lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
13 марта 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

О новых стандартах, человеческом факторе и мертвых душах

13.03.2012 "Молодежный вестник". Андрей Панин
// Образование

Еще совсем недавно вся страна обсуждала стандарты второго поколения для общеобразовательной школы. Телевизионные каналы то и дело приглашали в свои студии их разработчиков и представителей общественности, чтобы прийти, наконец, к общему мнению по поводу того, какие предметы и в каком объеме должны изучать наши дети. Примерно в то же время разрабатывался и проект нового закона, касающегося профессионального обучения. Но его обсуждали только специалисты. Замечаний было столько, что его не стали принимать в составе старой Думы.


ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ


В проекте закона предлагается закрыть все профессиональные училища и поручить подготовку рабочих кадров техникумам и институтам, где привыкли работать с молодежью более высокого уровня подготовки.


– Даже если обеспечить соответствующую материальную базу, проблем здесь не избежать, – считает директор профессионального лицея № 9 г. Данкова Андрей Толочанов.


НПО в первую очередь выполняет наиважнейшую социальную функцию. В эту систему приходят учиться ребята, которым больше некуда идти и не на что учиться. Таких у нас шестьдесят-семьдесят процентов. Детей с такими проблемами надо как следует обучить, вырастить из них действительно высококвалифицированных рабочих. И куда же идти этим парням и девчонкам, если мы закроем ПУ?


По проекту закона, касающегося начального профессионального образования, от различных заинтересованных ведомств поступило свыше двух тысяч предложений, – продолжает Андрей Алексеевич. – Ни в одном из них нет поддержки идеи ликвидации учреждений начального профессионального образования. Против этого и союз ректоров, который, казалось бы, должен выиграть от наплыва абитуриентов, за которыми придут деньги. Только это неминуемо приведет к снижению престижа высшего образования, а оно и так переживает сегодня не лучшие времена. Каждый должен заниматься своим делом.


ПРЕСЛОВУТЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР


Лицеи и ресурсные центры предполагается оставить, но почти все они расположены в Липецке. В селах – только училища. Те, кого семья «потянет», обеспечив учебу в областном центре, скорее всего, не захотят вернуться в село. А какова участь тех, кто в нем останется без образования, профессии и работы?


На базе закрытых училищ предлагается сделать учебно-курсовые комбинаты, где будут проводить профессиональную трехмесячную подготовку. В результате дети, в основном сельские, не получат среднего образования.


Подобные изменения таят еще одну опасность. Где гарантия, что кого-то из ребят, не сумевших показать ожидаемый уровень знаний, попросту не отчислят? Что греха таить, преподаватели техникумов и институтов привыкли к несколько иной аудитории.


ЕСТЬ ПРИМЕР


Именно человеческий фактор учитывали в ПЛ № 28, когда решились на изменение статуса. В 2008 году здесь открылся Липецкий техникум сервиса и дизайна с двумя уровнями обучения – начальным профессиональным и среднеспециальным.


– К необходимости открыть техникум по профессиям бытового профиля нас подвела сама жизнь, – утверждает заместитель директора по учебно-методической работе Елена Галкина. – Нашим выпускникам приходилось выезжать в другие регионы, для того чтобы повысить уровень образования по профессиям. Область теряла молодые кадры.


В 2004 году мы обратились в управление образования и науки администрации Липецкой области с просьбой разрешить открыть на нашей базе среднеспециальный уровень подготовки специалистов и получили поддержку. Такой опыт имели наши коллеги в Курске и Москве. Мы заключили с ними договора о сотрудничестве. Наши преподаватели ездили на курсы повышения квалификации в Москву и Санкт-Петербург. Обновили материальную базу, много работали с документацией.


Сегодня в ЛТСиД можно получить три профессии и пять специальностей. Здесь учатся группы по системам как начального профессионального, так и среднеспециального уровня. И, конечно, существует преемственность: после получения НПО можно продолжить образование по сокращенной программе по среднеспециальному уровню. Большой плюс в том, что эти студенты с первого курса обучения имеют хорошую производственную практику.


Примерно четыре года назад появилась идея объединить ПЛ № 10 и Липецкий металлургический колледж. И для этого, казалось бы, есть все предпосылки: оба учебных заведения готовят кадры для НЛМК. И колледж, и лицей стали победителями нацпроекта «Образование» и получили возможность значительно улучшить материальную базу. Но в случае объединения здесь, пожалуй, не удастся обеспечить непрерывность образования, потому что профессии в лицее и специальности в колледже не совпадают.


НЕ ВПИСАЛИСЬ


Если проект закона о профессиональном образовании все еще обсуждается, то новые государственные стандарты (ФГОС) для профессиональной школы уже приняты, и по ним учатся с сентября 2011 года. Это тоже довольно любопытный документ, потому что значительно отличается от предыдущего. В изумление приводит уже то, что в новых стандартах обозначены лишь профессиональные компетенции, а каким способом их достичь, неизвестно. Это означает, что в каждом учебном заведении должны самостоятельно разработать программы подготовки будущих специалистов. И как следствие – отсутствие возможности перейти из одного училища в другое даже в своем регионе.


Кроме того, в этом документе нет ни слова о том, где и как должны получать профессию выпускники коррекционных школ и интернатов. Вероятно, в министерстве посчитали, что таких детей у нас не существует. Но их нельзя превратить в мертвые души одним росчерком пера.


Традиционно их учили на плотников и отделочников в липецком ПУ № 26.


– По новым стандартам у нас на первом курсе профессии не обучают вообще, – рассказывает заместитель директора по учебно-производственной работе ПУ № 26 Наталья Грязева. – И теперь ребята ходят заниматься к нам только два с половиной года, а не три. Сократили преддипломную производственную практику. Нет и федерального нормативного документа по поводу итоговой аттестации, а раньше выпускники защищали дипломные проекты.


Сегодня у нас учатся сто тридцать шесть сирот. Только этот факт говорит о том, что основная функция профессионального училища – социальная, – подчеркивает Наталья Юрьевна. – К нам приходят в основном сироты, дети из малообеспеченных семей и выпускники коррекционных школ. О последних нет ни слова в новых стандартах. Во многих регионах таких детей учат до двенадцатого класса. Им преподается предмет «Трудовая дисциплина», в рамках которого дети получают основы профессиональных навыков. В Липецкой области дети с диагнозом учатся только до девятого класса. Для поступающих к нам мы адаптировали имеющиеся программы, потому что на федеральном уровне их просто нет. В этом году управление образования разрешило принять выпускников коррекционных школ, а это пятьдесят человек, что будет в следующем, неизвестно. Теперь даже учебные планы подписаны только на один год.


Конечно, лишь часть выпускников таких групп трудоустраивается. В этом вопросе многое зависит от работодателя. Но уже то хорошо, что эти дети еще два года проводят в коллективе сверстников, принимают участие в мероприятиях и акциях, а значит, ощущают себя полноценными гражданами общества. Если лишить их возможности учиться в училище, они с пятнадцати лет будут вынуждены сидеть дома.


– С диагнозом, поставленным медиками, не поспоришь, – подключается к разговору заместитель директора по учебной работе Марина Насонова. – Но на территории области существует большое количество реабилитационных центров, в которых активно помогают такой молодежи. Получив у нас трудовые навыки, ребята могут работать на комбинатах для инвалидов. Девушки – маляры и штукатуры – почти всегда трудоустраиваются, потому что в состоянии выполнить определенный фронт отделочных работ. Благодаря полученному умению работать валиком и мастерком они смогут себя прокормить.


И СНОВА О ДЕТЯХ


Может, кто-то и не знает, что теперь у нас есть дети, которые в силу разных причин не могут закончить девятилетку. На самом деле, конечно, причина одна – нездоровое общество. Родители либо пьют и бьют, либо заняты только собой и зарабатыванием денег. Во всех случаях ребенок остается без присмотра и контроля и начинает самостоятельно решать свои проблемы. Школа – первая из них. Все просто: прогуливание уроков становится привычкой, не пугает возможность остаться на второй год. Взрослые – в шоке, ребенок – на улице.


Ежегодно в 26-е училище учиться на строителей приходило по шестьдесят таких детей. Здесь они получали профессию, общеобразовательные предметы изучали в вечерней школе. По словам директора Юрия Грязева, девяносто процентов из них становились хорошими рабочими. Такие дети, как вы понимаете, не укладываются в рамки ни одних образовательных стандартов, а уж новых и подавно. Понятно, что и финансирование их обучения по этой причине не предусмотрено. Поэтому в прошлом году Юрию Ивановичу предложили принять их в училище на коммерческой основе. Удалось набрать группу из шестнадцати человек. Где остальные сорок с лишним?


– При всех недостатках большинство этих детей с удовольствием осваивает профессию, – утверждает Марина Александровна. – Два раза в неделю они ходят в вечернюю школу и заканчивают девятый класс. Четыре раза в неделю обучаются профессии. Если даже завтра материальное состояние семьи не позволит нашему выпускнику учиться где-нибудь еще, он устроится на работу подсобным рабочим, подрядчиком. Это потом, после армии, приходит мысль о том, что образования как такового нет. Но взрослый человек в состоянии решить, нужно ли оно ему.


Предлагают закрыть училища и лишить детей возможности выбирать. Почему в общем образовании есть ступени (начальная школа, среднее звено, старшие классы), а в профессиональном их быть не должно? Ведь не все идут в училища после девятого класса только потому, что плохо соображают, или из-за неблагополучия в семье. Кто-то прекрасно понимает, что на данный момент нет смысла терять время и лучше после ГИА уйти в училище и пройти итоговую аттестацию в рамках профессионального учебного заведения, а после решить, нужен институт или нет.


Между прочим, в разряд недоученных детей входят теперь и те, кто не сдал ЕГЭ. В новых стандартах прописано два уровня образования: основное (общее) и полное. Не сдавших ЕГЭ выпускают из школы со справкой, и, значит, они в стандарты не укладываются.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


За разъяснением ситуации «МВ» обратился к заместителю начальника управления образования и науки администрации Липецкой области Сергею Косареву.


– С 1 сентября 2011 года все учреждения начального профессионального образования осуществляют подготовку по основным образовательным программам начального профессионального образования в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), – подчеркнул Сергей Николаевич. – В соответствии с порядком приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 15 января 2009 г. № 3, прием в образовательные учреждения для обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее или среднее (полное) общее образование.


Выпускники, получившие образование в рамках коррекционных образовательных программ, могут пройти в учреждениях начального профессионального образования профессиональную подготовку, которая осуществляется в соответствии с образовательными программами, разработанными образовательными учреждениями.


В области планомерно осуществляется оптимизация сети учреждений профессионального образования. Массового закрытия учреждений начального профессионального образования не планируется.


Профессиональная подготовка будет осуществляться учреждениями начального и среднего профессионального образования в соответствии с имеющимися разрешениями (лицензиями).

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх