lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 февраля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Про автономию, рабочие профессии и новые стандарты

24.02.2012 "Молодежный вестник". Ольга Шкатова
// Образование
Фото Александра Юшкова
Фото Александра Юшкова

С мая прошлого года ресурсный центр, открытый на базе профессионального лицея № 9 в Данкове, преобразовался в автономное образовательное учреждение. Это позволило учебному заведению стать более самостоятельным экономически. Его финансирование осуществляется через субсидии, которыми лицей распоряжается по своему усмотрению, а не по расписанной смете, как было раньше. Выделяемые средства тратятся прежде всего на полученное госзадание. В нем определяется, сколько надо подготовить кадров по той или иной профессии. Пока лицей набирает необходимое количество учащихся, но с каждым годом это делать все труднее: сказывается демографическая ситуация.


Ты вспомни, как все начиналось


Став победителем приоритетного национального проекта «Образование», лицей улучшил материальную базу, закупив новейшую хлебоуборочную технику. Сегодня в распоряжении подопечных директора Толочанова 1378 гектаров земли. Только бы погода не подвела. Два предыдущих года стояла засуха, помешавшая вырастить привычно высокий урожай зерновых.


Возникала идея взять в аренду заброшенное животноводческое помещение и заросший фруктовый сад для того, чтобы у ребят была реальная практика по профилям и возможность заработать на откорме бычков. Но, как выяснилось, и то и другое заложено в банке, и выведением их из залога никто не станет заниматься.


Зато удалось открыть крупяной цех, способный перерабатывать до тысячи килограммов в смену. Пока идут горох, подсолнечник, ячневая крупа и гречка, которые также выращивают лицеисты и их мастера производственного обучения. Вообще же оборудование может готовить к продаже девять видов круп.


По плану весной семьдесят гектаров земли засеют гречихой. Лузгой от ее переработки в местной швейной мастерской намереваются наполнять ортопедические подушки для тех, кто много сидит на работе. Вот вам и еще одно производство.


Со спортом мы расстанемся нескоро


Чтобы будущие продавцы и повара могли проходить производственную практику на достойном уровне, здесь появилась учебная фирма «Лицейский двор», имеющая магазин и кафе. Со временем в нее вошли лицейская столовая, которую требовали закрыть, как в других учебных заведениях, швейная мастерская и парикмахерская. Все это для удобства ребят, а заодно и для жителей микрорайона, где расположено учебное заведение.


Кстати, почти девяносто обедов стоимостью не более тридцати семи рублей, приготовленных в местной столовой, развозят по данковским школам. Никто другой, между прочим, за это дело пока не взялся.


Позаботился Толочанов и о другой стороне жизни своих подопечных. Уже готов к эксплуатации новый тренажерный зал, оборудованный по всем требованиям времени, с кондиционерами, современными профессиональными тренажерами, душевой. Директору он обошелся в триста тысяч. На ремонт помещения и его обустройство понадобилось два года. Теперь не хватает только шкафчиков в раздевалку, для их приобретения требуется еще сто двадцать тысяч.


Рядом, в бывшем складском помещении, по задумке руководителя учреждения, будет зал для занятий боксом.


– Намерены занять все подвальные помещения, – делится он. – Чтобы ребята знали, что в лицее есть где с пользой провести свободное время, поддержать спортивную форму, привести в порядок внешний вид и гардероб.


Что нам стоит дом построить


В рамках учебной фирмы в ресурсном центре наладили производство стеновых блоков, кирпичей, тротуарной и облицовочной плитки, под камень, для наружных работ. Зачем? Да чтобы строить коттеджи для сотрудников ресурсного центра. Толочанов уже и проект разработал – «Учебно-производственный центр как элемент инновационной инфраструктуры автономного учреждения профессионального образования».


– Это, по сути, программа нашего развития, рассчитанная примерно на пять лет, – объясняет директор. – В проекте два направления. Первое – обучение в условиях реального производства. Если мы учим детей работать руками, то делать это целесообразнее на выпуске определенной готовой продукции. Второе – попытка решить проблему жилья для наших работников.


Этот больной вопрос наш респондент поднимал еще на первом съезде мастеров производственного обучения, и были некоторые попытки его решить. Но механизма для этого нет. Даже ипотеку с такой заработной платой не дадут.


По задумке Толочанова, материалы на возведение стен и благоустройство территории изготавливаются в центре, за счет чего снижается их себестоимость. Кстати, кирпич с керамзитом, самый теплый, здесь выходит в полтора раза дешевле, чем на рынке строительных материалов.


Кроме того, имеется техника, необходимая для строительных работ. Все это тоже позволит значительно уменьшить себестоимость жилья. К тому же здесь свои сварщики и электрики, а с каменщиками и отделочниками обещают помочь коллеги из профильных училищ. Вот вам и производственная практика, и подработка на время летних каникул.


Уже сейчас налаживается выпуск отопительных радиаторов, которые впоследствии можно будет использовать в новых домах.


В итоге, по подсчетам, трехкомнатный коттедж площадью в восемьдесят квадратных метров обойдется в миллион рублей. По идее Толочанова, работник будет платить половину этой суммы, остальное возьмет на себя лицей.


И земля под строительство уже есть, рядом с учебным заведением, включенная, кстати, в городскую застройку.


К сожалению, нет у директора своих проектировщиков и инженеров. Вот было бы кстати получить государственную поддержку на работы по проведению канализации, водоснабжения, газа и создание проектов будущих домов. Так и хочется сказать: «Ребята, поддержим наших!».


О наболевшем


Наиболее популярная у юношей профессия – автомеханик. Это не случайно: лицей имеет сертификат на ремонт автотранспорта. Здесь и практика, и заработок.


На втором месте специальность сварщика, на третьем – тракториста и электрика.


– Раньше на трактористов учились охотнее, – утверждает Андрей Алексеевич. – Мы набирали группы по двадцать с лишним человек. Сегодня это большая редкость. К концу обучения остается десять-одиннадцать человек.


И таким цифрам есть объяснение. По логике, специалистов надо готовить для тех фермерских хозяйств, которые есть на местах. Но к нам приходят учиться ребята с районов, где ничего нет. Если в селе есть работа, семьи стараются дать детям более высокий уровень образования, и рассчитывать на то, что молодежь вернется в село, не приходится. А туда, где нищета и негде работать, и возвращаться незачем. В итоге по своей специальности работает не более десяти-пятнадцати процентов выпускников.


В некоторых случаях молодых людей выручает армия: остаются там, где служили, дополнительные профессии получают. У сельских девчонок и такой возможности нет.


В ресурсном центре на базе девяти классов готовят поваров и хозяек усадьбы. До недавнего времени оба направления были одинаково популярны. Но внесенные новыми стандартами коррективы привели к тому, что в прошлом году не набрали ни одной группы хозяек усадьбы. Раньше в эту специальность входили три профессии – мастер-плодоовощевод, повар и бухгалтер. Теперь сюда добавили животноводство, а бухгалтера заменили на учетчика. Интерес заметно снизился.


– Я считаю, профессию животновода сегодня не надо изучать на уровне начального профессионального образования, – рассуждает мой собеседник. – Животноводством прекратили заниматься даже в деревнях. При необходимости достаточно пройти специальные курсы на месте, где требуются работники такого профиля.


Не дают покоя Толочанову не только новые стандарты, но и стремление соответствующих ведомств закрыть в недалеком будущем все училища. Предполагается, что рабочие кадры будут готовить ссузы и вузы, но как именно? Вопрос остается открытым.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спорт шаговой доступности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Спорт

Повысить грамотность предпринимателей

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Экономика

Давайте работать от сердца

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Бюджетникам повысят зарплату

Сергей Кибальниченко, Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Власть

Безопасность как принцип

Лариса Пустовалова, larisa.pustowalowa@2017 // Общество

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Кто ищет, тот найдет

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх