lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 декабря 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Территория ОЭЗ «Липецк» увеличится вдвое

Вклад предприятий-резидентов в ВРП превзойдёт долю НЛМК
12.12.2011 "ЛГ:итоги недели". Виктор Страхов
// Экономика
Анатолий Евстропов (фото), Николай Черкасов (фото)
Анатолий Евстропов (фото), Николай Черкасов (фото)

На минувшей неделе принят федеральный закон, позволивший увеличивать площади особых экономических зон и, в частности, ОЭЗ «Липецк», до 40 квадратных километров. Каковы перспективы развития одной из первых в стране «точек роста»? Что даст региону удвоение «особых» производственных площадей? Эти и другие вопросы корреспондент журнала «Итоги недели» адресовал генеральному директору ОЭЗ Владимиру Лаврентьеву.


– Владимир Васильевич, если не секрет, кому стало тесно на нынешней промплощадке?


– Вы же знаете, что мы не называем резидентов до их официальной регистрации. А поэтому и не будем изменять незыблемому правилу. Могу лишь сказать, что переговоры с потенциальными партнёрами продолжаются. И в последнее время становятся всё более интенсивными.



– Прошло уже пять лет с тех пор, когда была организована особая зона. Как бы вы охарактеризовали эти годы? Что думаете об успехах и неудачах? Каков вообще баланс?


– Баланс однозначно положителен. Об успехах говорить не будем. Слишком долго. Достаточно побывать в ОЭЗ и всё увидеть своими глазами. Ну а неудач я просто не знаю.


– А как же подвисший «Белон-Метакон»? Предприятие, сооружённое ещё позапрошлым летом, в строй так и не вступило…


– Любое новое предприятие – в моём понимании приобретение. Оно построено и рано или поздно станет работать. Во всяком случае, к заводу присматривается не один десяток потенциальных инвесторов, переговоры ведутся. Магнитогорский собственник уже готов к реализации актива. И я убеждён, что сделка состоится. Возможно, завод будет производить не ту продукцию, которая была заявлена в бизнес-плане, но работать он начнёт. Ну а потери… На мой взгляд, это, прежде всего, потери времени.



– Кризис сказался?


– Скорее, сказалась реорганизация федерального агентства по управлению особыми зонами. По этой причине не удалось удержать темпы развития инфраструктуры, и в конце 2009 года, да и позже, в 2010-м, пришлось догонять ушедших вперёд резидентов.



– А результат?


– Догнали. По нашей вине не было ни одной задержки. Более того, достаточно быстро нам удалось войти в график, и сейчас инженерные сети и коммуникации появляются в промзоне раньше, чем туда приходят инвесторы. В итоге в нынешнем году мы уже пустили два завода, даже три. Надеюсь, к концу декабря в строй войдут ещё два.



– Что вы можете сказать об инженерных коммуникациях в ОЭЗ?


– Железная дорога, автотрассы, вода, канализация, газ, силовые линии – всё это в зоне есть и успешно работает. Действуют и предприятия. Открыты шесть заводов, на которых заняты 1650 человек. Пока. Думаю, что уже в ближайшем будущем ОЭЗ потребуются новые работники. Сегодня строятся ещё шесть предприятий. Два «старых» продолжают строительство новых очередей, что, кстати, и было предусмотрено их бизнес-планами. Большинство компаний, пришедших в ОЭЗ, разбили строительство заводов на несколько этапов и, закончив сооружение первой очереди, приступают к строительству второй.



– То есть в общей сложности строятся или достраиваются восемь предприятий?


– Пока да. Но в конце нынешнего года или в начале следующего строительство заводов начнут ещё два-три резидента, в том числе «РосМедТехнолоджи» и некоторые другие.



– Как известно, свободные зоны стали основой китайского экономического чуда. Именно СЭЗ, собрав на нескольких промышленных площадках наиболее продвинутых инвесторов, стимулировали общий технологический рывок Поднебесной. Ну а достаточно ли, скажем так, инновационен потенциал, созданный в ОЭЗ «Липецк»? Способен ли он изменить производственный климат в нашей стране?


– Все предприятия, созданные в ОЭЗ, оснащены самым современным и совершенным оборудованием. Естественно, используются в ОЭЗ и новейшие мировые технологии. Ну а если ещё короче, то тот же завод «Бекарт-Липецк» ныне не имеет себе равных на планете. То же самое и в «Йокохаме». Компания оснащает свой липецкий завод самым передовым оборудованием. О существовании многих новых машин, как выяснилось, не имели представления даже столичные эксперты. Ничего удивительного. Резиденты, как зарубежные, так и российские, ориентированы на самые лучшие механизмы в мире. Тот же стекольный завод, первым начавший в ОЭЗ выпуск продукции, вобрал в себя всё самое интересное, что могли предложить на тот момент партнёры. Только так можно выстоять и выжить в условиях предельно жёсткой конкуренции.



– В числе резидентов ОЭЗ «Липецк» зарегистрировано несколько фирм с очень звучными названиями. Российский центр нанотехнологий (РЦНТ), Солнечная индустриальная компания (Солинком)… А где заводы?


– Появятся и заводы. РЦНТ, чьи технологии, как вы понимаете, связаны с наивысшими достижениями в одной из самых перспективных научных сфер, завершает проектные работы и уже в следующем году начнёт сооружение предприятия по производству фуллеренов и нанодисперсных материалов, широко востребованных сегодня во всём мире. Приблизительно та же ситуация и в ООО «Солинком», которое будет выпускать слитки и пластины мультикристаллического кремния для солнечной энергетики. А вот предприятие компании «АВТ», которая пришла в зону вслед за «Солинкомом», уже строится. Понимаете, у нас сегодня наряду с другими потихоньку складывается и энергетический кластер. При этом «Солинком», который, собственно, и станет якорной компанией, уступил пока пальму первенства компании «АВТ». Она будет производить проволоку для резки чипов и пластин для солнечных батарей. Но, начав строить один завод, АВТ пошла дальше и сейчас пытается застолбить в ОЭЗ ещё одно предприятие, использующее при изготовлении систем для резки чипов технологии карбида кремния.



– Какова цена вопроса?


– Сооружение первого завода потребует более двух миллиардов рублей, но половину – свыше миллиарда – на реализацию проекта предоставит корпорация «Роснано». Что-то около полутора-двух миллиардов стоит и второе предприятие, но и в его финансировании будет участвовать «Роснано». Думаю, что эти два проекта отвечают требованиям времени. Надеюсь, экспертный совет, которому и предстоит принять окончательное решение о строительстве второго предприятия, согласится с такой точкой зрения. Ну а кроме того, по достоинству оценит и бизнес-планы остальных потенциальных резидентов, среди которых и компании с мировым именем.



– На какой рынок ориентированы предприятия, пришедшие в экономическую зону?


– В основном на российский. Это порядка 80-90 процентов продукции. Остальное – рынки стран СНГ и немного Финляндии. Но не исключено, что со временем рыночные ориентиры предприятий будут меняться. ОЭЗ в начале пути, а потому требовать от неё всего и сразу неразумно. Впереди освоение пока ещё свободных участков ОЭЗ.



– Их много?


– Не очень. По нашим прогнозам, уже к 2016 году, даже раньше, чем мы планировали, территорию, которую и предполагалось отвести под промышленное строительство, окончательно разделят резиденты. Вопрос лишь в том, кто именно пополнит список. Думаю, что среди наиболее реальных претендентов российские, американские, европейские, азиатские компании, которые, в частности, активно участвовали в нашей недавней конференции.


– Появятся ли в зоне компании из стран мусульманского мира, менеджеры которых в последнее время зачастили в Липецк?


– У зоны хороший имидж, что и подтверждает поток делегаций. При этом для России, на обширной территории которой исповедуются едва ли не все религии мира, совершенно не важно, к каким именно конфессиям принадлежат гости. Вот почему мы также активно, как и с остальными партнёрами, работаем с представителями Ирака и Ирана. Но пока, откровенно говоря, конкретных договорённостей нет.



– Простите, а что способны предложить России страны третьего мира, традиционно поставляющие промышленно развитым государствам энергоносители?


– Сегодня там тоже есть интересные проекты, им есть, чем гордиться. Не только энергетика, но и развитое машиностроение всё чаще становятся приметой, в том числе, и мусульманских стран. Сейчас не у нас, а у них инженер – это звучит гордо. Мы же вынуждены вспоминать прописные истины. И одна из них в том, что не меньше новых технологий стране нужна и новая техническая элита.



– Что вы можете сказать о сооружении так называемого восточного обхода, который должен связать ОЭЗ с воронежской автомагистралью?


– На строительство дороги выделено более 450 миллионов рублей из федерального бюджета. Теперь нужно добавить областные средства, и можно объявлять конкурс на вакансию генерального подрядчика. Что предстоит сделать? 17 километров лесного шоссе уже есть, на очереди дорога по территории зоны и выход на трассу Липецк–Грязи. Осталось совсем немного. Хотя должен признать, что и международный аэропорт, и строительство восточного обхода даются непросто. Проекты были поддержаны ещё в 2006 году, но прошло пять лет, а о дороге и о прямом авиарейсе из Италии в Липецк всё еще приходится говорить в будущем времени. Между тем городу как воздух нужна рациональная, разумная логистика. Надеюсь, что уже в 2012, максимум в середине 2013 года в Липецке появятся и восточный обход, и кольцевая объездная дорога, и беспосадочные рейсы из Анконы, да и из любого другого города Европы и планеты станут обычными. Липецк должен летать. И наш аэропорт может стать воздушными воротами не только для жителей области, но и, возможно, соседних Тамбова, Рязани.



– Не секрет, что зона задумывалась и как проект, способный снять проблему безработицы. Однако проблемой сегодня как раз становятся кадры. Есть ли у неё решение? Где найти рабочих для суперсовременных предприятий, если подавляющее большинство юного народонаселения видит себя исключительно юристами, экономистами, менеджерами, на худой конец, клерками многочисленных коммерческих контор?


– Ну а кем оно должно себя видеть, если главные герои СМИ – процветающие менеджеры, адвокаты или, что ещё хуже, бандиты. О рабочих мы вспоминаем от случая к случаю. На первом плане реклама, убийства, грабежи. В своё время я был одним из тех, кто возрождал в регионе конкурсы на звание «Лучший токарь», «Лучший фрезеровщик». Знаю по личному опыту, насколько это важно. И, кстати, в этом смысле с резидентами зоны у нас полное взаимопонимание. Они стремятся быть привлекательными для рабочих. Именно поэтому зарплата на предприятиях зоны не менее чем на 10 процентов превышает зарплату за забором. Что касается подбора персонала, здесь у зарубежных и российских резидентов свои особенности. На итальянских и бельгийском заводах за работу с кадрами отвечают заместители по персоналу. На российских людей подбирают первые руководители.



– Где они находят не просто рабочих, а квалифицированных рабочих, способных выпускать испарители, металлокорд, посуду, патроны, а в ближайшем будущем и автопокрышки?


– Все резиденты, которые набирают людей, для начала направляют их на свои действующие предприятия в Бельгию, Италию и Японию. Недавно я побывал в Токио и на заводе компании «Йокохама» встретился с нашими ребятами, осваивающими японское оборудование и, что не менее важно, новые трудовые традиции. Вы знаете, с чего начинается японский рабочий день? С 5-7-минутной зарядки и громкой троекратной клятвы-обязательства выполнять все требования безопасности. Это главное. На Западе иная производственная культура. Да и не только производственная. Переход дороги на красный сигнал светофора стал в компании «Йокохама» поводом для встречи с российскими практикантами одного из менеджеров по персоналу. Работа без происшествий – главный показатель и в компании «Бекарт-Липецк», где тоже воспитывают, вынуждают людей системно заботиться о своей безопасности и здоровье. И это очень интересный опыт.



– В своё время у вас был конфликт с жителями Матырского…


– У нас не было конфликта с жителями посёлка Матырский…



– Но он был у одного из резидентов ОЭЗ. Что бы вы могли сказать по этому поводу?


– Во-первых, то, что мне не нравится слово конфликт. А во-вторых, как мне кажется, любой думающий бизнесмен должен поблагодарить людей за то, что они сделали. Они заставили чиновников вчитываться в бумаги, которые те подписывают, отвечать за свои решения и, в частности, за решения в такой взрывоопасной сфере, как экология. И сегодня все контрольные службы в случае малейших сомнений в эффективности фильтров или любых других очистных систем принимают решение об установке более мощных. Да, резиденты не склонны разбрасываться деньгами, но и прибавить 10-15 миллионов рублей к уже вложенному миллиарду для них – не проблема.



– Экологические распри забыты?


– Надеюсь. Во всяком случае, все наши предприятия прошли экспертизу, выбросы снижены до абсолютно безопасного минимума. И это не просто слова. В Японии буквально в 20 метрах от забора предприятий «Йокохамы» построены многоквартирные дома. Там живут люди, и ни у кого соседство не вызывает вопросов. И это закономерно. Японский завод невозможно «унюхать» даже на пороге. Лишь за дверью можно обнаружить лёгкий запах каучука и резины.



– Одной из ключевых отраслей в Советском Союзе было станкостроение. Российские реформаторы его похоронили. Навсегда? Или у липчан всё-таки есть шансы вспомнить, что когда-то административный центр области был в том числе и городом станкостроителей?


– Трудный вопрос. Хотя для меня ответ на него и очевиден. России необходимо станкостроение. Мы ведем осторожные переговоры с возможными зарубежными инвесторами. Но, увы, передовые немецкие или японские предприятия не всегда готовы делиться технологиями. Надеюсь, что дальнейшее расширение зоны заставит их более внимательно рассмотреть свои липецкие перспективы.



– Президентом принято решение вдвое увеличить территорию ОЭЗ. Окажутся ли востребованными дополнительные квадратные километры?


– Безусловно. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить историю. На самом старте под ОЭЗ было выделено 1024 гектара. И участки достаточно быстро нашли арендаторов. Затем зона была расширена до 20 квадратных километров, и они «расходятся». Убеждён, что не будет проблем с освоением всей территории ОЭЗ, площадь которой достигнет 40 квадратных километров.



– Иными словами, в окрестностях Липецка формируется промзона, вполне сопоставимая по своим масштабам с НЛМК?


– Думаю, что уже в обозримом будущем доля предприятий ОЭЗ в валовом региональном продукте превзойдёт соответствующий вклад Новолипецкого комбината и о моноэкономике, которая в последнее время стала нашим больным местом, город может забыть.



– Новым предприятиям потребуется новая инфраструктура…


– И её создание продолжается. В будущем году мы потратим на строительство всех объектов порядка 2,5 миллиарда рублей. В том числе построим и теплотрассу, камнем преткновения для которой был нефтепровод. У новых резидентов будут все условия для работы.



– Как бы вы оценили эффективность действующих предприятий и их перспективы, да и вообще перспективы ОЭЗ?


– Мощности работающих заводов загружены полностью, и большинство из них, как я уже говорил, начало или продолжает сегодня строительство вторых очередей. Имею в виду итальянские заводы «СЭСТ ЛЮВЭ», «АЛУ ПРО», бельгийский «Бекарт». «Йокохама» заявляет о готовности пойти на увеличение производства шин с 4 до 5 миллионов в год. Вступит в строй офсетный комбинат, который будет выпускать упаковку «Тетра Пак», а также глянцевые журналы, до сих пор изготавливавшиеся в Финляндии. Большие планы и у других предприятий. Наши же основные задачи сегодня – подготовка к промышленному «заселению» нового земельного участка, оптимизация транспортной инфраструктуры. В частности, надо пускать троллейбус Липецк–Грязи. Необходима специальная железнодорожная платформа для зоны и набор удобных электричек из Воронежа, Ельца, Мичуринска. Нам важно привлечь в ОЭЗ молодых людей из сельских населённых пунктов, где у них есть жильё, но нет работы. Думаю, может быть востребованным и скоростной поезд Грязи – станция Павелецкая. Вполне возможно, что для столичных бизнесменов будет более удобным видом транспорта именно поезд, а не самолёт. Это лишь несколько очевидных инфраструктурных проектов. Но зона может потребовать и многих других, о которых мы пока не подозреваем.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 17 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Эффект партийных проектов

Михаил Зарников
// Общество

К службе в армии готовы!

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Общество
Даты
Популярные темы 

Локомотив развития экономики

Андрей Дымов // Экономика

Учиться у липчан

Игорь Плахин // Экономика

Все, что мимо любви, бессмысленно и напрасно

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Рекордам стены помогают

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Данковского района
Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru // Спорт

Особая стезя

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // Общество



  Вверх