lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
2 апреля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Музыкальная сказка со счастливым концом

02.04.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский, Николай Черкасов (фото)
// Культура
Вместе с «Русской классикой» выступала Липецкая хоровая капелла мальчиков
Вера Мартынова читала «Историю года» Ганса Христиана Андерсена под чарующие мелодии «Времён года» Антонио Вивальди
Солистка Елена Баранчук, «Русская классика» и Липецкая хоровая капелла мальчиков исполнили четыре фрагмента из вокального цикла «Детские песни» Петра Ильича ЧайковскогоЕфрем Подгайц

В Липецке прошла российская премьера «Странной струнной сказки» для чтеца и камерного оркестра. Создатель произведения – известный московский композитор Ефрем Подгайц – ради этого случая специально приехал в наш город. И вовсе не для того, чтобы просто посидеть в зале и в конце выйти на поклон… Сказку под звуки собственной музыки со сцены читал сам автор.


Когда я отправляюсь на какой-нибудь концерт, организованный Липецкой областной филармонией, то уже давно не удивляюсь изрядному числу детишек разных возрастов, которых приводят родители. 22 марта в ОЦКиНТ маленьких зрителей наблюдалось значительно больше, чем обычно. Специально для ребят представили интереснейшую программу «Эта странная сказка», которая была сделана абсолютно по-взрослому. Начать хоть с того, что вся музыка в этот вечер звучала в исполнении камерного оркестра «Русская классика» – одного из самых сильных и маститых коллективов области. Что ж, филармония совершенно оправданно ставит на юный контингент, формируя таким образом свою завтрашнюю аудиторию.


Концерт был выстроен из двух отделений, и «Странную струнную сказку» пришедшие услышали только в самом конце представления. До того как Ефрем Подгайц появился из-за кулис, в сказочный мир музыкальных грёз публику погружали артисты нашей филармонии. Одна из настоящих неожиданностей вечера – выступление Липецкой хоровой капеллы мальчиков. Вместе с «Русской классикой», а позже – с вышедшей на подмогу ребятам солисткой Еленой Баранчук – хор исполнил четыре фрагмента из вокального цикла «Детские песни» гениального Петра Ильича Чайковского. Мальчишки – лауреаты всероссийских и международных конкурсов – с честью пре­одолели испытание на профессионализм и полностью соответствовали безупречному качеству оркестра «Русская классика». Поистине, смотреться на равных рядом с такими серьёзными инструменталистами – задача не из простых. Несмолкающие аплодисменты зала – красноречивое подтверждение тому, что экзамен ребята сдали на «отлично».


Но хор вышел в начале второго отделения, а начался концерт с божественных звуков «Времён года» Антонио Вивальди. На рубеже весны и не желающей сдавать позиции зимы эти шедевральные мелодии – лучшая иллюстрация к происходящим в природе переменам. Как нельзя кстати пришлось и текстовое сопровождение, а именно – сказка Ганса Христиана Андерсена «История года». В роли чтеца выступала Вера Мартынова – заместитель директора Липецкой областной филармонии по концертной работе. Кто бы мог подумать? Я, однако, удивлён не был, так как знал: Вера Михайловна – артистка со стажем. Просто в последнее время её обязанности и заботы находятся в немного иной плоскости. Но мастерство, как говорится, никуда не денешь. Актриса до того трогательно смотрелась в образе рассказчицы, что – руку даю на отсечение – вполне могла бы обрести себя в качестве ведущей, например, программы «В гостях у сказки». История о том, как сезоны сменяют друг друга, настолько легко и красиво слетала с уст Мартыновой, что я прямо-таки воспарил в каком-то мечтательном путешествии, унёсшем прямиком в счастливые детские годы. Право слово, Вера Михайловна, талант нельзя зарывать в землю, мы хотим видеть вас на сцене снова и снова! После завершения концерта героиня вечера выглядела возбуждённой и не скрывала эмоций. По всему было заметно: артистка осталась довольна выступлением. Оказывается, для Веры Мартыновой читать текст в сопровождении классической музыки – дело не новое.


– С оркестром я выступала не впервые, – делится она. – Несколькими годами ранее довелось работать над композицией по пушкинской «Метели» вместе с Липецким симфоническим оркестром. Ещё раньше – лет двенадцать назад – с ними же делала «Петю и волка» Прокофьева. Были и ещё проекты. Вот уже два с половиной года я занимаюсь несколько отличными от сцены вещами, связанными с концертной деятельностью нашего учреждения, поэтому артистическое поприще пришлось на время оставить. Но я человек музыкальный, и от этого никуда не денешься. Ведь помимо театрального института я закончила ещё и консерваторию – по классу хорового дирижирования. Поэтому влиться в процесс мне было несложно. Я слышу музыку, понимаю, где и как нужно вступить, какую выбрать интонацию и регистр. Конечно, нет предела для совершенства, и если бы мы «обкатали» программу, выступили с ней раз пять, я бы чувствовала себя увереннее. Но придавало сил то обстоятельство, что в зале сидели ребятишки. Настолько люблю эту аудиторию, что ощущаю себя как рыба в воде! Ведь много времени я отдала службе в лектории, где иногда приходилось давать по нескольку концертов в день именно перед школьниками. Юные зрители меня настолько воодушевляют, заряжают, подстёгивают, что сработать вполсилы попросту невозможно. К тому же в зале сидел мой крестник – пятилетний Давид. И мне просто необходимо было произвести на него впечатление, понравиться именно ему.


В создании музыки для самых маленьких композитор Ефрем Подгайц – не дебютант. Среди более чем двух сотен произведений нашлось место различным опусам для детей – кантатам, концертам и операм. И даже балету: «Мойдодыр» Подгайца с радостью принял к постановке Большой театр. Липецк одним из первых заполучил самую свежую «детскую» вещь композитора. Мировая премьера «Странной струнной сказки» состоялась двумя днями ранее в столице Беларуси Минске. Заслуженный деятель искусств России, член правления Союза московских композиторов вспоминает, как его полтора десятилетия назад посетила мысль стать музыкальным сказочником:


– Лет пятнадцать назад я написал свою первую сказку «Путешествие в Оркестранию» для большого симфонического оркестра. Получилось нечто наподобие «Ромео и Джульетты» – только в музыкальном контексте. Поводом послужило размышление о том, что «Петя и волк» Сергея Сергеевича Прокофьева и «Путеводитель по оркестру» Бенджамина Бриттена – это, пожалуй, два основных произведения для детей в ХХ веке. Кроме них вспомнить особенно и нечего. Я бесконечно люблю Прокофьева, но, послушав его симфоническую сказку, созданную ещё в 1936 году, пришёл к выводу, что ощущение времени сейчас поменялось. Дети другие, взрослые другие. И мне захотелось придумать современную сказку.


«Путешествие в Оркестранию» стали играть, она, что называется, «пошла». Но ко мне не переставали обращаться с просьбами сочинить что-то компактное. Дело в том, что многие хотели бы сделать «Оркестранию», но она рассчитана на целый симфонический оркестр. То есть на значительное число инструментов. Поэтому чисто технически сыграть произведение сложно. Мысль сделать вещь для небольшого состава витала в воздухе и внезапно оформилась в новогоднюю ночь. 1 января 2011 года, в три часа после полуночи, меня буквально осенило, музыка сама собой зазвучала в голове – то, чему было суждено стать «Странной струнной сказкой». Причём сначала родилась именно партитура, а уж потом – текст. И его мне было изобрести сложнее, чем написать ноты. Действие сказки разворачивается внутри оркестра: в основу сюжета положен классический любовный треугольник между Принцессой Скрипкой, Принцем Альтом и Королём Контрабасом. Хотя текст привязан к партитуре сочинения, он может существовать самостоятельно, вне музыки. Кстати говоря, вещь заинтересовала одного балетмейстера, и, надеюсь, вскоре зрители смогут увидеть ещё и балет. Вы знаете, реакция зала меня уже невероятно воодушевляет: я вижу после концерта радость на лицах – и детей, и их родителей.


