lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 мая 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Кружевной маршрут

02.05.2012 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова, Александр Юшков (фото), Анатолий Евстропов (фото), Николай Черкасов (фото)
// Культура

Межрегиональный фестиваль традиционного кружевоплетения на коклюшках «Золотые кружева России» предложил россиянам новый туристический маршрут. Журнал «Итоги недели» прошёл по нему первым.


Смотреть фотогалерею здесь.


Все кружевницы в гости к нам


«Золотые кружева России» собрали на липецкой земле мастериц почти со всей нашей страны и из Болгарии. Для региона это событие беспрецедентное и новое. К нам в гости приехали почти сто коклюшечниц из 25 российских городов и весей и софийские рукодельницы.


И все они привезли свои воздушные работы. Многие плетеи приехали не токмо знакомства ради, но и поучаствовать в конкурсе. Инициатором проведения этого грандиозного кружевного действа явился Липецкий музей декоративно-прикладного и народного искусства, он же стал организатором фестиваля, вместе с фабрикой «Елецкие кружева» и ЕГУ имени Бунина. Учредителями трёхдневного коклюшечного праздника выступили департамент культуры Липецка, управление культуры и искусства Липецкой области, региональное управление физической культуры, спорта и туризма и администрация города Ельца.


Сам фестиваль разделился на две площадки: липецкую и елецкую. Понятное дело, если бы в Ельце не оформился кружевной промысел, прославивший сей славный град на долгие годы и во многих странах и ставший брэндом всей области, такой фестиваль вряд ли случился бы на нашей земле. Региону вообще с Ельцом повезло. Это и Город воинской славы, и столица русской провинции, и университетский центр. Но сегодня мы говорим о Ельце ещё и как о кружевной столице области. Манит и манит к себе этот город разных людей, поворачивается всеми гранями, обнажая свою красоту и духовную мощь.


Конечно, организаторам можно было бы остановиться на самом фестивальном действе. Мало бы не показалось. Но в музее декоративно-прикладного и народного искусства пошли дальше. И разработали туристический маршрут, которым можно воспользоваться не только в фестивальные денёчки, но и в любое время.


– Слияние музейного дела и туризма началось в начале 90-х годов прошлого века, – рассказывает директор Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства Ирина Анатольевна Жирова. – Сейчас музейный туризм очень популярен. В нём выделяются два направления. Первое – музей инициирует событие, которое потом становится интересным для туристов. Второе – музей сам разрабатывает туристический маршрут и с ним выходит на рынок. Для развития этого направления у нас есть всё, в том числе кадры и творческий потенциал. А поскольку наша специализация – народное искусство, то мы предлагаем маршруты не только исторические, но и по традиционным промыслам и ремёслам. Таким образом, ещё двух зайцев убиваем: и сам промысел заставляем активизироваться, и привлекаем внимание общественности к его красоте и проблемам. Например, в Становом сохранилось здание старой школы кружевниц, построенное Стаховичами. Если мы туда проложим маршрут, то, скорее всего, и местные власти, и бизнес нас поддержат – отреставрируют дом и музей в нём откроют…



Среди нехоженых путей один – пусть мой


Мы отправились по туристическому маршруту «Кружева Липецкого края» накануне открытия фестиваля. Цели перед нами были поставлены, адреса выбраны. Но всё наше путешествие оказалось, скажем так, не к местам кружевной славы, а к человеку… Так мне показалось. Ведь само кружево – дело рук человеческих. А каждая из кружевниц по-своему прокладывает дорогу к любимому делу, по-своему его понимает и на свой манер плетёт.


Для Ельца проводить праздники в рамках событийного туризма – не в новинку. Не первый год здесь устраивают «Антоновские яблоки» и «Русскую закваску». Теперь вот на эту благодатную землю пришёл ещё и кружевной фестиваль, а вслед за ним – и туристический маршрут с вариациями. Конечно, в Ельце есть обязательные места для посещения – фабрика «Елецкие кружева», музей ремёсел, частный музей кружева Евгения Павловича Крикунова и, конечно же, Знаменский монастырь на Каменной горе.


Некогда в этой святой обители существовала своя школа кружевоплетения, мастерицы которой плели кружева и для самой последней российской императрицы. До сих пор в Ельце есть Бабий базар. По легенде здесь в стародавние времена продавали невольниц. Но это всего лишь легенда. На самом деле на базаре торговали женским рукоделием, и в первую очередь – кружевами.


Помимо обязательной программы в Ельце и в округе всегда есть на что посмотреть. Ведь совсем недавно постановлением областного Совета депутатов к Ельцу как центру кружевоплетения добавились соседние сёла Черкассы, Казаки, Голиково, Александровка, измалковская Денисовка. И липецкое село Ильино, благодаря подвижничеству местной учительницы Валентины Николаевны Зачиняевой, основавшей в своей школе кружок кружевоплетения, сегодня тоже стало региональным кружевным центром. А неподалёку от Ельца в Становом и его окрестностях (например, в Пальне-Михайловке, где сохранился родовой дом Стаховичей, распространивших елецкое кружево по всей Европе и одевших в него парижскую знать и буржуа) тоже можно найти и показать много чего интересного…


– Главную задачу фестиваля я понимаю так, – рассуждает начальник отдела по развитию ОЭЗ администрации города Ельца Наталья Ильинична Полева, – он должен показать, что старинный промысел жив и сейчас, кружево интересно не только в музейном варианте, оно и в современной одежде очень красиво и к месту смотрится. В нашем музее ремёсел я повстречалась с двумя молодыми москвичками. И спросила, не хотят ли они пожить в Ельце некоторое время, днём походить по музеям, храмам, монастырям, а вечерком на два часа прийти на мастер-класс погреметь коклюшками? Девушки, решив, что такой маршрут уже есть, выразили готовность поучаствовать в программе. То есть спрос будет. Мне, например, очень хочется снова сесть за подушку… Кружева я плела с шестого класса и даже профессию в школе получила. Тогда плели на коклюшках в трёх школах Ельца. На экзамены приглашали мастериц из фирмы «Елецкие кружева», комиссия оценивала наши работы и присваивала нам разряды. Меня аттестовали на самый высокий, третий, разряд, и я могла бы при желании сразу устроиться работать на фирму. Рукодельничала я последний раз, когда ещё была студенткой – сплела себе кружевной воротник. Но до сих пор у меня на балконе хранятся две подушки, сделанные по старинной технологии, наполненные соломой, срезанной серпом. Правда моя мама, заведующая детским садиком, уже одну подушку распотрошила – из этой соломы её детки делают поделки… Сейчас в елецких школах кружева не плетут. И даже в тридцатом училище, где раньше готовили кружевниц, некоторое время не было набора, но в этом году, по-моему, он возобновится. На факультете дизайна ЕГУ тоже плетут кружева. Но этого так мало! Промысел словно стоит на зыбком песке: чуть кто ослабит хватку, и он уйдёт в небытие. И то, что случилось с елецкой рояльной гармошкой, должно стать предостережением… Хочется, чтобы в кружевоплетение пришла молодёжь, которая на всё смотрит по-другому, – вот и пусть развивают промысел как бизнес. У нас можно открывать малые предприятия по изготовлению и продаже елецкого кружева, сувенирные лавки, где все желающие будут получать уроки кружевоплетения.


Сегодня звенеть коклюшками учат на фабрике «Елецкие кружева». Даже мне разрешили сесть за подушку и проделать несколько манипуляций удивительными деревянными палочками, из-под которых, как из-под кисти художника, выходят немыслимые узоры. Конечно, все рисунки заранее нанесены на сколки, и настоящие мастерицы наперёд знают, что должно получиться в итоге. Но для меня несколько минут, проведённых в звенящей кружевной мастерской, были волшебными, хотя я успела сделать всего лишь несколько петелек. И это тоже моя – пусть и не дорога – лишь едва протоптанная тропиночка к нашему замечательному елецкому промыслу.


Мастер фабрики Надежда Викторовна Минакова смеётся: говорит, что решила стать кружевницей из-за немаленькой по тем временам стипендии в училище – тогда платили аж 60 рублей и предоставляли общежитие. С тех пор прошло уж тридцать лет, а кружевам Надежда Викторовна не изменила, считает, что профессию выбрала свою. Теперь вот делится опытом с ученицами. Только сетует мастер, что всё меньше молодых девушек хотят работать на производстве. Их манят другие просторы и большие деньги.


А вот Ольга Кусова пришла на фабрику после училища. Пыталась было устроиться в другом месте, но всё равно вернулась к своим подушкам. Мы разговаривали с Ольгой под непрерывный перезвон коклюшек (рядом работали около двадцати кружевниц да ещё столько же в соседней комнате). Она плела деталь, которая потом, соединившись со всеми остальными, превратится в кружевное платье. Оля говорит, что у каждой плетеи есть свои секреты. И каждая из них всегда узнает свой кусочек даже на любом огромном полотне.


О Брюсселе и австралийцах


Один из пунктов маршрута, куда обязательно рекомендуется заглянуть туристам, – Елецкий музей ремёсел. Первой у входа в кружевной зал нас «встречала»… скульптура легендарной плетеи Дарьи Николаевны Матюхиной, жившей в конце позапрошлого – начале прошлого столетия. И только потом – Раиса Петровна Попова, современная мастерица. Казалось бы, коренная ельчанка Раиса Попова выросла в окружении кружевниц – плели её прабабушка, бабушка, мама, тётки. Даже детство маленькой Раи прошло в селе Новоольшанец под Ельцом, где кружевами занимались все женщины. А вот сама Раиса Петровна за коклюшки села только в 1989 году, когда решила удивить своих воспитанников – ребят из районного Дома школьника. Уроки брала у соседей, которые в свободное от основной работы время подрабатывали – на дому плели кружева. Немного подсказывала мама. Но Раиса Петровна говорит, что она вовсе не опоздала.


– Всему своё время, – убеждена мастерица. – Конечно, можно было бы и секреты бабушкины узнать, но… Я начала увлекаться кружевоплетением, когда появилось свободное время. А сегодня отдаюсь своему ремеслу полностью. И стараюсь до сих пор учиться, покупаю различные журналы по рукоделию, в том числе и зарубежные. За границей делают в основном сувенирные кружева, а мы, русские, плетём всё что угодно: и платья, и пальто, и зонты, и скатерти, и воротники. Недавно я познакомилась с одной дамой из Австралии. Она – реставратор мебели, но увлекается кружевоплетением. Нашла меня по Интернету и приехала в Елец вместе с мужем, профессиональным фотографом. В небольшой коробочке она привезла валик, на котором плетёт, и маленькие коклюшки. Так вот эта австралийка осталась в полном восхищении от нашего кружева, сказала, что, на её взгляд, оно даже тоньше и изящнее вологодского.


А вот в Киеве пропагандировала елецкий промысел Людмила Петровна Трубицына, тоже непрофессиональная плетея. Университетский преподаватель английского языка, Людмила Петровна всю жизнь с восхищением смотрела на кружевные вещицы и думала, что научиться плести эти кружева простому смертному не под силу. Но в 1986 году попала на фабричные курсы и за два месяца освоила коклюшечные нитяные переплетения. А в 1992 году её пригласили в столицу Украины преподавать кружевоплетение. В Киеве Людмила Трубицына задержалась на два месяца и повсюду рассказывала о елецком кружеве. Она обучила двадцать четыре украинских плетеи. Сейчас мастерица увлечена очередной идеей: сделать себе шляпы и перчатки всех цветов. А к некоторым ещё – шарфики и пелеринки. Говорит, что по Ельцу уже «ходит» множество её шляпок, как и по Липецку, и по Лебедяни.


– Часто я сама делаю и рисунки своих кружев, – делится Людмила Петровна, снимая перчатки после фотосессии у нашего редакционного фотографа Александра Юшкова. – Рисую и думаю: ведь впервые провожу линии именно так, но знаю, что уже когда-то где-то их видела. А потом в одной книжке прочла, что в прошлой жизни я была хранительницей церковных ценностей в Бельгии. А там – сплошные кружева! Вот откуда у меня страстная любовь к этому рукоделию. Я обожаю сам процесс плетения. Сплетёшь один цветочек, а к нему нужен стебелёчек, да ещё листочек... Вот и затягивает это за полночь. Спать не ложусь, пока всё не сделаю. А едва проснусь, сразу же сажусь за коклюшки.



