lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 апреля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Удивление по законам графики

16.04.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский, Николай Черкасов (фото)
// Культура
«Игра в шашки». Лидия СКАРГИНА
«Игра в шашки». Лидия СКАРГИНА«Крест». Константин ШОХОВ«Реставрация». Константин ШОХОВ«Офортная мастерская». Лидия СКАРГИНА

Липецк славится своим пристрастием к живописи – среди всего спектра, предлагаемого изобразительным искусством. Скульптура громко заявляет о себе, но реже, чем хотелось бы. А вот графика держится на периферии, и о ней обычно вспоминают как бы к слову, «для полноты картины».


Дабы восполнить графическое голодание, в Липецке одна за другой открылись две серьёзных выставки графики, обе – маститых авторов, вне всякого сомнения, заслуживающих самого пристального внимания.



Чему удивляться?


Изобразительное искусство призвано, подобно музыке или театру, балету или пантомиме, препарировать и интерпретировать саму жизнь – и, в частности, эмоциональную её сторону. Сюрреализм, нефигуративность, абстракция, бесконечный космос или даже небытие – если художник берётся исследовать их – являются суть оборотной стороной нашей с вами реальности, ибо другой не дано. Отправная точка одна – окружающий мир в восприятии автора. Но почему же искусство столь неоднородно? Почему не ослабевает тяга творцов преломлять это не такое уж и большое число человеческих чувств в своих произведениях, да ещё и в таких неожиданных, разно­образных формах? Почему не ослабевает у людей интерес к новым версиям собственных ощущений в прочтении того или иного творческого индивидуума? А потому, что оттенков – множество. Бесчисленное множество. Каждый вид искусства и его частные подвиды «обрабатывают» один и тот же эфемерный житейский материал по-своему, являясь универсальным инструментом познания безграничной Вселенной.


Зачем в данном контексте нам нужна графика – разве живописи мало? И вообще – что есть графика? Вспомним слова липецкого скульптора Юрия Дмитриевича Гришко, который говорил, что не отделяет акварель (графическую технику) от живописи. Очень точное наблюдение. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики Владимира Андреевича Фаворского, – «воздух белого листа»). Именно с этим замечательным свойством графики зрители имели прекрасную возможность соприкоснуться на выставках художников Константина Шохова из Тюмени и Лидии Скаргиной (Юровой), соответственно, из Липецка. Обе выставки – так уж совпало – можно считать юбилейными: Лидия Васильевна справляла семидесятипятилетие, а Константин Олегович отмечает в нынешнем году пятьдесят лет. Совпадают авторы (впрочем, вряд ли случайно) и в своей особой манере самовыражения – экспрессивной, экспериментаторской, непредсказуемой и далёкой от тривиальных стандартов реалистической традиции.



Из Тюмени с любовью


Константина Шохова нередко называют абстракционистом. Тем не менее тюменский художник настаивает:


– Мои картины – предметны, и в них присутствует сюжет. Я во всём руководствуюсь точностью и расчётом.


Честно говоря, сразу поверить на слово не получается: учитывая буйство красок и смелую пластику картин Шохова, может показаться, что он шутит. Однако, узнавая больше об этом мастере из его собственных уст, становится понятно: к скоморошеству он вряд ли склонен, напротив, – вполне серьёзен и за слова привык отвечать. Хотя бы в силу профессии: Константин Олегович трудится старшим преподавателем на кафедре изобразительного искусства Тюменского государственного института. Педагогика – призвание, которому Шохов отдаётся со всей страстью и любовью. В разговоре он всё время упоминает своих студентов, будто бы внутренне постоянно советуясь с ними. Собственно, и в Липецк художник попал благодаря межуниверситетским связям: значительное участие в организации его визита принял художественно-графи-ческий факультет нашего педагогического университета. На следующий день после презентации выставки в Областном выставочном зале Константин Олегович уже давал мастер-классы липецким студентам, открывая секреты своего искусного владения цветом и линией, а также тонкости им же придуманных графических техник.


– Отбирал для выставки самые лучшие работы, – заявил репортёрам в преддверии открытия экспозиции Константин Шохов. – Потому что надеюсь, что на выставку придут студенты худграфа, мнением которых дорожу.


Признаться, в голову приходит очень немного примеров того, чтобы университетский преподаватель успешно совмещал бы активную выставочную деятельность и основную работу. Да ещё и считался одним из законодателей мод в своём жанре. Шохов, по словам журналистов, сумел в начале 2000-х оживить и во многом повлиять на абстрактное искусство в Тюмени. Кроме того, есть и ещё одна любопытная подробность творческой биографии художника, выделяющая его среди абсолютного большинства коллег по цеху. Константин Олегович защитил в своё время кандидатскую диссертацию по философии и интереса к науке не утратил по сей день.


Простому гражданину такая разносторонность натуры могла бы показаться удивительной (намекаю на название нашей статьи). При всём том липецкие художники, наперебой соревновавшиеся в комплиментах тюменскому гостю, в один голос свидетельствуют: да, философ в нём чувствуется. И, поскольку графики и живописцы говорят на языке штрихов и красок, речь здесь идёт именно о философии в творчестве. Об особых экзистенциальных кодах, которые Шохов транслирует сквозь свои графические листы и живописные полотна. Как недавно написала о художнике газета «Тюменская правда»: «Константин Шохов – философ и шифровальщик от живописи, он ищет смысл в форме и форму для смысла, наполняет свои картины кодами и символами. Но заниматься расшифровкой – дело профессионалов…». И вот именно мнением профессионалов я хотел бы завершить очерк.


– Когда выставка по-настоящему нравится, а это бывает крайне редко, – пояснил липецкий живописец Олег Кузин, – ты говоришь: это моя выставка. Так вот, с полной ответственностью могу сегодня заявить: да, это моя выставка!



Не переставая удивляться…


Художники – народ ревнивый и мнительный. И даже немного удивительно, что слова Кузина подхватили ещё несколько липецких мастеров. Среди них была и Лидия Васильевна Скаргина (Юрова). Видеть Лидию Васильевну на всевозможных вернисажах – дело обычное. Некоторые из художников редко выбираются на чужие экспозиции. Но только не Скаргина. Сквозь её привычную добродушную улыбку внимательный наблюдатель неизменно поймает пытливый и острый взгляд, когда она прогуливается между стендами. Лидия Васильевна – человек не очень-то многословный и, как любой творец, несколько закрытый. Но есть достаточные основания предположить, что тюменский мастер пришёлся ей по душе. Именно в её мастерскую делегация в составе нескольких липецких живописцев и Шохова отправилась после открытия выставки. Присоединился к компании и ваш покорный слуга. В уютной творческой обители художницы мы много говорили именно о графике, хотя Лидия Васильевна известна прежде всего как живописец. Тогда-то и пригласила она всех присутствующих на свой юбилейный вечер, планировавшийся через неделю в Центре изобразительных искусств. Причём хозяйка заметила: будет выставлена только графика. Графика, основная часть которой никогда доселе не выносилась на зрительский суд. Графика, созданная за последние сорок с лишним лет, с 1968 года!


Я, признаться, был немало удивлён тому, что, оказывается, в архивах художницы хранится, не видя белого света, огромное количество работ, выполненных во всех мыслимых графических техниках. Но ещё большее потрясение постигло меня, когда всё это великолепие предстало моему взору. Hands down, как говорят англичане, то есть, буквально, руки опускаются, и нечего сказать. И как минимум несколько листов я без зазрения совести назвал бы гениальными. По словам же директора Центра Татьяны Ивановны Нечаевой, Скаргина иначе как «чепухой» свою коллекцию графики не считала. Искренне надеюсь, она лукавила. С другой стороны, внутренний ценз Лидии Васильевны настолько высок, что отчего-то действительно не позволял ей выставить листы на всеобщее обозрение.


– Знаете, мне кажется, этим работам суждено было хорошенько «отлежаться», – откровенничает юбилярша. – Теперь они – самоценные экспонаты, на которые я смотрю как бы со стороны.


– Лидия Васильевна, но почему вы так долго делали упор в своих «персоналках» именно на живопись? Ведь графика ваша ничуть не уступает.


– Дело в том, что я начала заниматься графикой очень давно. И за это время освоила, вероятно, все известные техники. Но я как-то никогда не привязываюсь к определённой манере, всегда двигаюсь вперёд. И в живописи, хотя ею я увлеклась позже, мне сейчас комфортнее.


Знаете, сложно сейчас подогнать под одну гребёнку впечатления от целого зала великолепных рисунков, офортов, акварелей и прочая и прочая… Скажу лишь одно: Скаргина-живописец драматически отличается от Скаргиной-графика. Или наоборот. Это как две стороны одной медали. Две грани одного таланта. Профиль и анфас одного и того же лица. Совершенно потрясающее ощущение и истинное открытие, особенно для знатоков живописи Лидии Васильевны. Это как прочитать утерянный роман любимого писателя, завалявшийся в сундуке сто лет назад… Непередаваемо. Молодец, Лидия Васильевна! Не переставайте нас удивлять, и с юбилеем!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх