lpgzt.ru - Социальная жизнь Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 января 2012г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Социальная жизнь 

Дом подросткового периода

16.01.2012 "ЛГ:итоги недели". Александра Галинская, Геннадий Логунов (фото)
// Социальная жизнь
Последние стежки перед Новым годомИз рук редактора журнала «Итоги недели» Ирины Кобзевой подарки приняли заведующая библиотекой Татьяна Стукалова и директор детского дома Наталья ЛевашоваИ на каникулах вход в Интернет свободенКружок «Умелые руки» оправдывает своё названиеДорогая реликвия елецкого детского дома № 3 – коллективный, семейный портрет

В елецкий детский дом №3 мы приехали с подарками за три дня до Нового года. Только что над городом сверкала молния, гремел гром. Однако зимняя аномалия не нарушила привычный для последних дней декабря ход событий.


Взрослые спешно завершали дела уходящего года, подводили окончательные и предварительные итоги, приводили в порядок документы и вместе с воспитанниками мастерили сувениры и поделки, репетировали номера праздничного представления, подписывали открытки, вырезали и склеивали ёлочные украшения, дошивали сценические костюмы… Но и отсутствующих было немало. Одни находились в школах по поводу спорных оценок, другие – на спортивных соревнованиях или тренировках, третьи отправились на экскурсию. Так что для сбора, хотя бы частичного, потребовалось время. В ожидании «кворума» мы услышали рассказ о событии, которое ещё долго будут вспо-минать и обсуждать и в детском доме, и за его стенами. Речь – о 50-летнем юбилее удивительного учреждения.


Добрые традиции


– Мы так волновались при подготовке к нему, а получилось всё очень тепло и душевно, – улыбается директор Наталья Алексеевна Левашова. – Бывшие воспитанники, педагоги, гости говорили такие трогательные, идущие от сердца слова, что даже самые трудные нынешние подопечные оттаяли.


Недаром считается, что лучшее воспитание – достойный пример. Одним из самых сильных, запоминающихся моментов юбилейного вечера было выступление выпускника 1969 года Александра Ивановича Нархова. «Сбылась его заветная мечта – ему с рожденья снилась высота». Он окончил Борисоглебское высшее военное училище, военную академию. 27 лет летал, освоил семь типов самолётов. Полковник в отставке буквально преклонил колени перед своими учителями, а особенно перед первой, любимой, воспитательницей Тамарой Васильевной Белых.


Очень тёплые слова о своей альма-матер, наставниках сказали Ольга Леонова, Вера Курносова и другие выпускники. Поделились воспоминаниями и педагоги. Многие из них до сих пор заново переживают те напряжённые и ответственные годы.


– Мне часто снится сон, – сказала бывшая учительница начальных классов Александра Егоровна Агрич. – Как будто я пришла в класс без плана, а урок должен посетить директор интерната Валентин Фёдорович Воробьёв.


Над «ужасным» сонным видением, конечно, посмеялись, но и педагогическую его подоплёку оценили по достоинству. На самом деле в этом уникальном учебно-воспитательном заведении отношение всего персонала к своим обязанностям на протяжении 50 лет остаётся неизменным. Каждый строг и взыскателен к себе и по-доброму требователен к подопечным. Недаром Елецкая школа-интернат № 1 долгие годы оставалась настоящей кузницей кадров. В ней сформировались как профессионалы руководители десяти городских школ. Кстати, и нынешняя заместитель главы Ельца Татьяна Фёдоровна Ромашина тоже здесь в своё время учительствовала.


Традиции добра, сложившиеся в школе-интернате, сохраняются и под новой вывеской, появившейся три года назад, елецкий «Детский дом № 3».


– В нашем коллективе 59 человек, – говорит Наталья Алексеевна Левашова. – Тридцать из них – с профессиональным педагогическом образованием. У каждого – хорошие знания, опыт и душевная щедрость, без которой работа в нашем учреждении просто немыслима. Каждый вносит свою лепту в формирование личности детей. Воспитатель – ласковая и вместе с тем строгая мама для ребёнка. Педагог дополнительного образования смотрит на него сквозь призму творчества. Социальные педагоги и психологи помогают детям преодолеть комплексы, адаптироваться в школьном коллективе и вообще в окружающем мире.



Мировые подарки


Надо сказать, что пока ребята живут в детском доме, мир старательно поворачивается к ним хорошей стороной. Прежде всего, материальной. Условия проживания ребят максимально приближаются к домашним.


– Хотя идеала мы пока не достигли, – говорит Наталья Алексеевна Левашова. – Хорошо, что появились коврики, симпатичные покрывала в спальных комнатах. Но их надо обустроить не для четырёх-пяти детей, а для двух, максимум – для трёх. И от общих классов для подготовки школьных домашних заданий со временем откажемся. Чтобы у каждого было своё рабочее место, свой компьютер. Это, кстати, в ряду других мер поможет повысить ответственность за собственное имущество, да и за себя в конечном итоге, избавит от иждивенчества. Оно, увы, пока присутствует в наших воспитанниках.


Ещё одна задумка директора – сделать из своего нынешнего кабинета гостевую комнату. К ребятишкам (а они из разных районов Липецкой области, в том числе и отдалённых) приезжают иногда родственники.


– Сейчас они общаются, сидя на диванчике в вестибюле, – поясняет Наталья Алексеевна. – Но это очень неудобно. И для гостя, и для ребёнка, да и для других деток. Некоторые из них при таких посещениях начинают ходить туда-сюда по коридору, топать, громко разговаривать, чтобы привлечь внимание к себе и подпортить настроение счастливчику. Ведь каждый ждёт, чтобы приехали именно к нему. Вы знаете, в этом году ребята даже от Кремлёвской ёлки отказались, билеты на которую предложили благотворители. Сказали: а вдруг, когда мы в Москве будем, к нам кто-то приедет. Увы, не так часто родственники балуют их своим вниманием. Но, возможно, посещения станут чаще, если мамам, тётям, дядям будет где пообщаться с ребёнком один на один и даже переночевать. Мы здесь и удобный диван поставим, и кресла, и столик.


Детский дом постоянно обустраивается. За этим внимательно следят и начальник областного управления науки и образования Юрий Николаевич Таран, и мэр Ельца Сергей Алексеевич Панов. Благодаря последнему выделили недавно миллион рублей на закупку оборудования для нового медицинского кабинета. Он располагается в бывшей кладовой.


– Помещение долгое время было заброшенным, сейчас в это трудно поверить, – рассказывает старшая медсестра Юлия Геннадиевна Валикова. – Сделали ремонт, завезли новые кушетки, столики. Сейчас оформляем документы, чтобы получить разрешение на проведение необходимых лечебных и профилактических процедур. У нас теперь свой ингалятор, УВЧ, кварц и даже суперприбор для удаления прыщей.


– Если бы не мэр, – говорит Наталья Левашова, – мы бы ещё долго шли к этому кабинету. У нас ведь и старый неплохой (он, кстати, останется как прививочная), хотя и тесноват. Но сегодня не обойтись без современных методов профилактики заболеваний. У нас ведь прошлой зимой и весной через изолятор практически все детки прошли. А теперь есть возможность вовремя прокварцевать помещения, провести физиопроцедуры, ингаляцию.


По инициативе мэра воспитанники детского дома получили в конце прошлого года сотовые телефоны. Их вручали члены объединения работодателей во главе с его председателем, руководителем фирмы «Елецкие кружева» Юрием Петровичем Сосовым.


– Вообще нам многие помогают, – говорит Наталья Алексеевна. – У нас замечательный попечительский совет, созданный по благословению отца Василия. Всегда откликается на просьбы директор Лавского карьера Владимир Николаевич Щедрин. Предприниматель Юрий Николаевич Агеев выделял нам автобусы на экскурсии в Липецк: зоопарк, развлекательный центр «Малина», в Левобережный центр развития творчества детей и юношества. (Кстати, его директор Татьяна Владимировна Ханеня – наш давний, хороший друг).


Гости в детский дом приезжают часто, и не с пустыми руками. Мы тоже приготовили подарки. Но реакция на наш визит со стороны воспитанников была более чем сдержанная.



Вернуть доверие


– Не удивляйтесь, просто они у нас такие, – объяснила Наталья Алексеевна. – Вот недавно приезжали к нам с НЛМК. Замечательные подарки привезли, концерт рождественский показали. А наши сидят смотрят, никак не реагируют. Уж когда я сама в хоровод пошла, удалось чуть-чуть растормошить их. Но при расставании благодарили, приглашали ещё приезжать. Просто наши ребятишки долго присматриваются к новым людям, боятся доверять. И на это у них есть очень веские причины. Сейчас у нас 48 деток. Из них тех, чьи родители умерли, всего семь человек. Остальные – социальные сироты. Понятие и явление для нашей страны печальное.


– А когда-то была совершенно другая ситуация, – включается в разговор заместитель директора по воспитательной работе Римма Васильевна Цыганкова, – в елецкую школу-интернат № 1 приходили дети из малообеспеченных, многодетных семей. До 400 ребят здесь жили, учились, а выходные и праздники проводили дома. Я пришла сюда в 80-х, после окончания Елецкого педагогического института. Были совсем другие дети. Спокойные, уравновешенные. Они умели преодолевать трудности, стремились к чему-то, мечтали. И большинство впоследствии обзаводились семьями, получали профессию. Сегодня к нам попадают ребятишки, пережившие такой ужас…


– Я работаю здесь двадцать лет, – говорит Галина Анатольевна Антонова. – У нас тут, кстати, почти все старожилы. Видели многое. Но вот парадокс. На дворе XXI век, а приходят детки, никогда не знавшие, что такое умывальник, туалетная бумага, чистое постельное бельё. Многие только в нашей столовой впервые увидели мясо и поначалу отказывались его есть. А оставшийся на столах хлеб до сих пор прячут по карманам, про запас, а вдруг завтра что-то случится и его не будет.


Но самый большой дефицит для многих – внимание, ласка, доброта. И самая большая травма – мама бросила.


– У меня, взрослого человека, и то в голове не укладывается, как это – годами не видеть своего ребёнка, – горько пожимает плечами Галина Анатольевна. – Как у неё сердце не дрогнет. Мы ведь всё равно мам заменить не можем. Хотя младшие воспитанники именно нас называют этим словом. А потом нам пишут, к нам приезжают. Вы не представляете, как жалко расставаться с каждым из них. К выпуску они все такими хорошими становятся, все неприятности забываются.


В детском доме взрослые всегда рядом с ребятами. В семь часов утра в спальню приходит воспитатель. Будит, ведёт к умывальнику, помогает одеться, причесаться. Вместе идут в столовую, потом на остановку общественного транспорта, чтобы ехать в школы. Там воспитатели находятся всё время, пока идут уроки. Они и на родительские собрания к младшим ученикам ходят, а к старшим – директор учреждения. После занятий воспитатель привозит ребят домой и, как говорят, передаёт смену. Рассказывает коллеге, что произошло за день, на что обратить внимание. А сменная мама также кормит, следит за выполнением заданий, укладывает спать.


– Самое сложное, – говорит Римма Васильевна Цыганкова, – достучаться до ребячьих сердец. Они столько испытали, через такое прошли. С теми, кто оказался у нас после домов малютки, других детских домов, немного легче в силу их адаптации к подобным учреждениям. А вот из неблагополучных семей приходят… Я не хочу сказать: развращённые, но они столько мерзости видели вокруг, сколько иной взрослый за всю жизнь не увидит. Мы от всего сердца о них заботимся, стараемся обогреть, приласкать. Чтобы привыкли к нам, поверили. Только доброта в нашем арсенале, а жестокость они уже видели. Бывает, конечно, что и вспылим. Так и на собственных чад ругаешься, не со зла же.


– Очень сложные наши дети, – говорит Наталья Алексеевна Левашова. – В этом я убедилась сразу, как только меня назначили год назад директором. До этого работала в Елецком промышленно-экономическом техникуме. Там можно было как-то проецировать, предполагать, что из какого ребёнка получится. Здесь приходится постоянно разгадывать сложные ребусы судеб. И каждый день всё начинать сначала. Потому что меняется вообще тип подрастающего поколения, мировоззрение детей. А у наших всё это – в геометрической прогрессии. Ребёнка домашнего вызвать на диалог просто. Наши не доверяют никому. Но уж когда начнёт доверять, то душу свою отдаст.


Душу положить за друзей своих


Возможно, когда-то кто-то из них узнает, что это слова Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Тем более что путь для этого сегодня открыт. Воспитанники детского дома пусть не часто пока, но ходят в елецкие храмы, общаются с благочинным Елецкого церковного округа, протоиереем Василием Романовым.


– Он для наших ребят, прошедших обряд крещения, крёстный, а я – крёстная, – говорит Наталья Левашова. – И это очень хорошо, это объединяет, роднит наши души.


Сегодня не принято, не модно говорить о коллективизме. Воспитание его духа – вроде как пережиток прошлого. Наверное, это так, если брать во внимание советские атрибуты, когда все вместе ходили на субботники, демонстрации. Но, видимо, и упорно навязываемый нам дух индивидуализма не всем приходится по душе. Всё-таки общинность, должно быть, заложена в наших генах: христианской верой, историей страны. Стремятся к этой общинности и в елецком детском доме № 3.


Конечно, детдомовская общность сформирована по решениям органов опеки, а не по желанию оказавшихся в ней индивидов. Стечение обстоятельств, воля случая?


– Как сказать, – размышляет на эту тему Наталья Алексеевна. – Вот я в кресле директора тоже оказалась, можно сказать, случайно. Но после этого назначения мне стала часто вспоминаться моя бабушка Мария Григорьевна Евсюкова. Совсем молодой ей пришлось взять на себя воспитание двух племянников, детей умершей сестры. Однажды она зашла в дом односельчанина-вдовца. И увидела семерых ребятишек-сироток. Жалость, сострадание заполнили её милосердное сердце, и она уже из этого дома никуда не ушла.


После такого пронзительного рассказа, конечно, мы не могли не задать директору вопрос об усыновлении. Часто ли детдомовских ребятишек забирают в семьи?


– Мы сейчас получаем открытки из Италии, – рассказывает Наталья Левашова. – Туда уехала на постоянное место жительства наша воспитанница Галя. С первого по одиннадцатый класс её приглашали гостить в итальянскую семью. Родная мама всё это время здесь не появлялась. И лишь теперь взялась названивать, почему это дочь отпустили за границу? А дочери уже 18 лет.


– Но этот случай абсолютно не типичный, – вздыхает Наталья Алексеевна. – За год моей работы здесь никто не обратился по вопросу усыновления. А до меня два печальных случая были. Одного ребёнка взяли, а потом привели, поставили на порог и сказали без объяснения причин: забирайте обратно. До сих пор не могу понять, в чём дело, ведь мальчишка просто очаровательный. А второй сам попросился назад, тоже без каких-либо объяснений. Так что на сегодняшний день официальным опекуном большинства наших деток являюсь я. Я нужна им как наставник, защитник, правовой советчик, да просто как человек, с которым можно поговорить по душам. Но если есть хоть самая тоненькая ниточка к родственникам, мы стараемся её сохранить. Чтобы после выпуска ребятам было куда возвращаться.


За неимением родной семьи дети постепенно начинают ценить свою детдомовскую семью. На первый взгляд может показаться, что особых братских и сестринских чувств мальчишки и девчонки друг к другу не питают: ссорятся, выясняют отношения. Но за пределами надёжных стен они тут же объединяются. В летнем лагере старшие опекают младших и друг друга в обиду не дают. Самому взрослому воспитаннику, Владу, мы предложили ситуацию: «В школе обидели кого-то из ваших. Твои действия». Ответ не замедлился: «Пойдём разбираться».


Они учатся защищаться и защищать. И даже после выпуска спешат под ставший родным кров. Недавно выпускника прошлого года Сашу проводили в армию, свои вещи он оставил на хранение в детском доме. Максим поступил в Липецкий колледж, на каникулы приехал сюда же. И его, конечно, приняли как родного. Андрей тоже в этом году поступил в училище. Его мы застали в учебном классе детдома за компьютером.


В ходе фотосъёмки мы попросили позировать восьмиклассника Санька как способного спортсмена. Но он, наотрез отказавшись, сел на кровать между двумя старшими товарищами. И те тут же встали на защиту его отказа. Сказали: вы лучше с нашей Шурой поговорите, она самбо занимается, на чемпионат России ездила.


Командный дух воспитанников детского дома позволяет им занимать призовые места во многих спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и фестивалях. Да и в учёбе они здорово подтянулись.


– Если при переходе из собственной школы в городские у нас было 7-8 неуспевающих, – подчёркивает Наталья Левашова, – то сегодня ни одного. В прошлом году двое выпускников поступили в высшие учебные заведения, и ещё двоих приняли в колледжи после девятого класса.



Переходный возраст


Правда, один случай нас совсем не порадовал: парнишка не сдал ЕГЭ.


– И это тем более удивительно, – продолжает Наталья Алексеевна, – что учился он на четыре-пять, умница, без вредных привычек, прекрасно танцует. Но в какой-то момент расслабился, был уверен, что сироте двойку никогда не поставят. Поставили. И пришлось ему поступать не в вуз, а в колледж. Да и то – выходили на директора, просили принять на базе девятого класса.


Собственно, это одна из типичных тенденций и для обычных домашних подростков. Мол, никуда вы взрослые не денетесь: позаботитесь, защитите нас. А мы будем поступать, как нам хочется. Обычные проблемы подросткового периода. Его возрастные границы специалисты очерчивают по-разному. Если делать акцент на физическом развитии организма и на появлении психологических новообразований, то границы подросткового периода устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами. Специфическая особенность этого отрезка жизни состоит в том, что с одной стороны по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – перед нами растущий человек, имеющий во многом уже взрослые желания, мысли и собственные взгляды, направленность на новые действия.


Переходный возраст – время очень непростое как для родителей, так и для самих детей. И пережить его можно, только если запастись любовью, уважением и пониманием. Именно так стараются себя вести с воспитанниками заменившие им родителей педагоги елецкого детского дома № 3. При этом они находятся в более сложной ситуации чем обычные мамы и папы. Ведь подростковый период для их питомцев не ограничивается возрастными рамками. Он начинается сразу, как только от них отказались самые близкие люди. Поэтому особого внимания требуют к себе и одиннадцатиклассник Влад, и маленькая Сонечка, которая в этом году пойдёт в школу.


– Конечно, государство в последние годы значительно больше выделяет средств на такие учреждения, как наше, – говорит Римма Васильевна Цыганкова. – Когда я начинала здесь работать вожатой, очень скромненько всё было. Никаких ковров, паласов, покрывал, игрушек и развивающих игр, плазменных телевизоров и компьютеров. Ребятишки все в одинаковых сереньких пальтишках, тёмных шапочках. А сегодня попробуйте купить даже несколько одинаковых курточек. Не заставишь одеть, особенно девочек. И это хорошо, каждый должен чувствовать свою индивидуальность.


– Тем более что они у нас такие замечательные, интересные, – добавляет Наталья Алексеевна. – Столько звёздочек есть, столько новых открывается.


В этих словах мы убедились сами во время экскурсии по этажам детского дома.


Первой нас встретила Сонечка. Охотно прочитала стихи Агнии Барто и спела «В лесу родилась ёлочка». Её старшая сестра Ульяна не очень-то хотела с нами общаться, зато совершенно расцвела, когда играла с черепахой и обнимала Наталью Алексеевну.


У четвероклассника Вадима большие спортивные перспективы, если, конечно, на тренировках будет прикладывать усилия. Прекрасно крутит сальто и делает кульбит. Но настоящий мастер этих трюков – пятиклассник Эдик. А шестикласснику Олегу нравится бокс. Одиннадцатиклассник Влад занимается борьбой, как и его младший тёзка. Не раз защищал честь детского дома в Липецке, Воронеже, Москве, занимал призовые места. Его медалей на тот момент не оказалось, а чужие, хотя и для фотообъектива, надевать не стал – не этично это.


Десятиклассница Елена посещает музыкальный кружок, прекрасно поёт. Ученица шестого класса Яна любит читать, особенно стихи и сказки. На праздниках часто выступает ведущей. К новогоднему представлению выучила роль Марьи. Артём тоже ведущий, настоящий профессионал, а читать любит про вампиров. Олег так интересно рассказал сверстникам о прочитанных «Приключениях Незнайки», что те в библиотеке в очередь выстроились за этой книгой.


Пятиклассника Илью зовут Самоделкиным. Он любит разбирать и собирать машины. А однажды даже телефон починил.


Слава учится во втором классе, недавно создал две замечательные пластилиновые картины – «Кот» и «Лев». А его сестрёнка Вера очень хорошо песни поёт и танцует. Третьеклассник Лёня объяснил нам, как освоить игру «Правила дорожного движения».


Девятиклассница Яна собирается поступать на парикмахера и танцует хип-хоп. Её сестра Инна мечтает стать стилистом-визажистом, увлекается восточными танцами, хорошо поёт и участвует в конкурсе «Созвездие». Их увлечения разделяет и Лена. Мы застали её за шитьём новогоднего костюма.


Восьмиклассница Женя в детском доме поселилась совсем недавно, но очень быстро со всеми подружилась. Она обладательница цирковых секретов.


Руководитель кружка «Умелые руки и вязание крючком» Елена Александровна Ходыкина познакомила нас с очень усидчивыми, творческими, талантливыми Лидой и Олей.


– Даже если талант ребёнка ещё не раскрылся, – говорит Наталья Левашова, – он обязательно есть. И нужно просто набраться терпения нам, а им – поверить в себя. Вот недавно мы открыли кружок по выпиливанию лобзиком. Захожу – три человека выпиливают, а восемь сидят. Ну что же вы сидите? А нам неинтересно. Но сидят. И через несколько занятий кто-то ещё обязательно возьмётся за лобзик. Или ещё одно увлечение появилось – бумажный арт. Все вырезают, в рамочки свои произведения вкладывают. А одна девочка ну никак не решается. Наконец принесла мне простенький аленький цветочек. Или мальчик: подарил связанную им вазочку – на душе тепло-тепло стало…


– Вообще, – рассуждает директор детского дома, – нам сегодня не только материальная помощь нужна, но и моральная, и методологическая. У меня есть задумка: разработать комплекс воспитательных программ теоретический, но в ещё большей степени – практический. То есть приходит ребёнок, попадает в одну группу, где проходит адаптация. Здесь идёт духовное, нравственное воспитание, требования к поведению более щадящие. Дальше он переходит в следующую, где воспитатель будет работать более серьёзно и углубленно. К девятому классу все должны иметь какую-то специальность. Мы уже связывались с объединением работодателей Ельца, нас поддержали. Ребята будут изучать азы профессий, проходить практику на предприятиях, готовиться к взрослой жизни. А в ней, как известно, ничего не достаётся просто так. Мы обязаны научить наших детей не просто выживать в этом мире, а жить полноценной жизнью, построенной собственными руками. И тогда наши воспитанники и выпускники будут трудными совершенно в другом смысле – любящими труд и способными с его помощью создавать личное благосостояние и душевное благополучие.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 19 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Такие «свидетели» нам не нужны

Кирилл Васильев // Общество

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх