lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
5 марта 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

АРТ в мАРТе

05.03.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский
// Культура
Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото), Павел ОСТРЯКОВ (фото), Денис НЕЧАЕВ (фото)
Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото), Павел ОСТРЯКОВ (фото), Денис НЕЧАЕВ (фото)Князь Андрей очень напоминает Вячеслава Тихонова (Андрей Николаев)Иллюстрация Леонида Пастернака
Молодые художники и их белый велосипед

Жил бы я, скажем, в сердце Америки, и  работал бы в каком-нибудь журнале типа «Нью-Йоркская газета: итоги недели», – ох, и доставалось бы мне. С ног бы сбился, посещая вернисажей пятьдесят в неделю. Но я живу в Липецке и могу расслабиться: за прошедшие семь дней довелось побывать «всего лишь» на пяти мероприятиях, имеющих отношение к художественной жизни нашего города.


Галереи не перестают радовать нас интересными проектами. Насладиться  искусством есть где – выбирай по вкусу. Поэтому всё чаще на страницах «Итогов недели» появляются вот такие сборные обзоры – освещать каждое событие в отдельности просто не хватило бы места. Начнём в обратной хронологической последовательности. 


3 марта 2012 года в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства открылась передвижная экспозиция «Традиционные куклы и игрушки Японии» – об этой выставке и истории национальной игрушки страны Восходящего солнца читайте в материале «Кукла с секретом». Днём ранее – в пятницу – Липецкая областная картинная галерея презентовала общественности своё новое подразделение – отдел современной скульптуры. 


Современная скульптура на Арктической улице


– Чтобы творить качественно, скульптору нужна большая мастерская, – рассуждает, растягивая «а» в слове «большая», Юрий Дмитриевич Гришко – народный художник, академик, почётный гражданин города Липецка.


Рассуждениям самый титулованный скульптор области предаётся, сидя с чашкой чая у окна во внушительных размеров студии с высокими потолками, где он ваяет свои произведения вот уже тридцать с лишним лет. И всё, что накопилось под этой крышей – более двухсот пятидесяти работ, – Гришко торжественно передаёт вместе с помещением в распоряжение областной картинной галереи. Мастерская Юрия Дмитриевича переходит в новое качество: теперь её официальное название – отдел современной скульптуры. Событие, прямо скажем, грандиозное. С инициативой выступил сам Гришко.


– Хочу, чтобы постройку реконструировали и открыли сюда доступ всем желающим, – с улыбкой признаётся мастер. – Чтобы запустить сюда людей, многое необходимо переделать, оборудовать помещение соответственным образом. Сделать удобный подъезд, парковку, парадный вход, гардеробную, уборную, в конце концов. Конечно, на полноценный музей мастерская не тянет, – метраж не тот. Но, с другой стороны, здесь не так уж и мало работ. 


Юрий Дмитриевич начинает показывать, где, по его прикидкам, должно располагаться хранилище, где будет лестница для гостей, где разместится экспозиция. Скульптор вспоминает, как в конце 70-х он переделывал под мастерскую… бывшую котельную. Сейчас и не скажешь, что когда-то тут всё было черным-черно от копоти. У Юрия Дмитриевича всё аккуратно, чисто и – на своём месте. Много лет он потратил, чтобы превратить котельную в то, чем она стала теперь. Но, по мнению хозяина, пора опять браться за переделку. На самом деле, проект реконструкции уже разработан, причём одним из лучших архитекторов, старинным товарищем Гришко – Владимиром Сергеевичем Дмитриевым и его семьёй. Проект назвали «Музей современной скульптуры». 


– Будет ли здесь полноценный музей или нет, – задаёт вопрос хозяин мастерской. И сам же на него отвечает, – зависит от многих факторов. Здесь много подводных камней, связанных с формальными и юридическими вопросами. Ну, и финансирование, конечно. Тем не менее, такое учреждение могло бы стать для области настоящей гордостью, небольшой жемчужиной для города, ведь полноценного, настоящего музея современной скульптуры в России, насколько мне известно, нет. Пока мы немного забегаем вперёд, но уже сейчас я передаю всё нажитое области и хочется, чтобы сюда приходили дети, студенты художественно-графических факультетов, гости Липецка. Тогда мои работы, как бы высокопарно это ни прозвучало, смогли бы прожить подольше.


Что ж, поздравляем Юрия Дмитриевича с новым назначением – ведь он теперь возглавляет отдел современной скульптуры Липецкой областной картинной галереи! И, конечно, желаем ему и всем нам, чтобы всё задуманное относительно преображения мастерской в музей реализовалось!


«Война и мир» в картинках


В прошедшую среду в Липецкой областной картинной галерее открылась уникальная выставка, приуроченная к празднованию 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. 


Как нельзя лучше события той эпохи призвана отобразить коллекция иллюстраций к величайшему роману «Война и мир» из собрания Государственного музея Льва Николаевича Толстого. 


Это учреждение заочно довольно хорошо знакомо липчанам: директор музея Виталий Борисович Ремизов неоднократно посещал наш город. Несколько раз он становился и гостем «Итогов недели», когда приезжал на ежегодный театральный фестиваль в наш академический театр. Сейчас же вместо Виталия Борисовича в Липецк пожаловали около семидесяти графических листов-иллюстраций, созданных русскими художниками в XIX-XX веках. 


Экспозицию начали формировать около года назад, в неё вошли работы наиболее известных и авторитетных иллюстраторов толстовской прозы. Выставка сразу же вызвала живейший интерес во многих музеях. Так, совсем скоро проект «Роман «Война и мир» глазами русских художников» увидят – что символично – во Франции.


– Лев Толстой очень хотел видеть «Войну и мир» иллюстрированной книгой, – рассказывает Анна Георгиевна Колесникова – заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея Льва Николаевича Толстого. – Писатель часто обсуждал с художниками, как должны быть изображены персонажи и вносил свою корректуру. Больше всего комментариев «доставалось» выдающемуся мастеру книжной графики Михаилу Башилову, который был дальним родственником жены Толстого. Он – единственный автор иллюстраций к «Войне и миру», чьи работы были одобрены непосредственно Львом Николаевичем, поскольку создавались под его прямым руководством. 


Образы  Башилова стали признанным эталоном среди всех последующих иллюстраторов. Произведения художника – это галерея ярких толстовских типажей: они полны юмора, а порой в изображении героев проступают и сатирические черты. Точно и тонко, лёгкими верными штрихами воссоздаёт художник обстановку, в которой происходит действие романа, – самое ценное в серии башиловских иллюстраций.


Как рассказала Анна Георгиевна, замечательной особенностью представленной экспозиции является преемственность авторов. Жившие в разное время, они вдохновлялись изысканиями предшественников и создавали на этой основе уже что-то своё, дополняя и развивая образы, отыскивая в романе ещё не проиллюстрированные места… 


Так, акварели Леонида Пастернака (1862-1945) нравились Толстому тем, что в них художник не стремился концентрироваться на сюжете романа, предпочитая заострять внимание на психологическом настроении героев. Замечательны и глубоки иллюстрации к роману «Война и мир», исполненные «классиками» советской графики Диментием Шмариновым (1907-1999) и Константином Рудаковым (1891-1949). Особое проникновение в образы великого классика, их тонкое чувствование ставят эти иллюстрации в ряд лучших творений отечественного изобразительного искусства.


Особого внимания заслуживают рисунки, выполненные Надей Рушевой, одарённой художницей, прожившей всего семнадцать лет (1952-1969). Свои работы она всегда рисовала набело и никогда не пользовалась ластиком. Девушка была одержима романом и оставила внушительное наследие – более пятисот графических листов невыразимой тонкости пера и деликатности, эмоциональной остроты в изображении персонажей. Примечательно, что Надя – единственная из представленных на выставке авторов, кто ни разу не видел рисунков «отца-иллюстратора» Михаила Башилова.


А вот нашему современнику Андрею Николаеву не довелось пожить в век Толстого. Однако он чаще других обращается к сюжету романа «Война и мир». Все его работы – плод долголетнего изучения бессмертной эпопеи, что видно по датам создания иллюстраций. Часто разница составляет десять и более лет. Прежде, чем нанести сюжет на бумагу, художник лепит персонажей из пластилина. Что характерно, чем больше художник углублялся в текст с течением лет, тем аскетичнее становились его изображения, отсекавшие всё лишнее и несущественное, оставляя лишь самую суть. Николаев, по заверениям Колесниковой, «знает «Войну и мир» наизусть» и до сих пор, будучи в весьма преклонном возрасте (в этом году ему исполняется девяносто лет), продолжает художественные изыскания, пополняя всё новыми иллюстрациями коллекцию музея.


– Эта выставка – исполнение мечты Льва Николаевича, – подытоживает Анна Колесникова. – И мы имеем возможность прикоснуться к воплощению этой мечты.


Молодёжь в белом


В самом конце зимы, когда белый снег превратился в грязно-белый, последним напоминанием о его ослепительной чистоте стал проект под названием «Белое». 


Выставку в Центре изобразительных искусств представила группа молодых художников. Для Станиславы Гончаровой, Павла Зуданова, Маргариты Масловой, Анастасии Почуевой, Александры Рябовой и Федосея Туника эта экспозиция стала дебютной коллективной работой и первой по-настоящему большой выставкой.


Сразу возникает вопрос: как студентам третьего-четвёртого курсов липецкого худграфа удалось пробиться в тщательно оберегаемую и пестуемую Татьяной Ивановной Нечаевой обитель высокого искусства, куда обычно допускают избранных? Первое слово – ей самой.


– Дело в том, что этих ребят я знаю с детского возраста, – рассказывает директор Центра и куратор выставки Татьяна Нечаева. – Они не раз становились лауреатами всевозможных конкурсов, всегда были на виду. Объединяет наших сегодняшних героев то обстоятельство, что их преподавателем была Ольга Сергеевна Буева. Ей удалось сформировать у своих подопечных хороший вкус и приобщить их к достойным идеалам. Поэтому можно даже проследить некую преемственность между старшими липецкими художниками и молодым поколением. Хотя уже сейчас у каждого начинает прослеживаться индивидуальный почерк. В общем, эти шестеро прошли хорошую школу. И теперь всё, что им необходимо, – совершенствоваться, много работать. 


Ко мне как-то пришёл Павел Зуданов и рассказал о зарождающемся творческом объединении молодых художников, показал картины, изложил концепцию. Всё показалось чрезвычайно симпатичным, да и у Паши так горели глаза, что не пойти навстречу было просто невозможно. Мне понравилась и сама выставка, и её идея. Воодушевляет ориентированность участников на живописно-пластические основы и ценности искусства. Радует их творческое горение и желание объединиться ради сохранения этих ценностей. Белый – это чистота. Как раз эту мысль молодые мастера хотят донести и через работы, и через эссе, которым они сопровождают экспозицию.


В проекте «Белое» представлены станковые живопись и графика, объёмные арт-объекты. Как заметила Татьяна Ивановна, создатели транслируют через свои работы довольно интересную концепцию. Они говорят о белом цвете как о чём-то возвышенном… а высота всегда подразумевает свободу. И потому белый цвет – ещё и свободный или, скорее, освобождённый. Освобождённый от суеты и излишеств, рождения и распада. Освобождение от предубеждений и предрассудков даёт безграничную свободу в отношениях. Отношение к искусству, с искусством. Отношение с цветом. Отношение к современности. Отношения искусства и современности. Современности к нам самим. Белое – не «чистый лист», а отражение. Отражение наших отношений с современным миром – шатким, разноплановым. 


Вот такой диалог ведёт со зрителем пространство экспозиции – светлый и большой зал Центра изобразительных искусств. Беседа эта ни к чему не принуждает, а лишь носит оттенок чистоты и свежести, граничащих с наивностью. 


– Мы приглашаем современников сделать собственный «первый шаг», – заявляют молодые мастера, – и пережить вместе с нами неповторимый опыт белого. Тут не просто картины в светлых тонах, ведь каждый из нас воспринял и реализовал поставленную задачу по-своему. Таким образом мы намекаем ещё и на разность, неоднозначность, ассоциативность восприятия. 


Несмотря на то, что выставка была дебютной для новообразованного коллектива, масштаб сразу был задан солидный – это выражалось, в частности, и в размерах полотен. Думается, что неосознанно ребята хотели продемонстрировать глобальность и серьёзность своих творческих притязаний, заявить своё «я». И это прекрасно! Ведь мы имеем дело с искусством молодых, нам придётся с ними считаться в самом недалёком будущем. Что особенно приятно, это искусство молодых для молодых. Именно оно сможет привлечь в залы галерей, оккупированных заслуженными и народными художниками и их почтенными поклонниками, новых посетителей – молодых посетителей. Что не может не радовать.


Некоторые факты об артефактах


Последняя экспозиция, о которой пойдёт речь в сегодняшнем обзоре, называется «Артефакт». Узнать, каким видели мир самые обычные европейские живописцы конца XIX – начала XX веков, предлагает зрителям галерея «Искусство», за которой в нашем журнале уже давно и безраздельно утвердился эпитет «уютная». 


Гостеприимная хозяйка галереи Ольга Назарова продолжает свои изыскания в области винтажа. Под винтажом в данном случае мы подразумеваем видавшие виды предметы мебели, элементы бытового обихода «с историей», старые открытки, книги, убранства, сундуки, скатерти, блюдца и связанное со всем этим лёгкое ностальгическое настроение. Подчеркнём, что винтаж – не то же самое, что антиквариат. Скорее, напоминание о прошлом: забытые, использованные и брошенные временем вещи. Таковых – с годами – в «Искусстве» стало накапливаться всё больше, и теперь сама галерея напоминает небольшую квартиру начала прошлого столетия, где можно попить чаю из старинного фарфорового сервиза за круглым столом с резными ножками, сидя на старомодном диване с потрескавшейся кожаной обивкой. 


Пополнение в коллекции Ольги Назаровой – небольшое собрание живописи, прибывшее в Липецк из Волгоградской области. Порядка сорока работ, созданных безвестными европейскими художниками, отражают пласт культуры приблизительно столетней давности. Они – артефакты, то есть свидетельства того давнего и далёкого образа жизни и в большей степени представляют собой явление культуры нежели произведения высокого искусства. Небольшие по формату, написанные на холсте, картоне, дереве – эти работы не претендуют на особую художественную ценность, но при этом каждая из них – артефакт своей эпохи. В коллекции встречаются копии известных полотен, чаще пейзажи (например, вольное подражание художникам барбизонской школы живописи), а также жанровые композиции и натюрморты.


В XIX веке помимо профессиональной живописи в европейской художественной культуре существовала устойчивая традиция любительских занятий музыкой, живописью и другими видами искусства. Творцами живописных произведений были люди, не являющиеся профессиональными художниками, но испытывающие неподдельный интерес к живописи. Работы, как правило, оставались там, где были написаны, красовались в интерьерах особняков и квартир средних буржуа. Картины служили элементом домашнего декора, где организованность, порядок, разумность не исключали существование эстетических акцентов.


При всём том, глядя на эти изображения, которых не касалась кисть именитых мастеров прошлого, ловишь себя на мысли: а где сейчас все те неказистые картинки, которыми украшала своё жилище моя бабушка? Стоят, пылятся где-нибудь в кладовке, а между тем, никто и никогда уже ничего подобного не создаст. Выставка «Артефакт» – отличное напоминание, символ минувших дней. Представьте: в вашем доме много-много лет, доставшаяся ещё от далёких предков скромно висит потускневшая рамка, а в ней – живописный отзвук канувших в Лету времён. И не важно, насколько виртуозно положены краски на холст или древесину. Вы только представьте – над этим трудился человек, живший сто, а то и больше лет назад! Оказавшись среди целой россыпи таких работ на выставке-продаже в галерее «Искусство», поневоле начинаешь любоваться этой неуловимой ушедшей красотой. Флёром времени, которого уже никогда не вернуть. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх