lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
20 марта 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Правнуки Игумнова

20.03.2012 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура


Сегодня в Липецке продолжаются мастер-классы известной пианистки из Израиля, профессора Фаины Айзенберг. Она дает их местным коллегам-педагогам.


Эта женщина живет в Беэр-Шеве и называет себя внучкой Константина Игумнова. Ведь помимо кровного родства существует родство творческое. Прославленный уроженец Лебедяни по-прежнему остается примером, ориентиром, если угодно, наставником для музыкантов во всех концах света. Пусть они никогда с ним не встречались, да и не могли встретиться. «Школа Игумнова» объединяет поверх государственных границ, таможенных, языковых, религиозных и любых других барьеров. Такова уж миссия выдающихся мастеров. Они даже спустя десятилетия после физической своей смерти точно невидимые, но неуничтожимые мосты, что проложены между эпохами, поколениями, странами.


Спросите Фаину Борисовну, что заставило ее проделать неблизкий путь из Израиля в центр России. Она наверняка ответит: преклонение перед памятью Константина Николаевича. Да, она не была с ним знакома. Но у него учился ее учитель Александр Иохелес. И сейчас она сама передает секреты игумновского искусства третьему, четвертому поколению музыкантов. А кроме того, Фаина Айзенберг сумела организовать в Беэр-Шеве игумновский фестиваль. Идея эта у нее возникла во время одного из предыдущих приездов в Липецк, когда она как член жюри участвовала в Международном конкурсе пианистов, носящем имя Игумнова.


По-видимому, липецкие и лебедянские встречи произвели на нашу гостью сильное впечатление. Потом она с удовольствием рассказывала у себя дома журналисту, насколько все получилось тепло и трогательно. Особенно в Лебедяни, где ей и другим музыкантам показали дом-музей Игумнова, где проходили концерты конкурсантов-лауреатов.


Стоит, быть может, напомнить: липецкий конкурс родился, набрал силы в большой степени благодаря прямым ученикам Константина Николаевича. Прежде всего, замечательным исполнителям Науму Штаркману и Марии Гамбарян. Позднее на авторитет нашего творческого соревнования поработали другие наследники Игумнова из Москвы, ближнего зарубежья, из Франции, Израиля. Среди них были и «дети» великого мастера, и «внуки», к которым причисляет себя Фаина Айзенберг, и «правнуки». Последние, разумеется, сидели пока не в жюри, а соперничали друг с другом за фортепьяно. Кстати, в минувшем конкурсе участвовали семьдесят человек. А отобрали их из ста шестидесяти претендентов, подавших заявки. Вероятно, на будущий год конкуренция будет еще острее. Ведь это год двух юбилеев: стасорокалетия со дня рождения Игумнова и четырехсотлетия его «малой родины» — Лебедяни.


Но вернемся к празднику в Беэр-Шеве. Фаине Айзенберг, похоже, представлялось естественным, что на него будут приглашены и непременно приедут липчане. Так и было. «Правнуки» Игумнова с успехом выступили на фестивале. Среди них – лауреат двадцати четырех международных конкурсов Алексей Сычев, а также Мария Харитонова, Елена Зенина, Елена Ростовцева. Кстати, Лена Ростовцева в полном смысле слова землячка Константина Николаевича – она из Лебедяни. Нынче, правда, все они продолжают профессиональное образование в Москве. Но остаются нашими, своими, родными. Поэтому, чтобы их израильские гастроли состоялись, им материально помогли областная власть, управление культуры. Есть в регионе такая хорошая традиция: неважно, если птенцы уже вылетели из гнезда, они все равно вправе рассчитывать на поддержку земляков.


Не хочу упустить еще один штрих. Мы в России много комплексуем, не без зависти поглядывая на заграницу. Дескать, там все и всегда иначе, лучше, чем у нас. А вот Фаина Айзенберг как раз считает, что в организации дела ей и ее единомышленникам из Беэр-Шевы стоит поучиться у липчан.


— У них, — говорила она корреспонденту израильской газеты, — конкурс – настоящее культурное событие для города и пользуется всеобщим вниманием. Какие там афиши, буклеты!.. Нам до них пока далеко.


Лестная оценка. Позволим себе чуть-чуть ею погордиться. Не зазнаваясь, не задирая нос, но все же…


Итак, профессор из Израиля устроила мастер-класс для педагогов липецких школ и колледжей искусств. У нас стараются не упускать возможности подпитать наставников молодых новыми идеями и опытом. А сейчас это вдвойне актуально, поскольку в тех же школах искусств, судя по всему, грядут перемены. И, как всякие перемены, они вызывают у кого-то скептицизм, у кого-то надежду и почти у всех тревогу, а то и смятение. Речь о том, чтобы «правнукам» и «праправнукам» Константина Игумнова создать дополнительные условия, чтобы совершенствоваться, овладевать профессией музыканта.


До последнего времени школы искусств числились в России учреждениями дополнительного образования. Ну, числились и числились. Какая разница, как их не называть. Да вот беда, несколько раздраженно толковал мне один компетентный специалист в этой области, точно так же именуются и всякие кружки – вязания, кройки и шитья, выпиливания лобзиком, составления икебаны. То есть школы, в чьих стенах дети должны получать основательные знания и творческие навыки, позиционировались как нечто не слишком серьезное, не нацеленное на подготовку людей, которые, быть может, в дальнейшем сделают музыку своей профессией. Урезались программы. От детей нередко не требовали никакой работы, никаких усилий — ходят, пусть и с пропусками, на занятия, и то слава Богу. Кое-где им предлагали разучивать произведения, не предусмотренные программой, а те, что нравятся мамам и папам.


Сейчас, наконец, спохватились. Как же мы в стране, давшей миру гениальных музыкантов и композиторов, докатились до профанации! Теперь как будто признано: пора фактически вернуться к опыту советских музыкальных школ. Усложнить ту же программу. Добиться, чтобы с детьми занимались не менее тридцати процентов педагогов с высшим образованием. И так далее. Как символ таких новшеств (воистину: новое — это хорошо забытое старое) — маленькое добавление в само название школ искусств: учреждения не просто дополнительного, но еще и предпрофессионального образования. А ежели какая-то школа не дотянет до этих требований, что ж. Она может функционировать как хозрасчетная, то есть учить детей за определенную плату немножко играть на пианино, аккордеоне или гитаре...


Как заметил все тот же специалист, направление движения верное. Но есть опасения. Во-первых, трудно восстанавливать, реанимировать, возвращать то, что бездумно разрушили, растеряли. Во-вторых, найдется ли достаточно желающих учиться в обновленных школах всерьез, по-настоящему, не валяя дурака? Надо признать: профессия музыканта, даже очень одаренного, хорошие заработки и карьеру у нас редко сулит. Есть и иные подводные рифы, которые могут помешать юным Игумновым стать настоящими Игумновыми...


И тем не менее перемены необходимы. Нельзя транжирить то, что досталось нам в наследство от ушедших, уходящих мастеров. Обидно и горько будет, если правнуками Игумнова, Рихтера, Оборина будут называть себя не российские мальчики и девочки, а только их зарубежные сверстники.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зима. В байдарках, торжествуя…

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

Контрольная работа

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Шире круг, друзья!

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет

Весомая альтернатива

Николай Рощупкин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье



  Вверх