lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 апреля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

В здании важен каждый кирпичик

06.04.2012 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Образование
Валентин Михайлович Шабаршин умеет заразить студентов своей влюбленностью в химию.

Все-таки прагматизм — не наше явление. Наше — это, скорее, романтизм, энтузиазм без гроша в кармане, воодушевление без дальних расчетов. Иной раз мне кажется, что наше общество держится именно благодаря тому, что у людей еще сохраняются эти свойства души. Правда, далеко не у всех, и с каждым годом таких становится все меньше. 


Мне везет на встречи с романтиками-энтузиастами, и именно поэтому я очень оптимистично воспринимаю будущее России. Хотя претензий у романтиков-энтузиастов к обществу и государству гораздо больше, чем у прагматиков. Ну, это понятно: они же переживают за всю страну, а не только за себя, любимых. Вот член-корреспондент Международной академии педагогических наук, член Учебно-методического совета России по естественным нау-кам, кандидат химических наук, доцент ЛГПУ Валентин Шабаршин — из той же породы. Другой бы давно махнул рукой на свое призвание, поскольку его специальность нынче не только не очень котируется, но и нормального заработка не приносит. А вот Валентин Михайлович влюблен в дело, которому служит, как юнец-неофит. Глядя на него, никогда не скажешь, что человек уже перешагнул пенсионный рубеж.


— Я недавно вернулся со Всероссийского съезда учителей химии. Его делегаты осознают катастрофичность нынешней ситуации и пытаются как-то донести это до общественности, до власти. Химия как предмет фактически вымывается из школьной программы. Дошло до того, что в выпускных классах на нее отводится один час в неделю. Зато обязательными стали «Основы безопасности жизнедеятельности», изучение которых вполне можно было бы закончить в младших классах. При резком сокращении часов на предметы естественно-научного цикла — математику, физику, химию, биологию, и гуманитарного — русский язык, литературу, историю, — произошло такое же резкое увеличение часов, отводимых на иностранный язык. Если первые два цикла составляют основу культуры, а значит, будущего страны, то прекрасное знание иностранных языков — необходимое условие для выезда за границу на ПМЖ или для «банановой» республики. Не спорю: в принципе, три часа физкультуры — это неплохо. Только если цель — не сдача нормативов, а улучшение здоровья школьников. 


— Но положение с той же химией во многом связано с введением ЕГЭ: не требуется сдавать такой тест для поступления в вуз, значит, и изучать химию не надо…


— Конечно, мне обидно, что химию в стране выбирают для сдачи ЕГЭ только полтора процента выпускников, да и они не все успешно её сдают. ЕГЭ, на мой взгляд, — это бич нашего образования. Во-первых, он не дает представления о творческом потенциале школьника, об оригинальности его мышления. А во-вторых, он в корне подорвал комплексный, системный подход к образованию как таковому. На съезде выступал академик РАН Лунин. Позволю себе его процитировать: «Математика, физика, химия, биология вместе с русским языком и литературой формируют мировоззрение, представление о единой картине мира во всем его многообразии, и уже только по этой причине должны быть среди школьных дисциплин, обязательных к изучению». Это к вопросу о новых школьных стандартах. А еще я не понимаю, что такое «Естествознание» с 5-го по 11-й классы. У нас никогда не готовили специалистов по этому предмету. Он нужен лишь в качестве краткого завершающего курса, который обобщает то, что изучено по физике, химии, биологии, не более. 


— Теперь многое нацелено на насущные потребности экономики. Вот нынче срочно требуются инженеры. Меня как-то смущает такой сиюминутный прагматизм…


— Безусловно, в экономике необходима стратегия. Но если говорить об инженерах, разве подготовишь того же квалифицированного инженера-металлурга, инженера-строителя без знания химии? Будущие специалисты не смогут создать новые композитные материалы, биотехнологии, нанотехнологии. Я уже не говорю о том, что прорывные технологии чаще всего рождаются на основе междисциплинарных знаний. А химия — это вообще-то наука о жизни.


— Но если вести речь о дне сегодняшнем, а не завтрашнем: стране нужны специалисты-химики?


— Да по степени химизации наша страна отстает в разы от цивилизованных стран!


— Знаете, само слово «химизация» вызывает сразу какие-то опасения…


— Это от непонимания сути дела. Люди представляют химизацию как неконтролируемую экспансию вредных химических веществ в окружающую среду, в продукты питания, в предметы бытового обихода. 


— А это не так?


— Конечно же, нет. Химизация — это, прежде всего, переход к более высоким технологиям. Как вы думаете, почему у нас такой дорогой бензин при такой высокой добыче нефти? Да потому, что мы вырабатываем бензина и солярки в два раза меньше, чем могли бы. Остальное — мазут, его мы за копейки продаем за рубеж, а там его перерабатывают до последней капли. Беда, что наши нефтеперерабатывающие предприятия устарели на тридцать-сорок лет. Их не надо реконструировать! Их надо сносить, оставив только здание заводоуправления и коммуникации. А на том же месте строить новые. У нас мощность этих предприятий максимум триста тысяч тонн в год, чаще всего — тысяч сто. А в Саудовской Аравии — миллион тонн в год! Причем производство полностью автоматизировано. И наша производительность труда в нефтехимии в девятьсот раз меньше, чем в Саудовской Аравии. Есть еще вопросы насчет необходимости химизации?


— Так обстоят дела только в нефтеперерабатывающей отрасли? 


— Увы, нет. Возьмите ту же фармацевтическую промышленность. У меня есть друг, раньше он возглавлял НИИ, где исследовали антибиотики. Когда я его спросил про состояние дел в этой сфере, то услышал то же самое: «Не надо латать дыры, надо сносить старое и строить новое!» Мы сейчас своих препаратов практически не производим: закупаются лекарственные субстанции за рубежом и перерабатываются, таблетируются. 


Около моего дома бесконечно меняют трубы водоснабжения. Почти каждый год раскапывают, срезают «старые», ставят новые и … через год-два снова меняют. Но ведь если ставить для холодной воды полимерные трубы большого диаметра, трубы из стеклокерамики, сделать вставные кевларовые рукава в старые трубы, то есть своеобразный пластиковый бронежилет для трубы, можно будет десятки лет ничего не менять. Вы посмотрите, как упростилась замена труб водоснабжения и отопления в наших квартирах с переходом на полипропиленовые трубы! Или пример из автомобилестроения. Российские автомобили содержат слишком мало деталей из пластических масс, потому они такие тяжелые и много тратят топлива. Мы практически не производим собственных средств для борьбы с насекомыми, грызунами, другими вредителями. Все импортное, часть из которых запрещена к применению за рубежом.


Еще факт. Захожу в магазин, вижу жидкость для растворения налета в утюге. Флакончик размером со стакан стоит 160 рублей. Произведено в Германии. По латыни написан состав: citric acid, biocid, aqua. То есть лимонная кислота, биоцид, чтобы содержимое не плесневело, вода. Да, еще отдушка, чтобы приятно пахло. 160 рублей за покупку, которой красная цена 5-10 рублей, да и то в основном за флакончик. Проще же купить пакетик лимонной кислоты! Дешево и надолго. 


Таких примеров масса. Не надо быть высоколобым специалистом, дабы понять, какое значение химия имеет в любой отрасли производства. 


— Мы опять возвращаемся к тому, что химиков у нас хронически не хватает. 


— Ну, в принципе, их и в других странах не хватает. Вот почему наши талантливые ребята нарасхват за рубежом. Но главная проблема для нас — в школьном образовании. Затеяли сейчас раннее профилирование, как будто подросток всегда способен заранее выбрать профессию. Выбирают-то родители, причем исходя из стереотипов: хочу, чтобы был юристом или экономистом. Значит, физика не нужна, химия с биологией тоже, а уж география и подавно. Представляете, какое поколение вырастает?! А мы возмущаемся, что американцы не знают, где Индия находится. Наши тоже скоро не будут знать при таком подходе. А началось с того, что из программы «вымылась» астрономия. Действительно, зачем подростку объяснять, что представляет собой Вселенная? Пусть он лучше научится деньги зарабатывать. Так мы сами «ликвидируем» будущих Циолковских, Вернадских, Королевых. Происходит разрушение системного представления, системного знания о мире. Кстати, того, которое давалось в советской школе. 


— Выходит, что без возвращения вспять естественные науки обречены? 


— Конечно, возврат к полноценному школьному образованию был бы идеальным вариантом. Но мы с вами не идеалисты. И вот тут главную роль начинает играть учитель. Потому что от него зависит, увлекутся дети данной дисциплиной или нет. С детьми надо разговаривать. Их надо учить мыслить, формулировать мысли и вслух, и на бумаге. Казалось бы, какая связь между химией, физикой и литературой? А вот сократили часы на литературу, и дети разучились размышлять вслух. 


— Вы бы как изменили сам подход к изучению химии в школе?


— Я бы наполовину сократил объем информации, которую можно потом легко усвоить в вузах. И отдал бы это время именно на беседы с ребятами, чтобы привить им вкус к познанию, к творческому мышлению. Хорошо помню одного крупного бизнесмена, который объяснялся в любви к Физтеху. Да, полученные в этом вузе знания прикладного значения для него не имели, но, как сам он сказал, его там научили комплексно мыслить. 


— А конкретно в Липецкой области что-то можно сделать?


— Учитывая сложности с учительскими кадрами, особенно в районах, пока стоит делать упор на реальное систематическое дистанционное обучение. Но тут работа педагога должна достойно оплачиваться, поскольку объем ее получается очень большой. Сейчас много говорится о необходимости резко усилить внимание к детям. Я бы подчеркнул: в первую очередь, к одаренным. Мы должны выявить всех одаренных учеников в области и каждого целенаправленно вести через связку «школа — вуз». Почти во всех областях есть интернаты для одаренных детей. Допустим, в Кемеровской области их несколько. А почему не организовать у нас такой двухлетний интернат естественно-научного профиля для детей на базе того же лагеря «Прометей»? И вторая моя мечта — средний полноценный двухгодичный колледж для одаренных детей Липецка при ЛГПУ с двумя профилями: физико-математическим и биолого-химическим. У нас всё есть для этого. И Устав университета это позволяет. Конечно, необходимы деньги и добрая воля. Но будет второе — появится и первое.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зима. В байдарках, торжествуя…

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

Контрольная работа

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Шире круг, друзья!

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет

Весомая альтернатива

Николай Рощупкин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет



  Вверх