lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
5 апреля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Продолжение диалога

05.04.2012 "Липецкая газета". Андрей Снегов
// Культура

Неожиданно, парадоксально и точно поэт назвал тяжесть и нежность сестрами. Неопровержимость этого наблюдения Осипа Мандельштама я в полной мере почувствовал на выставке графических произведений Лидии Скаргиной (Юровой). Она открылась во вторник в липецком Центре изобразительных искусств.


Вот уже второй день меня прямо-таки преследуют глаза, лицо старой женщины. Ее портрет Скаргина легко, нежно, сурово, весомо выполнила, сколь ни странно это покажется непосвященному в секреты изобразительной техники, на желтоватой оберточной бумаге, которая, однако, смотрится как мрамор. Непринужденно, словно единым росчерком сделанный портрет вдруг обрел монументальность, пластическую силу. Усталость и мудрость, груз лет, груз тайной боли и неизбывное терпение переданы предельно выразительно и вместе с тем просто, без малейшего нажима, форсажа.


Вообще-то Лидию Скаргину гораздо лучше знают как одаренного живописца. Совсем недавно в том же зале демонстрировались ее картины. Тот вернисаж стал заметным событием в культурном календаре Липецка. Лидия Васильевна присутствует в нашем творческом цехе много лет. Но так всегда получалась, что она оставалась в тени других мастеров — Сорокина, Сальникова, Сорочкина, Дворянчикова. Ее талант никто не отрицал, но и внимания к созданному ею самобытному живописному микрокосму особо пристального не было.


Да она на него и не претендовала. Азартная, увлекающаяся, она получала свое сполна, когда работала. А работала она и работает каждый раз как бы с нуля, беззаботно забывая о вчерашних находках, не цепляясь за манеру, что позволяла бы с первого взгляда опознавать принадлежность холста или графического листа именно ей. «Считайте это проявлением моего женского непостоянства», — полушутливо сказала она мне однажды. Оттого и та живописная экспозиция, и нынешняя графическая удивляют разнообразием, свободной сменой интонаций, соседством реалистических, импрессионистических, экспрессивно-экспериментальных приемов.


Кстати, Скаргина чуть ли не первая среди липецких художников занялась компьютерной графикой. И как всегда — одержимо, страстно, безоглядно. Поначалу могла просто встать посреди ночи и — к компьютеру, чтобы до утра водить мышкой, воплощая то, что ей пригрезилось, померещилось, может, даже приснилось. К этой графике у многих стойкое предубеждение. Дескать, она в принципе не может не быть машинной, неживой, она лишена одухотворенности, рождающейся исключительно движением руки с кистью, карандашом, пером. Скаргина со скептиками категорически не согласна. «Все зависит от того, кто и, главное, как водит мышкой, карандашом, резцом, — утверждает она, — насколько он владеет этой техникой и как подготовлен зритель к восприятию художнического послания».


Право же, Лидии Васильевне стоит поверить. Ведь в той же графике она, по ее же словам, перепробовала все. На ее выставке мы видим и карандашные рисунки, и офорты, и линогравюры, и гравюры на картоне, меди, цинке, и монотипии, и совершенно индивидуальные опыты, когда различные техники смешиваются, переплетаются, проникают друг в друга. Между прочим, Скаргина-график гораздо старше Скаргиной-живописца. Она ученица замечательного мастера графики Юкина. За полвека ею создано колоссальное количество интереснейших листов. Но о них, о том, каковы они, не ведали, не подозревали даже поклонники творчества Лидии Васильевны.


И вот перед нами развернулась яркая панорама этих работ за сорок с лишним лет. Мне было очень любопытно наблюдать, как смотрели выставку коллеги Скаргиной помоложе. «Да откуда, из какого бездонного сундучка извлекла она такое богатство?» — с уважением, а может, и не без зависти говорили они. Действительно, до сего дня очень немногое из отобранного для выставки где-либо экспонировалось. Что-то Скаргина показывала на Первой республиканской графической выставке в Ленинграде в конце семидесятых, что-то на зональных вернисажах «Художники Нечерноземья» и «Край Черноземный». Но большая часть десятки лет дожидалась своего часа. И дождалась. В нынешнем юбилейном для Лидии Васильевны году художница раскрылась для публики заново и по-новому.


Мне показалось примечательным, что между живописью и графикой мастера обнаруживается одно принципиальное различие. Первая запечатлевает, так сказать, мгновение вечности, настроения, состояния, которые неостановимо сменяют друг друга. Вторая акцентирует вечность мгновения. В графике Скаргина придает полновесность, монументальность всему — будь то детская игра со скакалочкой, дождливый рижский пейзаж, аллея могучих дерев или задумавшийся в своей мастерской друг-художник. Когда я сказал об этом самой Лидии Васильевне, она засмеялась: «Поскольку здесь большинство моих молодых вещей, стало быть, в молодости я была более серьезной и солидной». А потом призналась: «На иные рисунки, акварели смотрю и, представьте, нравятся. Словно не мои, словно вижу их впервые».


Графическая экспозиция названа автором как и предыдущая — «Диалоги». В сущности, это одна, но «двухсерийная» выставка. Да, чуть не упустил: премьера «второй серии» состоялась как раз в день рождения художницы…

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ // Культура



  Вверх