Удовлетворение читалось и на лицах посетивших представление именитых липецких музыкантов. Вот, например, что отметил Игорь Верещагин, известный джазмен:


– Подобные программы сейчас стали довольно распространённым явлением. В Московской филармонии есть целый цикл вечеров, когда известные артисты читают под аккомпанемент академической музыки различные литературные произведения. Для Липецка это ново. Такая форма легко воспринимается детьми, поэтому смысл во всём этом, несомненно, есть. Хотя мне, честно говоря, сегодня немного мешали слова. Музыка, конечно, звучала прекрасная. Ефрем Подгайц – композитор явно неплохой. А оркестр сегодня работал как никогда удачно.


«Русская классика», действительно, была выше всяких похвал. К чему, собственно, мы успели привыкнуть. Что же нам скажет заслуженный артист России Владислав Булахов – художественный руководитель и дирижёр камерного оркестра Липецкой филармонии «Русская классика», на кого была возложена ответственность за исполнение всех звучавших произведений:


– Сегодня я испытываю огромное счастье от того, что премьера удалась. Ведь Ефрем Иосифович написал «Странную струнную сказку» совсем недавно, поэтому все мы услышали её в таком виде, можно сказать, впервые. Контакт с хором мальчиков тоже получился, несмотря на сжатые сроки для разучивания программы. Многие болели, репетиций хотелось бы побольше, однако ребята оказались очень ответственными, внимательными, что обеспечило стопроцентный результат. Я чувствовал себя на сцене комфортно. Вообще атмосфера располагала. Получился своего рода семейный вечер – взрослые, как мне показалось, слушали с не меньшим удовольствием, чем их чада. Все впали в состояние радостного детства – и старшие в том числе.


Да, последний тезис не вызывает сомнений. После концерта мы неожиданно столкнулись в холле ОЦКиНТ с коллегой – журналистом «Липецкой газеты» Софьей Вобликовой, которая пришла вместе с сыном Гришей. Вот что хорошо в нашей работе: можно совместить приятное с полезным. То есть и музыку послушать, и заметку потом написать, и ребёнка на культмероприятие вытащить. Устами младенца, как утверждают знатоки, глаголет истина, поэтому предоставляем слово юному меломану – ученику музыкальной школы, между прочим:


– Мне особенно пришлась по душе «Странная струнная сказка». Причём музыка понравилась больше. Я слушал очень-очень внимательно и на слова даже не обращал внимания. По времени мне, правда, было тяжеловато высидеть от начала до конца – возился чуть-чуть.


Возился-то возился, но выглядел вполне довольным. Да и не было замечено недовольных. Посудите сами: ну кто откажется от возможности снова хоть ненадолго погрузиться в сказочный мир детства, в мир чувств, не изъеденных рутиной, в мир, где царят доброта и гармония? Правильно, никто в здравом уме отказываться не станет. Поэтому на следующий сказочный сеанс идите всей семьёй. Домашних животных оставьте, а вот бабушек, дедушек, соседей – всех в филармонию. Всех в сказку.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Занавес!

Евгения Ионова
// Культура

Бегущая по волнам

Евгения Ионова
// Культура

Покровские традиции

Евгения Ионова
// Культура

Когда душа хочет праздника…

Наталья Сизова
// Культура

«Союз нерушимый» для маленьких и больших

Наталья Сизова
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество

Без права на ошибку

Ольга Журавлева // Общество

Встречайте циклоны с Атлантики

Александра Панина // Общество

Партпроекты работают на опережение

Михаил Зарников // Общество

Шитье по воздуху

Ольга Журавлева // Общество

Интернет – проще сбыта нет!

Михаил Зарников // Экономика



  Вверх