lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 декабря 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Генератор мощности

27.12.2011 "Липецкая газета". Владимир Петров
// Экономика

Именно так можно определить машиностроение. А еще — как генератор экономической самодостаточности и независимости государства. В глобализированном мире, потрясаемом невиданными ранее испытаниями, эти категории — не теоретические постулаты, а жизненно необходимые требования.


Собственно реформы 90-х годов прошлого века надо было начинать не с приватизации в «чистом виде», а с модернизации промышленных отраслей — в первую очередь машиностроения и станкостроения, — с тем, чтобы как можно быстрее перейти на новый технологический уклад. Тогда четвертого-пятого уровня. Сегодня же, когда говорят о новой индустриализации, или реиндустриализации, речь идет уже о шестом технологическом укладе.


Именно машиностроение, и только оно, формирует все важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта (ВВП). Чем масштабней и глубже уровень переработки ресурсов, тем выше ВВП. Продать за рубеж чугунную «чушку» или высокопередельную металлургическую продукцию — не одно и то же. Гнать потоки нефти и газа совсем не одно и то же, чем торговать продуктами газопереработки и нефтеперегона — бензином, полимерами, пластмассами и так далее. Но ключевое звено, понятно, в такой экономической направленности — машиностроение. А уровень его развития можно определить по количеству станочного оборудования и объемам потребляемого металла. Не нужно сложных расчетов, чтобы убедиться, что внутреннее потребление металла в стране невелико, а станочный парк беден, да и то импортных поставок.


А значит, сегодня говорить о развитии, оперируя объемами иностранных инвестиций, привлеченных в экономику страны, преждевременно. Оно начнется тогда, когда мы реально приступим к технической и технологической модернизации машиностроительной отрасли. Здесь и только здесь фундамент подъема экономики.


Что имеем сегодня? Удельный вес машиностроения в экономике едва достигает 20 процентов, что более чем в 2,5 раза ниже индустриально развитых стран. Особенно тревожная ситуация в производстве металлообрабатывающего оборудования, станков: с конца 80-х годов прошлого века оно снизилось на 90-95 процентов. А высокопроизводительных автоматизированных систем, как станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры, мы вообще не выпускаем. Понятно тогда, что происходит с нашим авиа-, судо-, ракетостроением, электронной промышленностью и другими индустриальноемкими отраслями.


Но одна беда не приходит. Утрачивается квалификация кадров, имеющиеся знания и опыт некому передавать. Надо ли повторять, что технологическое отставание, в первую очередь, в станкостроении, высокие издержки, низкая рентабельность, энергоемкость — это причины недостатка оборотных средств, инвестиций в модернизацию. Очевидно, сейчас как никогда необходима государственная стратегия, направленная на опережающее развитие отечественного машиностроения. Все для такого поворота есть: мощная сырьевая база, энергоресурсы, коммуникации, не до конца разбазаренный интеллектуальный потенциал, кадры. Есть, наконец, желание самих промышленников вырваться из унизительной зависимости от западных данайцев-инвесторов.


Наверное, нет нужды впадать в амбицию и наступать на старые хрущевские грабли: «Догнать и перегнать Запад!». Начать, видимо, следует на тех направлениях, где сохраняется конкурентоспособность. Причем не надо устраивать гонки за снижение себестоимости продукции машиностроения — у нас она объективно всегда будет выше по затратам энергии. Поэтому надо насыщать внутренний рынок, обеспечивать востребованность отечественной продукции в своей стране.


Мировой опыт показал: экономика страны может быть устойчивой тогда, когда отечественная машиностроительная отрасль удовлетворяет внутренний спрос не менее чем на 70 процентов. Сегодня крайне необходимо уйти от технологической зависимости нашего машиностроения от зарубежных поставщиков оборудования и технологий. То есть провести быструю модернизацию и техперевооружение, осуществить переход на отечественные разработки. Все это невозможно без подготовки инженерно-технических кадров, нового поколения творцов и созидателей, способных обеспечить инновационный рывок в машиностроении. Здесь, пожалуй, самое трудное: молодежь должна увидеть общественный идеал — быть творцами.


Модернизация машиностроительного комплекса требует системного стратегического подхода. На ключевых постах отрасли должны быть не «менеджеры», озабоченные капитализацией активов и привлекательностью их на фондовых биржах, а профессионалы-инженеры с навыками и опытом укрепления конкретных производств. А это значит, надо готовить специалистов не по канонам Болонского процесса, а всерьез и качественно. Имея в виду, что самые востребованные специалисты в США и других странах, которые покинули Россию, это технари. Не экономисты, юристы и прочие гуманитарии, а ученые, инженеры, техники.


Сейчас как-то не принято вспоминать о высоких оценках, которые давались западными интеллектуалами и политиками советской системе образования. Но она была и еще не до конца выкорчевана «фурсенковцами». Именно она воспитывала системное мышление, способность искать и творить. Нельзя без иронии слышать заявления о том, что на модернизацию тех или иных отраслей хозяйствования или социальной сферы якобы нет средств. Сложившаяся модель хозяйствования в стране крайне затратна: вспомним умопомрачительные бонусы банковским клеркам, разного рода менеджерам, армию охранных структур да и всех тех, кто не сеет и не пашет. И не случайно эта проблема на днях оказалась в поле зрения Председателя Правительства Владимира Путина, проанализировавшего ситуацию в энергетических отраслях.


Но и собственники, прошедшие «школу приватизации», далеко не равнозначную «школе Форда», вряд ли способствуют технологическому прорыву. Модернизация требует огромных инвестиций, что противоречит логике ведения бизнеса, где цель — прибыль. Тем более нужны долгосрочные инвестиции в инфраструктуру с немалыми сроками окупаемости. А ведь преобладает мысль: какова будет отдача с рубля вложений? Эта же, по сути, цель преследуется и при осуществлении госзакупок: о каких прорывных технологиях или НИОКР можно говорить, когда всегда найдется недобросовестный подрядчик, который предложит более низкую цену и затем приступит к выкачиванию денег из заказчика?


Размеры бюджетных вложений в модернизацию машиностроения без политической воли и целеполагания нужных результатов не принесут. И это хорошо понимают в руководстве нашей страны. Теперь дело за конкретными решениями.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх