lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
15 июня 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Общество 

Романовская игрушка: в простоте замысла – искра Божья

15.06.2009 "ЛГ:итоги недели". Ольга Крутова
// Общество
14 июня народному мастеру Маркину исполняется 60 лет. С днём рождения, Виктор Васильевич!
14 июня народному мастеру Маркину исполняется 60 лет. С днём рождения, Виктор Васильевич!

Богата Липецкая область народными ремёслами и славится мастерами своими. Теми, кто возрождает и хранит традиции народных промыслов, передавая будущим поколениям свои знания и умения.


Виктор Васильевич Маркин свою жизнь посвятил именно этой цели. Народный мастер России, член Союза художников, он воссоздал и продолжил традиции древнего ремесла липецкого края – романовской игрушки – и уже более двадцати лет обучает искусству создавать глиняные фигурки молодое поколение.


Недалеко от Липецка расположено живописное село Троицкое. Когда-то оно было частью одного большого села, расположенного на трёх холмах, и называлось Романово.


История началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. Так на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище. А в 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.


В этих местах были богатые залежи глины – и чёрной, и красной, и жёлтой. Местные крестьяне делали из неё посуду – часть для своих нужд, часть продавали на ярмарке. А ещё делали игрушку-свистульку, по местности названную «романовской».



Первая встреча


Виктор Васильевич Маркин – не из местных, он родился в деревне Хорошевка. В Ленино семья Маркиных поселилась в 1964 году – купили дом. Виктор в то время учился в Липецком строительном техникуме.


– Я хотел поступать в Рязанское художественное училище, но меня родители не пустили, – рассказывает Виктор Васильевич. – Пришлось поближе к дому учиться. В 1966 году уехал по комсомольской путёвке восстанавливать разрушенный после землетрясения Ташкент. Там проработал два года. Вернулся домой – и вновь уехал. Только теперь в Москву. И поступил в народный университет искусств имени Крупской на отделение рисунка и живописи. Через два года призвали в армию. Доучиваться пришлось после службы и уже заочно: я пошёл работать художником-оформителем на тракторный завод. А потом меня пригласили в Троицкое. Я подумал, что это всё же и к дому поближе, да и свободы больше. Это был 1972 год.


Однажды, работая в огороде, Виктор Васильевич неожиданно наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком.


Раньше, в XIX веке, почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.


– Местные жители рассказывали, что здесь делали игрушку-свистульку, – говорит Виктор Маркин. – Я стал интересоваться её историей, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник знаешь какие игрушки делает! Сходи к нему». И вот так я познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.



Учитель


Иван Фёдорович был, как говорят, мастером от Бога. Гончарным мастерством владел настолько искусно, что работа его была сродни волшебству: завораживающе вертится гончарный круг, руки сначала будто нащупывают, ловят нужный момент, и вот – окунулись в глиняную массу и поплыли в ровном течении.


Работал он всегда молча. Даже когда детям показывал, как игрушки делать, – ни слова. Виктор Маркин, когда в 1986 году организовал в Троицкой школе кружок романовской игрушки, уговорил и Ивана Фёдоровича, чтобы тот азами своего мастерства делился с ребятами. Если бы не настойчивый ученик, дело Гункина, скорее всего, было бы забыто: настоящие мастера никогда не передавали своё искусство на сторону, а только родственникам. И благодаря Маркину многие троицкие школьники получили уникальную возможность поучиться у потомственного мастера. Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти. Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.



Романовские сюжеты


Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие…


А начинается всё с куска глины. Мастер садится за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Руками формируется голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крылья, и вот уже готов силуэт Сирина – птицы счастья.


…Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это – полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение. В русском искусстве Сирин и её противоположность – Алконост – это традиционный изобразительный сюжет…


Палочкой мастер делает глазки, рисует узоры на кокошнике и крыльях, отверстие свистка и ещё четыре тональных: каждая игрушка должна играть по-своему. Сюжет Сирина Виктор Маркин ввёл в романовскую игрушку, и он сразу вписался в её контекст. Теперь уже другие мастера берут птицу счастья Маркина как образец.


Среди «романушек» Виктора Васильевича ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни-«романушки», танцующие медведи, всадники-«казаки».


Вообще в романовской игрушке насчитывается всего более сорока сюжетов: от самого простого свисточка – летящего жаворонка, до респектабельной композиции – тройки. Но двух одинаковых игрушек не бывает, ведь в каждой – индивидуальность её создателя. Часто мастера лепили домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас.


Романовская игрушка – местная липецкая пластическая школа, отличная от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и других. Искусствовед Ирина Богуславская в своём исследовании «Русская глиняная игрушка» пишет о романовской игрушке: «Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ века. Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней… В 1910–1920-е годы липецкие свистульки делали сильно увеличенными в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тела стоят на четырёх конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Традиционные приёмы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка – жёлтый, жёлто-зелёный с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки ёлочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием».


Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.


Виктору Маркину и традиционные игрушки величиной «в ладонь», и более значительные по размерам, «укрупнённые» фигурки удаются с одинаковой лёгкостью. И в любой свистульке Виктор Васильевич умело сохраняет особенности романовской пластики и «наивность» образа народной игрушки.



Высшая награда – успехи учеников


В 1995 году он впервые вышел на российский уровень. И сразу – победа. Участвуя в Первом всероссийском фестивале народной игрушки в Туле, Виктор Маркин за свои работы получил диплом первой степени. А потом всё завертелось, закрутилось – выставки, фестивали, мастер-классы. Его игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах. Виктор Маркин награждён Дипломами Министерства культуры России, Беларуси, Правительства Москвы, комитета культуры Италии. Некоторые работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай). В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м вступил в Союз художников России.


А сегодня за успехами Виктора Васильевича следуют и его ученики. Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежана Ильина – уже народные мастера России. Вместе с учителем участвуют в престижных выставках и фестивалях. Работы Ольги Волокитиной не раз становились обладателями первых премий и вошли в коллекции различных музеев. Один из её излюбленных сюжетов романовской игрушки – чёрт на козле. Это композиция Ивана Гункина, уроки которого Ольге посчастливилось застать.


– Самое большое достижение в моей работе, – говорит Виктор Васильевич, – это мои ученики. А наше общее большое достижение – это то, что с нами сотрудничает Русский музей Санкт-Петербурга. Мы регулярно поставляем туда игрушки. А недавно девочки ездили в музей по приглашению искусствоведов, им дали возможность ознакомиться и отснять на плёнку романовские игрушки, которые хранятся в Этнографическом музее.


Всего в музее – шестнадцать ранних образцов липецкой глиняной игрушки. Когда-то они хранились в Липецком областном краеведческом музее. В начале XX века Михаил Трунов создал в Липецке «Петровское общество», задачей которого было сохранение исторической памяти. Трудами членов общества романовская игрушка была введена в коллекцию музея. Позже лучшие образцы отобрал Этнографический музей после проведённой в 1935 году экспедиции в Чернозёмный район. А в нашем краеведческом из старинных игрушек остались только работы Ивана и Василия Митиных.



Единственный в своём роде


Центр романовской игрушки Виктор Маркин основал в Троицком в 1986 году, когда, заочно обучаясь на историческом факультете ЛГПУ, пришёл работать в Троицкую школу учителем. И здесь, в подвальном помещении школы, расположилась первая мастерская, а затем ещё одна – напротив, в здании библиотеки. За двадцать с лишним лет Виктор Васильевич обучил народному ремеслу полтысячи девчонок и мальчишек. С каждым годом учеников становится всё больше, а ученики из первого потока уже набирают свои группы. Центр романовской игрушки – единственный в области. Виктор Маркин мечтает о большом отдельном помещении для него. И оно вроде уже есть – мастеру отдали здание бывшей земской школы. Финансами область обещала помочь. А Виктор Васильевич для нового Центра уже закупил хорошую печь: камера – 50 литров. В новом здании будут стоять ещё и два горна для обжига дровами.


А ещё в новое здание планируют переселить троицкий музей. Его создали несколько энтузиастов – работников библиотеки. В экспонатах – только местные предметы старины: романовский костюм, утварь и рабочие инструменты, вышивка и лоскутное шитьё.


Ценности, не подвластные времени


Сегодня, в наш сумасшедший век прогресса, романовская игрушка для многих потеряла свой первоначальный смысл. Она стала больше сувениром и украшением интерьера. Пусть даже так. Но она всегда будет нести свой положительный заряд, вносить улыбку в наше жилище, как весёлый солнечный зайчик… И как любой народный промысел, романовская игрушка остаётся наполненной глубоким смыслом, в котором хранится красота и неиссякаемая народная мудрость. И в этом – непреходящая ценность духовной культуры русского народа, в этом – живая история России.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 16 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Синдром голубого экрана

Ирина Толмачева, врач-офтальмолог областной больницы № 2, главный детский офтальмолог управления здравоохранения Липецкой области
// Здоровье

Встаньте прямо, руки шире!

Надежда Щербатых, методист по лечебной физической культуре липецкого областного врачебно-физкультурного диспансера
// Здоровье

Не бойтесь сделать тест

Андрей Филатов, главный врач областного центра по профилактике и борьбе с ВИЧ и инфекционными заболеваниями
// Здоровье

Ешь, пей да меру разумей

Ольга Пучнина, главный внештатный детский гастроэнтеролог управления здравоохранения Липецкой области
// Здоровье
Даты
Популярные темы 



  Вверх