Фестиваль как ответ на почти гамлетовский вопрос


– На мой взгляд, кружево должно быть современным видом декоративно-прикладного искусства. И мне всегда хочется найти не только его новое графическое звучание, но и технику плетения приспособить под себя, показать всё, что сама умею. У кружева есть история и традиции. А я хочу от фестиваля получить ответы на вопросы: есть ли у промысла будущее? И какое оно? Или мы сохраняем кружево как элемент нашей культуры и рассказываем школьникам о том, что его делали наши бабушки и мы это уважаем. Или этот элемент входит в нашу современную жизнь и живёт в интерьере, на человеке. Я уважаю людей, сохраняющих традиции. И в рамках образовательных программ – это золотое дно. Но всегда нужно идти вперёд. Нельзя что-то запрещать мастерам. Кружево тоже нуждается и в новых рисунках, и в новых материалах. Но где заканчиваются традиции и начинаются новации? Для многих это почти гамлетовский вопрос.


Разговаривать со Светланой Анатольевной Бондарчук о кружеве можно, наверное, бесконечно. Сразу же включаешься в её манеру общаться, отдаёшься ей на откуп и даже почти не вставляешь реплики – она сама вырулит куда нужно. Вот уж поистине певец кружевоплетения! Пятнадцатилетней девчонкой из Армавира, как сама смеётся, города, где до сих пор и не найдено спрятанное золото гуннов, она приехала в столицу и поступила в Московское художественно-промышленное училище. Там её научили главному: думать над тем, что делаешь, и быть свободной в творчестве. В Елец попала по распределению. И стала адептом елецкого кружевного промысла. На фестивале Светлана Анатольевна провела мастер-класс и показала коллекцию, которую создала вместе с сыном. Сегодня Бондарчук работает очень активно, вплетая в традиционное кружево себя саму. Но был в её богатейшей творческой жизни один эпизод, который всегда манит к ней журналистов.


– Однажды я сплела для одной из клиенток жилетку. Но подобающего платья у дамы не оказалось, и она по­ехала к модному модельеру Виктории Андреяновой обшиваться. А жилеточку прихватила с собой. В мастерской Виктории её увидела великая Людмила Зыкина… И в моей квартире раздался звонок… Я начала плести для певицы кружевное пальто, и ещё не закончила над ним работать, как Зыкина на своей чёрной «Волге» отправила меня к Вячеславу Зайцеву, с которым мы потом сделали целую коллекцию. А для Людмилы Георгиевны я плела ещё шаль и пелерину. Она была женщина, конечно, легендарная. Но в обычной жизни очень простая. А главное, она всегда знала, что хочет. И давала мне полную свободу, от которой я просто творчески парила и делала всё даже лучше, чем это было задумано.


Светлана Анатольевна Бондарчук считает, что кружева должны быть как дорогие ювелирные украшения, которые хочется рассматривать снова и снова.


А липецкий фестиваль показывает зрителям не одну, не десять, а россыпь таких драгоценностей. И за ними не нужно спускаться в каменоломни. Нужно только проехаться кружевными туристическими маршрутами и получить наслаждение.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 22 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +32 C°  Ночь: +19C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спартакиада в честь героев

Иван Афанасов
// Общество

Чтобы новоселье состоялось

Нина Вострикова
// Власть

С боями по волнам Истории

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

«Волонтёры»-обманщики

 Юлия СКОПИЧ // Общество

Жизнь хороша, когда крутишь не спеша

Олеся ТИМОХИНА // Общество

От Москвы до Владивостока

 Юлия СКОПИЧ // Общество

«Деревня викингов» превратится в Хель?

Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

В молодёжном «РИТМе»!

 Сергей БАННЫХ // Общество

Безграничные возможности

Татьяна СИДОРУК, студентка ЛГПУ // Общество

Прокуратура даёт доБРО

Олеся ТИМОХИНА    // Общество



  Вверх