lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 февраля 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Общество 

Через тернии к народовластию

11.02.2012 "Липецкая газета".
// Общество

«Излишняя демократия всегда порождает хаос». Непросто поверить, что автором этого афоризма является не средневековый монарх-абсолютист, восточный деспот или военный диктатор «банановой республики», а вполне либеральный и респектабельный британский философ, один из авторов «концепции естественного договора» Джон Локк. Впрочем, есть все основания считать, что он допустил неточность. Демократия вряд ли может быть излишней, точнее, эти излишества невозможно объективно измерить и описать. А вот незрелой — запросто. И определяется это на основании простого изучения состояния общества, способности самостоятельно добиваться значимых целей. Народовластие в разных его формах существовало в России на протяжении всей ее истории, но всякий раз оно не могло утвердиться в качестве доминирующей формы государственно-политического устройства. Что-то этому серьезно мешало. Сегодня вопрос о демократии снова стоит на повестке дня. Можно ли назвать современную Россию демократической? Каким путем мы должны двигаться, чтобы развивать и углублять участие общества в управлении страной? Пытаемся рассмотреть эти вопросы вместе с доктором исторических наук, преподавателем ЛГПУ Виктором Томилиным.


— Демократия в России до сегодняшнего дня развивалась по волнообразному принципу. Периоды, когда она составляла основу управления государством, обязательно сменялись усилением централизации со значительным снижением роли представительских органов власти. Так, еще в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский, описывая политическую организацию древних славян, указывал, что они не управлялись единолично, а жили в «народоправстве». Но, как мы знаем, впоследствии — с началом периода Киевской Руси — постепенно усилилась княжеская власть, а выборные органы (такие, как вече) имели реальную силу только на некоторых территориях. В дальнейшем, когда начал набирать обороты процесс укрупнения государства, народовластие постепенно теряло свою значимость, реально существуя только на уровне общин и сословий.


Разговоры о необходимости тотальной демократизации всего и вся полным ходом пошли только после первой русской революции 1905 года. Многим политикам и мыслителям тогда казалось, что достаточно будет убрать царя, передать всю власть учредительному собранию (или другому выборному органу) и по-максимуму обеспечить население правами и свободами, как страна быстро преобразится и избавится от всех разрывавших ее противоречий. Исход этой кампании мы все знаем. Стоило только выпустить джинна из бутылки на совершенно неподготовленную для этого почву, как его быстро «прибрали к рукам» большевики, которым как раз не нужно было никакое учредительное собрание. Впрочем, у них были свои представления о демократии. Вот, например, выдержка из одного программного документа ВКП(б): «Социалистический демократизм включает как политические свободы — свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным, так и социальные права — право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности; равноправие граждан всех рас и национальностей; равные права женщин с мужчинами во всех областях государственной, хозяйственной и культурной жизни. Социалистическая демократия в противоположность буржуазной не только провозглашает права народа, но и гарантирует их реальное осуществление. Советское общество обеспечивает действительную свободу личности. Высшее проявление этой свободы — освобождение от эксплуатации». Увы, большая часть этих положений в течение 70 лет оставалась на бумаге, вследствие чего о столь актуальным стало следование западным образцам.


Сегодняшняя Россия — государство принципиально иного рода. Впервые в истории период «демократического истеризма», включивший в себя много различных потрясений, сменился не реакцией, а, я бы сказал, временем успокоения и поэтапного выстраивания гражданских институтов. В итоге уже сегодня мы имеем значительную часть активных, целеустремленных граждан, готовых лично устраивать свое будущее и изъявляющих недвусмысленное желание участвовать в принятии тех или иных решений власти. Или, как это говорится в статье Владимира Путина, «вкладывать что-либо в демократию». И как только энергия этих людей заиграет в унисон с императивами государственной политики, мы построим тот идеал подлинного народовластия, который, без сомнения, является наиболее эффективной формой существования общества в современном мире.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 18 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Вместо ёлки – букет

Алёна Кашура
// Общество

Партнёров выбирают

Мария Завалипина
// Общество

Красота бескорыстного служения

Наталья Сизова
// Общество

Уроки заботы

Дарья Шпакова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Шотландский мотив

Сергей Малюков, фото автора // Общество

Секрет на миллион. Евтягины

Марина Кудаева // Общество

Этот «страшный» Дед Мороз

Елена Бредис // Общество

Чем живет «ближнее Замкадье»

Игорь Плахин // Общество

Под Ельцом вновь били Гудериана

Сергей Банных // Общество

Афиша

// Культура



  Вверх