lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
29 марта 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Миллионы из мусора

29.03.2012 "Липецкая газета". Владимир Петров
// Экономика

Одна из глобальных проблем сегодня — как спастись от отходов жизнедеятельности людей, населяющих нашу планету. Пока ее решение, по крайней мере в России, ведется примитивно: организуются обыкновенные свалки. Однако растущие масштабы захоронений твердых бытовых отходов показали — этот путь тупиковый. Их надо перерабатывать, то есть направлять возможности прогресса на борьбу с угрозой, им же порожденной.


На прошедшем в минувшем году в Липецке Международном экологическом форуме «ЭкоРегион» тема переработки ТБО была одной из приоритетных. Свои предложения внесли и липецкие специалисты и ученые. Среди них был Виктор Конев, генеральный директор ЗАО «Липецкметаллургпроект», давно и успешно работающий над проблемой утилизации твердых бытовых отходов. Сегодня его идеи, образно говоря, материализуются, вступают в стадии конкретных действий.


А началось все в прошлом году, когда Министерством образования и науки РФ был объявлен тендер на проект разработки способа получения топлива из ТБО для цементных печей. Надо сказать, что за рубежом давно и успешно замещают природный газ альтернативным топливом из отходов, в том числе из ТБО. При этом получается интереснейшая картина: при замене традиционного топлива на 30-40 процентов альтернативным себестоимость тонны цемента (около 35 долларов) снижается примерно на 20 процентов.


Поучаствовать в тендере Виктору Александровичу предложил проректор по науке ЛГТУ Игорь Володин, зная об уже имеющихся у него наработках. Была сформирована рабочая группа, подготовлена необходимая документация, представлена в Москву, и … тендер был выигран. Объем финансирования по заключенному госконтракту составил 6,75 миллиона рублей. По условиям контракта должно быть обеспечено и софинансирование (заинтересованными или дружественными предприятиями) в размере 1,5 миллиона рублей. Сразу же началась работа по по­этапной реализации проекта.


— Вначале мы подробно изучили всю информацию, имеющуюся в мире, опыт решения утилизации ТБО в цементных печах, — рассказывает Виктор Александрович. — В декабре подготовили и сдали отчет о наработках первого этапа и приступили ко второму: теоретическим и экспериментальным исследованиям. В том числе по изучению морфологического состава «хвостов» ТБО, то есть той их части, которая после сортировки направляется на захоронение. Этим, кстати, ранее никто не занимался, хотя знать состав отходов очень важно для выбора технологий дальнейшей их переработки в топливо. Исследование на мусороперерабатывающем заводе «ЭкоПром-Липецк» показали: наличие влаги составляет 40 — 43 процента, около 35 процентов приходится на полимеросодержащие отходы.


Таким образом определились два варианта утилизации отходов. Первый — получение топливного газа в результате их пиролиза, то есть термическим разложением без доступа воздуха. Второй — выработка топливных гранул. Кстати, почему речь идет об использовании отходов именно в цементных печах? Дело в том, что вредные вещества, образующиеся при сжигании определенных компонентов ТБО, в цементных печах разлагаются активной известью (окисью кальция) и атмосферу не загрязняют.


Калорийность сухого топлива, то есть гранул, которое можно получить из ТБО, примерно сопоставима с эффектом от сжигания каменного угля. Существуют зарубежные технологии его получения. Но недостаток их в том, что в таком топливе при увлажнении развиваются процессы гниения, выделяются горючие газы, что приводит к самовозгоранию.


Виктор Конев с коллегами предложили метод капсулирования подобного топлива, в результате чего гранулы, полученные в лаборатории, имеют нулевое влагонасыщение, поскольку вся масса их пропитывается полимерами. На технологической линии, разработанной ими, сырье первоначально сушится, а затем гранулируется с капсулированием органики.


— Состав ТБО многокомпонентен, — продолжает собеседник. — Есть вещества, разложение которых идет при 200 градусах Цельсия, другие — при более высоких температурах. Для отопления нашего агрегата нам важно было отыскать такой режим пиролиза, при котором мы получали бы топливный газ, продукты сжигания которого не содержали бы вредных веществ либо их количество было бы минимальным.


Мы разработали две технологии. Первая заключается в сушке ТБО и последующем низкотемпературном пиролизе для получения топливных газов. Калорийность его сопоставима с коксовым газом. Этот газ и подается, в смешении с природным, в цементную печь для сжигания. Тем самым достигается экономия природного газа, расходы которого в цементном производстве высоки. Однако такая технология хоть и возможна, но вряд ли применима. Уже сами цементные заводы дают большую экологическую нагрузку на прилегающую территорию, а если рядом размещать еще и предприятие по переработке и получению топлива из ТБО, то нагрузка, естественно, возрастет. Передавать же пиролизные газы по трубопроводам на большие расстояния также невыгодно: содержащиеся в них смолы будут оседать на стенках труб и быстро выводить их из эксплуатации.


Поэтому предлагается другой путь. Непосредственно на действующем мусороперерабатывающем заводе устанавливается линия по производству топливных гранул, которые, как уже сказано выше, капсулируются полимерными материалами. Гранулы и являются исходным топливом для сжигания в цементных печах.


Как уже говорилось выше, первый завод по производству топлива из ТБО планируют построить в России специалисты из Франции. Однако технология, разработанная липчанами, более эффективна. Экономический эффект, рассчитанный на мощности действующего завода «ЭкоПром-Липецк», при замене природного газа альтернативным топливом составит примерно 25 миллионов рублей в год. Отметим, что привычные способы захоронения отходов отнюдь не дешевы: в прошлом году в Липецке утилизировали более 23 тысяч тонн мусора, при этом на содержание полигона ушло около 7 миллионов рублей.


Каковы же дальнейшие перспективы разработки? Предполагается сформировать государственно-частное партнерство в составе ЛГТУ, заинтересованных в решении этой актуальнейшей проблемы фирм и частных предпринимателей. Уже рассматривается вопрос заключения договора о совместной деятельности университета с Липецким цементным заводом как базовым предприятием, на котором возможно дальнейшее проведение исследований. Кстати, и в России, и за рубежом при утилизации ТБО в цементных печах в качестве альтернативного топлива предприятие получает дополнительные квоты по Киотскому протоколу на выбросы углекислого газа в атмосферу и может ими торговать.


Один из агрегатов разработанной линии подходит и для использования в других целях: например, проведения пиролиза торфа, древесных отходов, обез­жиривания замасленной стружки и так далее. То есть перспективы применения его могут быть самые разные.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спорт шаговой доступности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Спорт

Повысить грамотность предпринимателей

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Экономика

Давайте работать от сердца

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Бюджетникам повысят зарплату

Сергей Кибальниченко, Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Власть

Безопасность как принцип

Лариса Пустовалова, larisa.pustowalowa@2017 // Общество

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Кто ищет, тот найдет

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх