lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 апреля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Дежа-вю: сравните свои ощущения

02.04.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский, Павел Остряков (фото), Ольга Белякова (фото)
// Культура
Н. Свиридова. «Цветы»Д. Петров. «Крещение»Художник Александр Васильев-Липецкий у своей картины «Тайная вечеря»Д. Тугаринов. «Апель»

Устойчивое ощущение дежа-вю не покидало меня ни на одной из трёх выставок, на которых я побывал в последнее время. Юбилейная выставка Нины Александ­ровны Свиридовой в Центре изобразительных искусств, выставка работ мастеров из Союза русских художников в Областной картинной галерее, выставка «Московские художники в Доме Мастера».


Позволю себе сделать вольное предположение о том, что феномен дежа-вю мы можем рассматривать с двух точек зрения. То есть можно испытать это состояние спонтанно, неосознанно, а можно его ощутить абсолютно рационально, критически. В моём случае речь идёт о втором случае. Поскольку проявление этого психического состояния в данных обстоятельствах объяснить довольно легко: о всех (ну или почти о всех) художниках мы уже рассказывали на страницах «Итогов недели». И тем не менее…



Опус о тайнах зрения


И, тем не менее, написать об экспозициях, несомненно, стоит. Начнём с юбилейной выставки Нины Александ­ровны Свиридовой в Центре изобразительных искусств, приуроченной к шестидесятилетию художницы и по совместительству санитарного врача. Стоит единожды увидеть её работы – в следующий раз ты никогда не спутаешь их с произведениями любого другого липецкого мастера. Относиться к её творчеству можно как угодно – мне приходилось сталкиваться с диаметрально противоположными мнениями: от абсолютного восторга до полного неприятия. И всё же ценность Свиридовой в изобразительном пространстве города очевидна: так, как она, не делает у нас никто.


И дело не в «банальных и надоевших сравнениях с детским рисунком» (позволим себе процитировать Татьяну Ивановну Нечаеву – искусствоведа и директора галереи, где проходит выставка). Формально стиль художницы действительно отличается некоторой наивностью. Но это не главное. Ключевой идеей для смысловой и эстетической интерпретации такой живописи является изначальное понимание её интуитивной природы. Пластические ходы и цветовые решения на холстах часто выглядят весьма произвольными. Однако выбор тех или иных приёмов, красок продиктован вовсе не прихотью, а последовательным и вдумчивым обращением автора к своему внутреннему голосу, творческому аль-тер-эго. Не сомневайтесь – именно таким и видит Нина Александровна окружающий мир. И старается с максимальной достоверностью передать его средствами живописи.


Вглядитесь в её работы повнимательней. Постепенно обвыкнувшись, глаз начинает видеть будто бы под другим углом. И внезапно на вас снисходит просветление: да, всё вокруг именно так! Словно попадаешь внутрь мульт­фильма, в Зазеркалье, в параллельную реальность. Критики могут возразить: при чём тут реальность? фантазия чистой воды! Так, да не так. Посмотрите на вещи с иного ракурса и подумайте о том, что мироздание формируется смотрящим на него человеком, его восприятием. И без того, что человек смотрит на стол и говорит: вот он – стол, – никакого стола не существует и в помине. Более того, стол для каждого смотрящего будет разным. Миллион версий стола для миллиона пар глаз. Так что, товарищи, не отказывайте Нине Александровне Свиридовой в её неотъемлемом праве преломлять действительность (или формировать её?) с помощью своего индивидуального зрительного инструментария. Тем более что таким зрением обладают единицы. Единицы взрослых. И абсолютное большинство детей – уж извините меня за невольное обращение к подобному сравнению. Просто мозговая матрица ребёнка не замутнена представлениями о бытии, навязанными и усреднёнными с помощью социальных нормативов и догм. А вот наша с вами матрица, к сожалению, замутнена.



Опус о противоречивости жанра


Следствием этого замутнения явился полемический дискурс, в который мы вступили с моим коллегой по пути на следующую экспозицию – в Областную картинную галерею. Там весь второй этаж отдали под работы мастеров из Союза русских художников (СРХ), вот уже в третий раз нагрянувших в Липецк. Коллега утверждал, что вот, дескать, традиции реалистического искусства, ревностно оберегаемые участниками творческого объединения, – это хорошо, это по-настоящему. Естественно, по-настоящему. На то она и есть – реалистическая живопись. «Но не всем же берёзы писать да покосившиеся избушки!» – парировал я. Кстати говоря, представители СРХ утверждают, что охотников изображать сегодня такие простые и близкие русской ментальности сюжеты – днём с огнём не сыщешь. Более того, центральную идею вновь открывшейся экспозиции участники Союза сужают до конкретной проблемы: жива ли в отечественной живописи традиция жанровой картины и востребована ли она у публики? Собственно, на этом делается фундаментальный акцент, который и отличает выставку от двух предшествующих.


– Для представленного проекта мы специально привлекли мастеров жанровой живописи, – комментирует председатель Союза русских художников Юрий Герасимов. – Нас часто спрашивают: где современный нерв? С другой стороны, возникает встречный вопрос: а должно ли искусство в наше время вскрывать острые социальные противоречия, впадать в негативизм? Ведь стоит включить телевизор, и всё это немедленно обрушивается на зрителя. Мне видится, что задача перед нами стоит иная – освещать темы, связанные, например, с историей России (Куликовская битва или Бородинская) либо с православной культурой. И тут как раз проявляется актуальность нашего подхода, ведь тот же Суриков посмотрел бы на события Куликовской битвы по-иному, нежели современный реалист. Мышление меняется. И дело не в том, чтобы пририсовать рядом с церквушкой блестящий джип. Не следует подменять понятия. Современным и актуальным может быть даже самый обычный пейзаж.


Юрия Герасимова поддерживает член Союза русских художников пейзажист Андрей Дареев, приехавший в Липецк на церемонию открытия выставки. Анд­рей, по собственному признанию, проповедует глазуновский стиль, поскольку сам закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.


– Сто лет назад реалистическое искусство уверенно стояло на ногах. Была идея, был целый круг мастеров, поддерживавших и развивавших её. Потом пришёл авангард, постепенно вытеснивший реализм с передовых позиций. Свежесть, эпатажность, нестандартность творческого подхода привлекли и художников, и аудиторию. Но пройдёт время, и место авангарда снова займёт реалистическая школа – по той простой причине, что она вымирает, остаётся в меньшинстве. Когда общество пресытится радикальными и экспериментальными формами, люди снова обратят свои взоры на традиционалистов. Это не голословное утверждение. Так, частенько посетители московских выставок говорят, что приходится специально отыскивать реалистов в пространстве современного искусства. Значит, вновь возникает потребность в качественной русской реалистической живописи, которой испокон веков славилась наша держава. А ситуация такова: ты можешь пройти вдоль и поперёк весь Центральный дом художника в Москве и не увидеть ни одного реалистического полотна, за исключением откровенно коммерчески ориентированных работ.


– Но ведь такое своего рода противоборство делает нашу жизнь интереснее, – подхватывает Юрий Герасимов.


– Да, искусство должно быть многоликим, – соглашается Андрей Дареев. – Одновременно с Пикассо жил Серов, и им не было тесно.



Опус, овеянный Вечностью


В один и тот же день, с разницей всего лишь в час, Дом Мастера также принимал делегацию заезжих художников. Открывшаяся в рамках мероприятий к столетию со дня рождения Виктора Семёновича Сорокина выставка живописи, скульптуры и фотографии носила не предполагающее двусмысленности название – «Московские художники в Доме Мастера». Тесно, тесно им в Москве-матушке, вот и заполонили они все наши галереи. Не сидится в столицах, даёшь тотальную культурную экспансию в Жемчужину Черноземья! Оно хорошо, конечно. Больше художников – красивых и разных. Но если СРХ позиционирует себя продолжателем дела передвижников, то двадцать авторов, пожаловавших в обитель Мастера, почитают себя последователями московской школы. В лоне которой, заметим, сформировалось уникальное дарование самого Виктора Семёновича. Большинству из представленных авторов хорошо знакомо творчество Сорокина. Поэтому выставку эту можно смело принять как жест почитания москвичами наследия Мастера и зримый символ памяти о нём.


Хотя подобного проекта в Липецке ещё не делали, но дежа-вю встрепенулось благодаря нескольким именам, уже хорошо известным горожанам. Например, снова в Доме Мастера изваяния скульптора Дмитрия Тугаринова и полотна Константина Сутягина. Среди прочих представленных авторов – члены Российской Академии художеств Анатолий Мосийчук, Александр Цигаль. Экспонируются произведения таких ярких мастеров, как Евгений Ревяков, Дмитрий Иконников, Андрей Бисти, Игорь Камянов. Что связывает их, по какому принципу отбирались работы для выставки? За всех московских художников перед микрофоном журналиста «Итогов недели» пришлось отдуваться живописцу с совсем не столичной фамилией – Александру Васильеву-Липецкому.


– Наверное, справедливо будет сказать, что наша экспозиция составляет здоровую альтернативу реалистическому искусству, – считает художник. – Наш подход отличается от традиционализма. Виктор Семёнович, являющийся для нас безусловным авторитетом, не выписывал иголочки на ёлках. Напротив – брал объёмом, воздухом. Как он сам говорил: необходимо найти оптимальный баланс между небом, землёй и тем, что на земле. Плюс цветовые отношения между атомами, наполняющими пространство. В двух словах сложно объяснить, что именно объединяет нашу группу. Помимо того, что все мы разделяем взгляды на искусство, которые были близки Сорокину. Вообще внутренне всех хороших художников объединяет нечто общее, они все похожи, как ни странно прозвучит подобное заявление. При всём том творцы бывают очень разные…


Вермель создал всего двадцать восемь картин, и то – половина под сомнением. А есть Пикассо, чьим именем подписано огромное количество работ. Рэмбо написал небольшую книжечку, а остался в веках. Бодлер всю жизнь оттачивал мастерство, чтобы воздвигнуть один-единственный литературный памятник – сборник «Цветы зла», повлиявший на целые поколения, основав новое направление в искусстве. Просто мы говорим на одном языке, поэтому и тянемся друг к другу. Научиться рисовать не так уж и сложно. Но внимание к тонким, незримым переходам тона, определяющим светотеневое соотношение в пределах одного цвета, – это как написать музыку. Не всем ведь дано. И услышать эту мелодию дано не каждому. Надо быть на одной волне. Вы слышите мой мотив, потому что он звучит в унисон с вашим внутренним камертоном. А другой не услышит: у него иная тональность. И мы никогда не сойдёмся. Может, и не нужно этого требовать. Поскольку каждый в итоге найдёт своего слушателя и зрителя. Главное – чтобы искусство проповедовало духовное начало. Сейчас в моде эпатаж, истинное мастерство остаётся за бортом. Мне кажется, не надо гнаться за сиюминутным. Имеет смысл писать только о вечном. Тогда современным будешь оставаться всегда.



Трудно не согласиться с этой поистине эпической мыслью. Вообще же хочется внезапно взять да и прервать все эти рассуждения, поскольку, как говаривал великий композитор и инструменталист ХХ века Фрэнк Заппа, «рассуждать о музыке – всё равно, что танцевать об архитектуре». Если вы правильно меня поняли, то идите в галереи и смотрите картины. Без лишних слов. И в тишине галерей, глядя на безмолвствующие произведения, прислушайтесь: не шепчет ли вам ваше дежа-вю? Не навевает ли подспудных дум о Вечном, которых в обыденной жизни мы часто сторонимся? Сравните ощущения.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -1 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спорт шаговой доступности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Спорт

Повысить грамотность предпринимателей

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Экономика

Давайте работать от сердца

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Бюджетникам повысят зарплату

Сергей Кибальниченко, Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Власть

Безопасность как принцип

Лариса Пустовалова, larisa.pustowalowa@2017 // Общество

Кто ищет, тот найдет

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх