lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 марта 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Посмотрим, кто пришел

06.03.2012 "Липецкая газета". И. Неверов
// Культура

Их называют начинающими. Как будто бы так оно и есть. Четыре девушки, двое юношей. Студенты худграфа нашего педуниверситета. Первая большая экспозиция в настоящем выставочном зале — Центре изобразительных искусств. Три десятка картин, акварелей, арт-объектов из дерева, железа и стекла, объединенных девизом — «Белое».


Они стояли в рядок, стеснительно улыбались или хмурились (наверное, для солидности). Когда их попросили что-нибудь сказать перед открытием вернисажа, переглянулись: «Говори ты». — «Нет, лучше ты». В общем, начинающие. Правда, мне вспоминается лукавая эпиграмма Маршака — пусть не о художниках, а о поэтах, но это ведь ничего не меняет:


Мой друг, зачем о молодости лет


Ты объявляешь публикечитающей?


Тот, кто еще не начал,не поэт,


А кто уж начал, тот не начинающий.


Впрочем, сами себя они в начинающих явно не числят. Молодые — да, безусловно. Но начинали-то ребята давным-давно. Они вникали в секреты рисунка, композиции, цвета, света, похоже, задолго до того, как научились выводить буквы в тетрадках. Лет в пять этих мальчиков и девочек привели в художественную школу в студию талантливой Ольги Буевой. Рядом с ними у мольбертов стояли многие их сверстники. Но именно они с недетским упорством овладевали ремеслом, умудрившись при этом не растерять детской свежести, свободы, доверчивой ясности взгляда. Так что нынче за плечами наших «начинающих» полтора десятка лет трудов, открытий, каждодневных уроков пристального всматривания в самые обычные вещи, которые вдруг оказываются неведомыми и таинственными. И чтобы разгадать эти тайны, надо вновь и вновь терпеливо воспроизводить каждый предмет на бумаге или холсте.


Нет, они не вчера узнали, что красиво не то, что красиво, а то, что будит чувство, фантазию, жажду творить и преображать увиденное. Поэтому, к примеру, Маргарита Маслова, не смущаясь, рисует игрушечного плюшевого мишку, а Александра Рябова — ванную или обыкновенную... батарею.


Это они внешне такие тихие да скромные. На самом деле и Александра, и Маргарита, и Анастасия Почуева, и Станислава Гончарова, и Павел Зуданов, и Федосей Туник — народ дерзкий, амбициозный. Их выставка способна озадачить, поразить, а то и вызвать зависть у иных коллег поопытнее и поосторожнее.


Как они придумали свой проект «Белое»? Ну, конечно, не обошлось без влияния крупных мастеров авангарда — благо, что в последние десятилетия с произведениями Древина, Андрея Васнецова или Петра Дика они могли познакомиться не только в московских галереях, но и в Липецке. Не исключено, что кто-нибудь из ребят слышал: когда-то Андрей Тарковский собирался назвать свой знаменитый фильм «Зеркало» — «Белый-белый день». Он отталкивался от строчек Тарковского-старшего:


Камень лежит у жасмина.


Под этим камнем клад.


Отец стоит на дорожке.


Белый-белый день.


И для сына-режиссера, и для отца-поэта белое — эмоциональная доминанта счастья, воплощенная в свете и цвете гармония, оставшаяся где-то там, в детстве, отрочестве, но не забытая и по-прежнему навсегда манящая.


Во всяком случае, работы, сделанные студентами, при всем их экспериментаторском пафосе, опираются на многослойную культурную традицию. Белое — начало начал. Белое — знак той живой, светящейся пустоты, что на Востоке считается стимулом к творчеству. Белое — незаполненное пространство, которое жаждет, чтобы его заполнили. К тому же белое в действительности вовсе не белое, поскольку насыщено едва уловимыми, тончайшими, дразнящими цветовыми переходами.


Вам это кажется шаманством, формальными упражнениями, претенциозной игрой? Но разве бывает искусство без волшебства, без загадочности, невыразимой с помощью обыденной речи? Это в равной степени касается и век за веком разгадываемых, но так и не разгаданных тайн «Моны Лизы», и «Черного квадрата» Малевича, и вот этих уверенных проб молодых да ранних художников.


Такое впечатление, что на презентации больше, чем авторы, волновались их учителя. Это чувствовалось в напутствии мудрого педагога Виктора Пичугина: он, похоже, сам не ожидал такой смелости и резвости от своих питомцев. А как тревожно и радостно предвкушала зрительские реакции та, чьи энтузиазм, вкус, опыт, редкое чутье на таланты позволили реализовать столь неожиданное начинание! Я имею в виду искусствоведа, галериста, руководителя Центра изобразительных искусств Татьяну Нечаеву. Ей не впервой показывать землякам сложную, непривычную живопись, графику, скульптуру. Но одно дело, если это произведения московских знаменитостей или признанных липецких мастеров, допустим, Виктора Сорокина и Евгения Сальникова. И совсем другое, когда даешь «добро» молодым, никому пока не известным. Татьяна Ивановна рискнула. И выиграла.


…А их первого наставника Ольги Буевой на церемонии открытия не было. В тот самый день и час она вела очередное занятие в своей студии. По расписанию. И не сочла себя вправе ничего отменять. В конце концов, педагог живет надеждой, что и среди новых питомцев будут не менее одаренные, чем те, кого он уже поставил на крыло.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 23 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +28 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спартакиада в честь героев

Иван Афанасов
// Общество

Чтобы новоселье состоялось

Нина Вострикова
// Власть

С боями по волнам Истории

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Кооперативный рассвет (ФОТО)

Ольга Головина // Экономика

«Мы всегда одни из первых на выставке...»

Александр Хаустов // Сельское хозяйство

Приехал и поел! (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество

А осенью поедем с ветерком…

Николай Рощупкин // Общество



  Вверх