность, удобства и комфорт пассажиров станут главными преимуществами общественного транспорта в начинающейся конкуренции с личными машинами.


***


Пассажирский парк области по итогам 2011 года насчитывал 1557 единиц подвижного состава: 1403 автобуса, 101 троллейбус, 53 трамвая, в том числе 929 единиц маршрутных транспортных средств перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки. 44 процента подвижного состава имеют сверхнормативный срок эксплуатации. В 2011 в Липецке за счёт собственных средств перевозчиков было приобретено 89 единиц подвижного состава. Среди районных автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей, задействованных на перевозках по внутримуниципалъным, межмуниципальным и межобластным маршрутам

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 24 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

«Луч солнца» – символ Липецка

Евгения Ионова // История

Животноводы бьют рекорды

// Сельское хозяйство

Дорога по России начинается с Чаплыгина

Евгения Ионова // Культура

На чемпионской высоте (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество



  Вверх