lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 февраля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Экономика 

Нюансы ценообразования, или Кто накручивает розницу

27.02.2012 "ЛГ:итоги недели". Виктор Страхов
// Экономика
Николай КиреевНаталья СвиридоваОльга ХромоваСтанислав ДроздецкийГеннадий Травин

Пределы регулирования цен на наиболее востребованные товары и сохранение баланса интересов в цепочке «производитель–продавец–покупатель» стали темой очередной беседы за «круглым столом», прошедшей в гостелерадиокомпании «Липецк».


Среди специалистов, приглашённых в студию заместителем директора, начальником службы информационных программ ТВ ГТРК «Липецк» Натальей Свиридовой, были начальник управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Николай Киреев, начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Ольга Хромова, заместитель начальника управления сельского хозяйства Геннадий Травин и президент некоммерческого партнёрства содействия и помощи заготовителям и переработчикам сельхозпродукции Станислав Дроздецкий. Участники дискуссии детально обсудили итоги недавнего съезда аграриев. На нём, в частности, речь шла о том, как сделать цены на все товары «экономически обоснованными», а саму систему ценообразования – прозрачной.


Наталья Свиридова: – Напомню, выступая на съезде, Председатель Правительства России Владимир Путин отметил, что «путь от производителя до потребителя должен быть максимально коротким. Мясо, молоко, овощи должны продаваться по доступным ценам». Премьер дал прямое поручение федеральным и региональным властям жёстко контролировать процесс ценообразования на социально значимые продукты питания.


Николай Киреев: – С ростом цен не просто можно, а необходимо бороться. К этому нас обязывает и постановление правительства. Им определена социально значимая группа товаров из 24 наименований, стоимость которых мы постоянно контролируем. Кроме того, должен сказать, что вопреки всеобщему убеждению цены далеко не всегда растут. В минувшем году 11 наименований товаров из упомянутых уже 24 стали дешевле. Цены снизились на рис и картофель, на лук и чеснок, на яблоки и сахар… И я говорю не о сезонных снижениях. Невысокими цены оставались в течение всего года.


Наталья Свиридова: – После съезда прозвучало предложение сделать открытой так называемую первую цену от производителя, что позволило бы легко выяснить, где, на какой стадии и кто накручивает розницу. На практике это предложение реализовано?


Николай Киреев: – Всеми цифрами мы располагаем, и как только видим, что ситуация у нас выходит из-под контроля, начинаем проверки. Идём в торговые сети, с которыми у нас есть договорённость о максимальной торговой надбавке в 10 процентов. Смотрим, откуда поступила продукция… В конечном итоге проходим всю цепочку и выясняем, почему, например, куриное мясо в прошлом году у нас было дороже, чем в соседних регионах.


Наталья Свиридова: – И почему же?


Николай Киреев: – По единственной причине. На пути от поставщика к покупателю обосновались два посредника. Проблему мы обсудили с «Куриным царством» и торговым домом Петелина и вывели их напрямую на сетевые магазины, что немедленно сказалось и на ценах. Хотя в последнее время нет особой нужды и в переговорах. Мощным регулятором становится конкуренция. Количество торговых точек и продавцов в регионе растёт, и это тоже влияет на цены.


Наталья Свиридова: – Часто звучат жалобы на то, что в сетевых магазинах прямо в проходах стоят упаковки с соками, крупами, моющими средствами, алкоголем. Это вообще допустимо?


Ольга Хромова: – Это прямое нарушение правил торговли. Предпродажная подготовка, то есть освобождение товаров от тары, от упаковочного материала, обязательна. В 2011 году такого рода факты стали основанием для возбуждения 74-х дел об административных правонарушениях. Виновные были привлечены к ответственности. Конечно, не только за неправильное хранение товаров, но и в первую очередь за реализацию некачественных продуктов, особенно алкогольной продукции. В ходе проверок, которые были проведены нашей службой в 2011 году, различного рода нарушения выявлены почти в половине торговых предприятий. При этом количество забракованной алкогольной продукции выросло более чем вдвое.


Наталья Свиридова: – Какую ответственность несут нарушители?


Ольга Хромова: – Перечень статей, которые мы применяем, достаточно широк. В общей сложности в 2011 году сумма взысканий превысила 420 тысяч рублей.


Николай Киреев: – Перед супер- и гипермаркетами мы ставим абсолютно чёткую задачу: некачественная продукция должна уйти с территории региона. Кроме того, на одной из недавних встреч мы напомнили ритейлерам об обязанности освобождать проходы. В противном случае торговые точки легко могут лишиться лицензий. И об этом могут позаботиться самые разные службы. В том числе и пожарные, которые после нашумевших ЧП с жертвами предельно жёстко реагируют на нарушения требований безопасности.


Наталья Свиридова: – И всё-таки вопрос о том, как складывались и складываются отношения с сетевыми магазинами, остаётся. Существует даже стойкое убеждение, что на территорию области они пришли со своими правилами, которые навязывают сегодня и властям, и контрагентам. Что вы можете сказать по этому поводу?


Николай Киреев: – В 2010 году, когда я пришёл работать в управление, вопросы действительно ставились достаточно остро. Но они в основном были сняты, после того как мы объяснили партнёрам, что есть федеральные законы, которые обязательны как для нас, чиновников, так и для них. Хотя, разумеется, и мы, и они заинтересованы в том, чтобы люди получали услуги в полном объёме и с высоким качеством.


Наталья Свиридова: – Не секрет, что липчанам хотелось бы видеть в липецких супермаркетах как можно больше товаров местных производителей. Но, похоже, это всё-таки остаётся проблемой. Как быть? Почему нашим товаропроизводителям закрыт доступ в сетевые магазины?


Геннадий Травин: – Сетевики готовы нашу продукцию принять. Вопрос в другом. В том, что производители не готовы поставить товары, которые соответствовали бы достаточно высоким стандартам, установленным сетевыми магазинами. И речь не о их качестве – оно сомнений как раз не вызывает. А вот качество упаковки… Мы потому и создаём кооперативы, чтобы начать, наконец, переработку продукции. Ту же капусту мало вырастить, надо довести её до прилавка. К тому же в сетевые магазины бессмысленно идти с малым объёмом продукции, они ориентированы на крупных поставщиков. А значит, и региону нужны не только небольшие, но и крупные кооперативы, объединения кооператоров, способные работать масштабно, приобретать необходимое оборудование. Вот тогда и сбыт перестанет быть проблемой.


Наталья Свиридова: – А много ли у нас кооперативов?


Геннадий Травин: – Около 170. Безусловно, их должно быть гораздо больше. Сегодня очень многое делается для того, чтобы стимулировать создание и развитие кооперативов. Выделяются субсидии на приобретение транспорта, для переработки молока, мяса. Компенсируются затраты на ремонт помещений, другие расходы. Да, у нас пока есть проблемы, но я думаю, что мы движемся в правильном направлении, и в ближайшее время кооперацию очень сильно разовьём.


Станислав Дроздецкий: – Ну а для того чтобы активизировать развитие кооперации, начать, наверное, нужно с поддержки главного звена. С заготовителей. Они объединяют селян, выращивающих продукцию, они во многом стимулируют и развитие подворий. А это сегодня тоже очень важно.


Наталья Свиридова: – Всё, о чем мы говорим, взаимосвязано. И в частности, развитие подворий обостряет проблему стихийной торговли, которая, несмотря на все попытки решить её, по-прежнему остаётся открытой. Как быть?


Николай Киреев: – Работать, понимая, что радикальных решений здесь нет и, наверное, быть не может. Более того, главой администрации области поставлена задача создать рабочие места для частника. В целом по Липецку должно появиться что-то около 25 мини-рынков. Сейчас подыскиваются подходящие площадки, где будут установлены конструкции на 3–5 торговых мест. И это планы отнюдь не на отдалённое будущее. К новому урожаю, то есть в мае, мы обязаны подготовить места для торговли ранними ягодами. И не только в Липецке. Мини-рынки желательно оборудовать на всех больших трассах. В тех же Ссёлках. Да в любом населённом пункте, где большегрузы ходят, где достаточно интенсивный транспортный поток. Такие задачи, во всяком случае, мы ставим перед главами сельских поселений.


Наталья Свиридова: – Ну а как быть с молоком? Ведь это продукт не сезонный, как ягоды, кому предложить его излишки?


Геннадий Травин: – Выход здесь один, создавать кооперативы, которые бы заготавливали молоко, охлаждали и вывозили на рынок. С приобретением оборудования и транспорта, как я уже говорил, мы готовы помочь. И в прошлом году помогали одному добровскому кооперативу, который обслуживает девять деревень. Собирает молоко, охлаждает и вывозит.


Наталья Свиридова: – Жалуются люди, что закупочная цена очень низкая.


Николай Киреев: – В таком случае нужно идти дальше и создавать не просто кооперативы, а народные предприятия, которые, как представляется, позволят максимально учесть интересы всех членов производственной цепочки. Хотя и они рыночных принципов не отменяют. Сумеете продать молоко по 30 рублей – прекрасно. Ну а нет – придётся довольствоваться меньшей суммой. Впрочем, у солидного народного предприятия и на рынке могут быть свои преимущества, как, впрочем, и у любого стабильного поставщика высококачественной продукции. Вот почему на приоритетном развитии народных предприятий настаивает глава областной администрации, да и мы все работаем в этом направлении.


Наталья Свиридова: – Как организовать народные предприятия? Что послужит серьёзным стимулом для их развития?


Николай Киреев: – Поддержка. В частности, мы планируем те деньги, которые выделены на заготовительную деятельность, направить, прежде всего, на создание народных предприятий. Почему? Да потому, что приобрели уже не самый лучший опыт. Имею в виду Перехвальский маслозавод в Данковском районе. Построен он был на бюджетные деньги. В сооружение предприятия инвестировали девять с половиной миллионов рублей, принадлежащих налогоплательщикам. Предполагали, что завод снимет проблему сбыта молока для частника. Но когда начали разбираться, выяснили, что хозяин предприятия закупает продукцию у фермеров. И мы были вынуждены напомнить получателю дешёвых бюджетных кредитов, что, если тот не будет закупать молоко у населения, мы будем вынуждены поставить вопрос о возврате денег. Нам важно занять сельское население и стимулировать развитие молочного животноводства.


Наталья Свиридова: – Партнёрство намерено помогать?


Станислав Дроздецкий: – Безусловно. Мы заинтересованы в более тесной кооперации как с гражданами, реализующими сельхозпродукцию, так и с розничными предприятиями. Более того, учредители партнёрства считают, что есть смысл подумать и о создании на территории региона большого заготовительного комбината, в который войдут, в том числе, и народные предприятия. Цель объединения – предоставить каждому члену производственной цепочки все условия для эффективной работы. В частности, сельские жители – производители продукции – получат гарантированно качественные семена и гарантированный сбыт овощей фруктов, молока, мяса. Впрочем, пока одна из основных наших задач – найти таких производителей, заинтересовать их в развитии собственных подсобных хозяйств, которые вполне способны стать полноценной альтернативой труду в каких-то крупных агрофирмах или фермерских хозяйствах. У подворий тоже есть будущее.


Наталья Свиридова: – Не буду спорить. Опыт свидетельствует, что продукция, в том числе и с личных садов и огородов, как раз и пользуется повышенным спросом на многочисленных ярмарках. Ну а сами ярмарки, составляя серьёзную воскресную конкуренцию сетевикам, стали одновременно и мощным регулятором цен. Планируется ли их дальнейшее развитие?


Николай Киреев: – Однозначно – да. И речь давно идёт не только о стандартных воскресных ярмарках. Есть ярмарки социальные, областные, выходного дня, районные. И эта работа будет продолжаться. Мы довольны результатами прошлого года, когда в Липецке действовали семь ярмарочных площадок, в Ельце – пять. Когда мы провели 62 ярмарки против 24-х в 2010 году. Ярмарки пришли в населенные пункты, в которых они прежде никогда не проводились. В этом списке Ильино, Борино, Плавица, Петровский, Талица. Теперь мы пойдем в Чернаву, в Волово, в другие крупные сёла и райцентры, где есть население и где есть спрос на недорогие и качественные товары.


в тему


Чтобы поддержать социально незащищённые группы населения, управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области совместно с владельцами сетевых магазинов «Покупайка» и «Пятёрочка» предприняло ряд мер. В «Покупайке» с 8 до 12 часов для инвалидов и участников ВОВ, пенсионеров, ветеранов труда предоставляются скидки на товары в размере пяти процентов. Руководство Х5 Retial Group по всех магазинах «Пятёрочка» с 14 февраля 2012 года установило ежедневные пятипроцентные скидки для пенсионеров с 10 до 14 часов.


Для продвижения сельскохозяйственной продукции, выращенной на территории Липецкой области, на потребительский рынок руководством Х5 Retial Group на прилегающей к магазинам территории в 2012 году будут организованы торговые прилавки в следующих населённых пунктах:



  • Доброе, улица Советская, 19;

  • Волово, улица Ленина, 2;

  • Измалковский район, село Афанасьево, улица Елецкая, 37а
Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 12 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сказка для взрослых

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Волонтер серебряного возраста

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Рекорды липецкой воды

Евгений Арутюнов, sport@lpaper.ru
// Спорт

Инвесторы ищут профессионалов

Николай Рощупкин
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 

Доходы казны возрастут

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Задачи для профессионалов

Кирилл Васильев // Экономика

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Чтоб он исчез, лишний вес!

Анжелика Юдина, врач-эндокринолог Липецкой областной клинической больницы // Здоровье



  Вверх