lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
28 ноября 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Что почём в системе новых стандартов образования

28.11.2011 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова, Николай Черкасов (фото)
// Образование

Сфера образования, пожалуй, одна из самых закрытых государственных структур, обособленности которой может позавидовать даже пенитенциарная система, последние десятилетия сотрясается под различными реформами. Сегодня вот пришло время для новой системы оценки качества образования, которая идёт вслед за внедрением новых образовательных стандартов.


Сим-сим, откройся


Действительно, школа, несмотря на то, что подавляющее большинство наших сограждан согласно закону о всеобуче так или иначе побывали в её стенах, до сих пор остаётся одной из самых герметичных учреждений страны. Сегодня чиновники от образования говорят нам, то есть – общественности, что готовы сделать свою структуру более открытой, а систему оценки качества образования даже прозрачной. И призывают на помощь журналистов, мол, будьте переводчиками в непростом диалоге между образовательной системой и народом.


В 2009 и 2010 годах были приняты стандарты образования нового поколения для начальной и общей школы. Практикой они стали только с нынешнего учебного года. То есть первые результаты, читай – первых выпускников, мы получим через четыре года. Тогда и поймём: правильные ли задачи ставятся перед педагогами и учениками. Но до сих пор система оценки того самого конечного результата, то есть итоговой отметки ученика и учителя, так и не разработана. Только сейчас начинаются слушания в экспертном сообществе: какой должна быть оценочная шкала и что она должна оценивать. А общественное обсуждение проблемы, безусловно, должно состояться только после того, как появится сама «виновница» дебатов, то есть система оценки качества образования, соответствующая новым стандартам.



Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее


Как и новые образовательные стандарты, система оценки качества образования разрабатывается сразу несколькими институтами. Потом их доклады лягут на стол в Министерство образования Российской Федерации, где и будет найдено общее и, надеемся, устраивающее всех решение. В Липецк обосновать свою концепцию приехали эксперты московского «Института проблем образовательной политики «Эврика». Они предложили «модель управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированную на современные результаты образования», о которой уже успели рассказать в Великом Новгороде. Вообще до конца года обсуждение этой модели должно состояться в четырёх Федеральных округах. Первым стал Северо-Западный, потом в Липецке собрались представители Центрально-Федерального округа, затем будет Сибирь с Томском во главе и Челябинск, в котором соберутся делегаты образовательного сообщества Уральского округа.


Напомним, что в Липецке ещё в 2005 году была сформулирована муниципальная система оценки качества образования. Но она была хороша для старой школы и, по мнению столичных гостей, уже устарела. Что же предлагают нам эксперты «Эврики»? Они говорят, что коль сегодня в школе деньги идут непосредственно за результатом, то и оценка этих самых результатов очень важна. И она должна быть достаточно жёсткой. Например, если учитель не выполняет поставленных перед ним задач, то в следующий раз ему просто не дадут набрать новый класс. Это в младшем звене. Для учителей среднего звена лучшей оценкой их труда будет то, что к 14-15 годам их ученики уже будут готовы сделать выбор между предметами и уйти в старшую школу уже с точными представлениями о своей будущей профессии. (Ведь, по одной из версий, в выпускных классах планируется ограничить количество обязательных, то есть бесплатных, предметов). В этом возрасте наши дети, по мнению разработчиков модели, должны «понимать, какое значение имеет образование для увеличения их собственной прибавочной стоимости на рынке труда. Но если из школы выходит инфантильный человек, независимо – отличник или посредственный троечник, общество и государство в итоге имеют некачественный продукт. А значит, такое образование очень плохо».


О том, что такое образование плохо, никто и не спорит. Непонимание вызывает сама формулировка и чёткие временные границы. Ни права на ошибку, ни скидки на психо-физиологические особенности детей. В расчёт не берутся, очевидно, даже трудности подросткового периода.


Московские специалисты считают, что многовековая классно-урочная система себя изжила. Должно появиться что-то новое. Но вот что? Пока этот вопрос остаётся открытым. Зато министр образования РФ Андрей Александрович Фурсенко говорит, что сегодня нельзя делать ребёнка заложником мастерства учителя. У нас должны появиться новые технологии и оборудование, которые помогут ученику усвоить все необходимые по стандарту знания. То есть разрывается некая школьная пуповина, которая делала учителя и его подопечных почти родными людьми. Конечно, бывали и есть педагоги, которые отбивают у школьников любую охоту учиться. А сколько преподавателей, наоборот, только одним своим примером вдохновляли учеников на познание неведомого! Опять у нас пытаются отнять нечто человеческое, превратив школу в какой-то механизм. При этом идеологи новой модели сетуют на то, что дети в школе превратились в винтики и пора заканчивать с конвейером, вот тогда дети из объекта образования превратятся в субъекты.



Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка


«Качество образования – не в результате, оно находится в системе общественно-государственных требований к результату. Не итоговые оценки у наших детей стали хуже, а требования к результативности стали другими, их диктуют новое время и новые стандарты» – ещё один тезис разработчиков одной из моделей управления развитием системы оценки качества общего образования. Но международные исследования дают иные показатели: в начальной школе российские дети по таким параметрам, как грамотность и чтение, стоят на первом месте в мире. А вот с пятого по девятый класс – серьёзный провал с вершины на сорок шестое место. То есть проблемы среднего звена налицо. И решать их необходимо.


Новые стандарты образования открывают три русла достижения результатов в школе:



  • предметные результаты, так хорошо знакомые всем по учёбе в старой школе;

  • метапредметные результаты, так называемые универсальные учебные действия, например коммуникативность, умение позиционировать себя;

  • личностные результаты, среди которых и патриотизм.

Понятно, что старая оценочная шкала здесь как минимум слабо применима. Тогда было решено обратить внимание на личностный прогресс отдельно взятого ребёнка. Но получается, что «пятёрка» школьника, обладающего высокими математическими способностями, стоит намного дороже «пятёрки» посредственного ученика. И как в таком случае оценивать сами оценки, чтобы привести их к некоему универсальному показателю? Вопрос почти Гамлетовский…


Новый Федеральный государственный образовательный стандарт делает первую попытку перейти от идеи всеобщего минимума в образовании к идее индивидуального максимума. То есть сегодня учитель обязан не просто давать знания, умения и навыки, но и следить за индивидуальным прогрессом каждого своего ученика и фиксировать это в журнале оценок. Только как с индивидуальными оценками прогресса можно будет поступить в вуз? Вопрос пока тоже без ответа.


Сегодня школа постепенно перетягивает на себя «одеяло» социализации ребёнка. Что делать при этом семье, пока сложно сказать. Но только чувствуется здесь лёгкое дыхание ювенальной юстиции. Наших детей всё теснее спелёнывают государственные структуры, отрывая их от семейного очага.


При этом школа, позиционируя себя как открытый институт, уже несколько лет предлагает родительской общественности активно участвовать в своей жизни. Существует даже такая система, как общественные наблюдатели, например, при сдаче ЕГЭ. Только вот не пользуется она почему-то популярностью. То ли родитель сегодня пошёл неинициативный, то ли доверия к школе и её предложениям маловато. И это тоже нонсенс. Сегодня образование, как и многое другое, переходит в сферу услуг. И хотя нам, налогоплательщикам, твердят, как о великой милости, о всеобщем бесплатном среднем образовании, но и за эту «бесплатную» услугу нужно научиться требовать. Родители от школы – качественного образования, а школа от родителей – участия в написании образовательной программы.


– Знаете, как я узнаю общественную оценку работы школы? – спрашивает начальник управления образования и науки Липецкой области Юрий Николаевич Таран. – Перед выпускными вечерами и накануне нового учебного года я много катаюсь в общественном транспорте. И вот тогда я очень многое слышу… Сегодня мы приходим к тому, что пытаемся сформулировать новые оценки качества образования. С 2006 года с началом действия Национального проекта «Образование» в нашу сферу вложены колоссальные деньги. Первоначально говорилось, что невозможно хорошо учить детей, если нет современного оборудования, низкие заработанные платы учителей. Сегодня в Липецкой области нет ветхих и аварийных школ. Вложены десятки миллионов рублей в модернизацию оборудования. Но при этом вопросы качественного образования остались. Сегодня в большинстве своём родителей не волнует, что ребёнок знает. Их больше интересует, какие отметки в его аттестате и позволят ли они поступить ему в вуз. И чем меньше проблем школа ставит перед родителями, тем лучше. Спрашивается, возможно ли одними деньгами поправить ситуацию в образовании?


Получается, что школа, находясь в перманентном реформируемом состоянии, готова нам задавать больше вопросов, чем давать ответов. Остаётся только надеяться: всё новое, когда упадёт в плотно удобренную предыдущими поколениями образовательную почву, впитает в себя весь педагогический опыт и из синтетического зёрнышка превратится в нечто живое, пусть и интегрированное в мировое пространство, но насыщенное местной историей и колоритом.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +15C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Найди меня, мама!

Галина Кожухарь, ведущая рубрики, фото
// Найди меня, мама!

Одухотворение стекла

И. Неверов
// Культура

Не жалея любви и заботы

Ирина Смольянинова
// Общество

Изысканный вкус сырной геополитики

Сергей Малюков
// Общество
Даты
Популярные темы 

Жара. Разгром. Реванш

Альберт Берзиньш // Спорт

Как купец стал писателем

Виктор Елисеев, член Липецкого областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И.А. Бунина // История

Пока ещё «пчёлы»

Денис Коняхин // Спорт



  Вверх