lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 января 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Общество 

Мы горшками рук не мазали

23.01.2012 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский, Ольга Белякова (фото)
// Общество
Мастер Маркин со своими мастерицами: Ольга Волокитина, Снежанна Ильина, Анастасия Короленко. 2012 год

В этом году ежегодную государственную премию «Душа России» в номинации «народный мастер» получили три человека. И что примечательно, мастер-керамист среди них был только один – липчанин Виктор Маркин.


Виктор Васильевич Маркин – народный мастер России, член Союза художников, ведущий специалист отдела ОЦКНТ «Дом романовской игрушки». Он воссоздал и продолжил традиции древнего промысла Липецкого края – романовской игрушки – и уже более двадцати лет обучает этому искусству молодое поколение. Он с уважением говорит о «старых мастерах» прошлого. Но давайте посмотрим правде в глаза. Единственный на сегодня «старый мастер» романовского промысла (в смысле авторитета, а не возраста) в России – именно Маркин.


Мы едем к нему в село Троицкое – поздравить с почётной наградой и выведать секреты мастерства…


Не первый и заслуженный успех


– На премию «Душа России» претендовали многие достойные люди. А до вручения дошли лишь пятнадцать человек. В моей номинации «народный мастер» были ещё двое: вышивальщица из Орла и ткачиха из Йошкар-Олы. Года три-четыре назад меня выдвинули на Президентскую премию, однако особенности проведения отбора практически не оставляли мне, народному мастеру-одиночке, шансов на успех, так как рассчитывать на этот миллионный грант могут, скорее, коллективы и организации. Тем не менее, в Министерстве культуры ясно дали понять: обо мне не забудут, и вскоре я начал готовиться к участию в конкурсе «Душа России». Было три тура. Как они проходили – для претендентов осталось тайной. В конце сентября пришло известие от оргкомитета: я преодолел все этапы и меня номинируют на премию. И вот 11 декабря я прибываю в Москву. Награды вручали днём позже, а вечером прошла репетиция церемонии.



– Прямо, как в американских фильмах, когда свадьбе предшествует её «прогон» – для наших широт это кажется странным!


– Да. Репетицию, кстати, проводила художественный руководитель хора имени Пятницкого Александра Андреевна Пермякова. Я повёз с собой коллекцию работ – тридцать четыре игрушки. В рамках торжественных мероприятий мне организовали выставку. Дело в том, что каждый должен был, как говорится, показать товар лицом. На церемонии чествования кто-то из победителей пел, кто-то исполнял свои музыкальные произведения… Что оставалось делать мне? После того как министр культуры Александр Алексеевич Авдеев вручил мне премию, и мы пожали друг другу руки, я преподнёс ему в дар одну из лучших композиций романовской игрушки «Тройка». Кстати, все привезённые работы остались в столице, в Государственном российском доме народного творчества. По правилам премии они в течение года экспонируют коллекцию, но я решил её отдать навсегда и целиком. Но вернёмся к церемонии. Она завершилась небольшим фуршетом в Министерстве культуры и общением с журналистами под прицелом телекамер. Потом – торжественный обед, но самое интересное последовало вечером: победителей пригласили в концертный зал имени Чайковского, где состоялось большое трёхчасовое выступление фольклорных ансамблей. Было восхитительно! Далее – ужин в зимнем саду концертного зала, и наконец – снова в гостиницу. Это был длинный день! Ощущение праздника не покидало ещё долго – всё-таки нас чествовал сам министр, члены правительства. Не каждый день мы сталкиваемся с таким вниманием.



Народный мастер или сенсей?


Несмотря на то, что премию вручали персонально Виктору Васильевичу, можно сказать, что он получал награду за целую школу романовских мастеров. В сентябре по распоряжению главы региона в селе Троицкое открыл свои двери Дом романовской игрушки – филиал Областного центра культуры и народного творчества. Почему именно здесь, в тихом и умиротворённом Троицком?


История началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали в этих местах большое село Романово-Городище. В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Богатые залежи глины – вот чем всегда славилось Троицкое, когда-то – часть одного села Романово. Местные крестьяне делали из неё посуду – часть для своих нужд, часть продавали на ярмарках. А ещё лепили игрушку-свистульку, по местности названную «романовской».


В современном Ленино старым искусством владел один лишь потомственный гончар – Иван Фёдорович Гункин. Именно он передал своё мастерство по наследству Виктору Васильевичу Маркину, который сегодня уже сам выступает в роли «сенсея», а счёт его учеников идёт на сотни. Самые верные и преданные – народные мастера России Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежанна Ильина. Вместе с Маркиным они участвуют в престижных выставках и фестивалях. Виктор Васильевич с гордостью говорит об ученицах:


– Не подумайте, я не один здесь «венценосный». Оля, например, как молодой мастер стала лауреатом Президентской премии в 2006 году. Более того, они с Настей возили показывать нашу игрушку аж в Канны – на прошлогодний XIV Фестиваль российского искусства. А Снежанна, которая узнала наше ремесло раньше других, успела застать в живых последнего потомственного мастера – Ивана Фёдоровича Гункина. В 1986 году вместе с ним мы организовали в Троицкой школе кружок романовской игрушки, и Снежанна пришла туда самая первая.



– Виктор Васильевич, скажите, а дозволено ли мастеру романовской игрушки вносить что-то своё в уже сложившийся образ, как-то домысливать, преображать каноны этой малой скульптурной формы?


– О том-то и речь. Наша общая задача – сберечь истоки, быть верными традиции. Это, поверьте, самое сложное! Вообще моё мнение таково: чем выше уровень развития нации, тем сильнее она осознаёт необходимость сохранения породивших её корней. Когда идут войны, захватчики в первую очередь уничтожают культурные ценности. Спрашивается, зачем? Ответ очевиден. Чтобы лишить народ его национальной самоидентификации, чтобы люди забыли, кто они и откуда. Романовская игрушка – часть нашей общей русской культуры, и она отличается, например, от дымковской или филимоновской. В 1995 году, когда романовская игрушка дебютировала на первом всероссийском фестивале народной игрушки в Туле, никто об этом направлении слыхом не слыхивал. Но нам удалось достойно заявить о себе, я за свои работы получил диплом первой степени. А потом всё завертелось, закрутилось – выставки, фестивали, мастер-классы. Но ничего этого не было бы без поддержки со стороны властей. Благодаря нашим совместным усилиям романовская игрушка стала узнаваемым липецким брэндом.



– А самые популярные композиции в романовской игрушке какие?


– Их порядка восьмидесяти. Узнаваемый сюжет – упряжка в одного коня. Такую композицию не встретишь ни в какой другой школе. Если говорить о стержневых отличиях от всех прочих, то стоит упомянуть монументальность, сдержанность романовской игрушки. Она передаёт характер именно нашей местности. Город Романов издревле населяли казаки – в романовской игрушке масса сюжетов, связанных с казачеством. Самая знаменитая наша фигурка – женщина Романушка – одета в казачье убранство. Или другой образ. В 1805 году был учреждён липецкий курорт, и в эти края потянулись люди. Мастера игрушки немедленно откликнулись – появляются образы барышень.



– То есть, это связано с передачей конкретных элементов быта наших предков?


– Да, верно. Всё это было присуще предшествующим поколениям жителей наших земель. С точки зрения изучения наследия казачьей культуры, историки проявляют к романовской игрушке огромный интерес.


Традиции, которым верны


Мы продолжаем дискутировать об особенностях и тонкостях старого романовского стиля. Интересуемся у мастера Маркина:



– Вы и ваши последователи подхватили почти ушедшую традицию. Чувствуете ли вы себя вправе изобретать новые сюжеты?


– Когда мастер входит в профессию, овладевает ремеслом, он может предлагать свои сюжеты. Другой вопрос – примут ли новшество искусствоведы. Скажем, несколько собственных сюжетов Гункина стали классикой романовской игрушки. Он брал за основу персонажей русских народных сказок и басен. Волк тащит ягнёнка, орёл сидит верхом на волке – до Ивана Фёдоровича никто такого не делал. Мой вклад – образ птицы Сирин. Она органично вошла в романовский «пантеон». Как родился этот мотив? Я соединил туловище птицы и голову Романушки. В русской мифологии широко известны Сирин и Алконост – птицы, символизирующие, соответственно, печаль и радость. Помните, у Васнецова даже картина такая есть? Честно говоря, как ко мне пришёл новый образ, сейчас уже и не припомню. Но хотелось создать что-то своё, не отходя от канонов. Вот я и попробовал. Однако основу наших изысканий всё равно составляют вещи, принадлежащие авторству старых мастеров. Множество таких работ хранится в этнографическом музее Санкт-Петербурга. Это эталонные образцы, датирующиеся XVII-XVIII веками.



– Примечательная особенность романовской игрушки – её уникальный звук. Насколько я могу судить, это тоже – романовский стиль.


– Музыкальным инструментом игрушка, конечно, быть не может, но вот свистком – да. Считалось, что свисток отпугивает злых духов. У всех игрушек – индивидуальный тон. Ещё одно отличие от всех прочих. Дымковская игрушка – немая. А у нас всё звучит! И Романушка, и упряжка, и птичка, и даже паровоз!



– Игрушка с секретом! Как вы сами считаете, а это вообще-то игрушка или некий декоративный элемент крестьянского быта?


– Зависит от размера. Маленькие фигурки рассчитаны для игры, побольше – для подарка, украшения жилища, в качестве сувенира, который можно было увезти отсюда на память.



– У меня романовская игрушка почему-то ассоциируется с советской мультипликацией. А у вас?


– Мои произведения соотносятся единственно с теми изваяниями, которые лепили старые мастера. Стараюсь не уходить от этого. Восприятие тех или иных образов не должно меняться, важно держать это в голове. Объясню. Лепишь, скажем, индюка. А индюк в старорусской традиции считался оберегом. Его привязывали к колыбели ребёнка, чтобы отгонял злых духов. Я близко воспринимаю такие вещи и думаю о них в процессе творчества. Вообще, может показаться, что игрушка – это просто, незамысловато, примитивно. Но стоит погрузиться в неё, и открываются такие нюансы, о которых даже не подозревал.



– Вы имеете в виду детали, присущие изобразительной стороне, или смысловые моменты?


– Понимаете, это народное искусство – не изобразительное. Скорее, это особенности формирования каких-то отдельных деталей. Просто хочется максимально приблизиться к оригиналу, к старой игрушке. Ведь так же неспроста делали! Этому учишься всю жизнь!


* * *



Слова учителя подхватывают его последовательницы. Они уже по многу лет занимаются лепкой, но не считают, что достигли высот истинного мастерства. Сразу вспоминаются средневековые художественные мастерские, где именитый живописец или иконописец брал к себе молодёжь даже не в качестве учеников, а подмастерьев – чтобы показать своё искусство с самых азов.


– Девчонки занимаются со школы, – подтверждает Виктор Васильевич. – Если хочешь достигнуть вершин мастерства, важно перенимать опыт у старожилов. Можно нахвататься «по верхам» и делать сувениры, кичевые поделки. Но если претендуешь на серьёзную работу, надо много и усердно заниматься. Так было и со мной, когда я попал к Гункину. А ведь начиналось всё с черепков, найденных на огороде. Простой интерес… А оказалось – Вселенная. Знаете, как говорили романовские мастера? Мы горшками рук не мазали. Понимаете? Они уже тогда вполне серьёзно относились к тому, чем занимаются. Неотъемлемой частью духа романовской игрушки, повторюсь, я считаю то, что она из этих мест. Здесь она родилась и здесь продолжает жить. Важно чувствовать свою сопричастность земле. Это помогает творить.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 21 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество



  Вверх