lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 ноября 2011г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Иностранный язык – в джазе не помеха

14.11.2011 "ЛГ:итоги недели". Роман Хомутский, Николай Черкасов (фото)
// Культура
Эстонец Лембит Саарсалу, россиянин Николай Винцкевич и англичанин Эд Джонс – в джазе нет национальностей
Эстонец Лембит Саарсалу, россиянин Николай Винцкевич и англичанин Эд Джонс – в джазе нет национальностейКамаль ШажриЛеонид ВинцкевичСтив Уотерман, труба (Англия)

Фестиваль «Джазовая провинция», как мне кажется, давно пора переименовать в «Джазовая Вселенная». Провинция ассоциируется с периферией. Но позвольте: в списке приглашённых – сплошь мировые звёзды из-за границы. Ничего себе глубинка!


Из мировых мегаполисов по российским провинциям


Поистине – странное ощущение, когда ты отправляешься на концерт фестиваля, в последние полтора десятка лет прочно обосновавшегося именно в российской провинции, а попадаешь будто бы в легендарный нью-йоркский клуб «Блю Ноут» – цитадель мирового джазового искусства. Просто невозможно избавиться от этого ощущения, право слово. На сцене один за другим меняются западные солисты и составы, и нет им числа. К реальности возвращает лишь эпизодическое появление из-за кулис давнего знакомого и бессменного арт-директора фестиваля, заслуженного артиста России Леонида Винцкевича и его сына Николая. Они – постоянные участники программы.


Про фестиваль «Джазовая провинция» написано и в прессе, и в Интернете столько, что лишний раз освежать в памяти читателей его историю и имена с регалиями главных действующих лиц не видится целесообразным. Путешествующая по городам центра России «Провинция» может похвастаться огромным кругом постоянных слушателей, знатоков и почитателей, неизменно из года в год заполняющих залы. Шестнадцатый фестиваль не стал исключением. В Липецкой области музыканты задержались на целых три дня. Акцентирую ваше внимание не на трёх днях, а именно на Липецкой области. Впервые джазмены двинулись в глубь региона и в понедельник 7 ноября дали вызвавшее большой ажиотаж шоу в Елецком государственном университете имени Бунина. Считаю, что это чуть ли не центральная новость. Всё-таки Елец – город небольшой, и было бы здорово, стань он постоянным пунктом в расписании международного фестиваля. Леонид Винцкевич не скрывал своей радости от пребывания в нашем древнем граде, где жил и учился Иван Бунин – один из самых дорогих ему авторов, и оказаться в бунинских местах для пианиста – истинный подарок для души, по его собственному признанию.


Плюс к основной программе мероприятий – ставшие традиционными мастер-классы, которые именитые исполнители проводят на музыкальных факультетах и отделениях вузов. 7 ноября уже третий год подряд звёзды мирового джаза блистали на сцене Липецкого колледжа искусств имени Игумнова, где был организован мастер-класс для обычных студентов. Англичанин Стив Вотермен (труба), американцы Джеф Янг (рояль, вокал), Дэвид Калиш (гитара), Кип Рид (бас-гитара), Джоэл Тэйлор (ударные), эстонец Лембит Саарсалу (саксофон) охотно делились мастерством – причём без переводчика. Однако, по свидетельствам очевидцев, все прекрасно поняли друг друга.


Но вернёмся в большой зал областного центра культуры и народного творчества, где 5-6 ноября, собственно, и разворачивались основные события. За два дня перед липчанами прошла, как уже было сказано, целая плеяда мастодонтов мирового джаза. Дебютант фестиваля из Марокко Камаль Шажри не только занял место у микрофонной стойки вместе с русским коллективом «Vision Of Sound» («Видение звука»), но и удивил игрой на редком этническом бас-инструменте – гамбри, изготовленном из шкуры верблюда. Неожиданную блюзовую струю в импровизационную музыку внёс композитор, пианист и вокалист Джеф Янг, которого Стинг назвал своим любимым исполнителем ритм-энд-блюза. Со Стингом Джеф Янг, к слову, успел потрудиться над одним из самых успешных альбомов английского джентльмена. Компанию Янгу составила не менее заметная фигура – гитарист из Америки Дэвид Калиш. Любимца российской публики саксофониста Лембита Саарсалу из Эстонии представлять не надо. Он традиционно был выкупан в овациях, а многие нежные особы были близки к обмороку от эстонского обаяния Лембита. Также увидели липчане и другие хорошо знакомые лица – участников интернационального трио «Stekpanna» («Сковородка»), вошедших в квинтет саксофониста Эда Джонса. Краеугольным камнем второго дня стала презентация нового диска «Viva L’amore» («Слава любви») ещё одного саксофониста – Николая Винцкевича. Вещи из альбома были исполнены почти полным составом, принявшим участие в записи. За клавиши уселся отец Николая – Леонид Винцкевич. Вокальными соло блистала чернокожая американская дива Ив Корнелиус. Ритм-секцию обеспечивали уже не впервые появляющиеся в проектах фестиваля барабанщик Джоэл Тейлор и басист Кип Рид – оба из США. Они же стали так называемой «домашней группой», аккомпанировавшей практически всем солистам в оба дня. Подробнее о пластинке рассказывает Леонид Винцкевич.


Слава любви и джазу!


– Мне всегда очень хотелось, чтобы кто-то из детей профессионально занимался музыкой, ведь и моя жена – профессиональная пианистка. Дочь тоже умеет играть, но решила посвятить себя дизайнерскому ремеслу. Макеты всей печатной продукции для «Джазовой провинции» – её рук дело. А вот Николай избрал музыкальную стезю. В какой-то момент он стал показывать свои красивые мелодии. Однажды в сборном туре, когда сын сыграл что-то из своего на концерте, Ким Назарян – одна из вокалисток знаменитого на весь мир квартета «New York Voices» («Голоса Нью-Йорка») – услышала и предложила сделать из инструментальной пьесы песню. Потом появилось ещё несколько номеров, что-то спели Ив Корнелиус и Джей Ди Уолтер. Барабанщик Джоэл Тейлор попал на пластинку благодаря чистой авантюре. Несколько лет назад он приехал с кем-то из американских гитаристов на гастроли в Россию. В последнюю ночь перед самым отлётом Коля в буквальном смысле выловил его и отвёз на студию, где они что-то успели записать вместе. Первый шаг, таким образом, был сделан. Послушали, стали прикидывать, как довести начатое до ума. И так постепенно запись стала обрастать новыми участниками. Частично на плёнку материал записали в Питтсбурге. Подключился обладатель четырёх премий «ГРЭММИ», знаменитый продюсер Джэй Эшби, у которого имеется собственная студия. Работа над вошедшими в альбом треками продолжалась порядка трёх-четырёх лет – не спеша. Иногда джазовые пластинки создаются за одну трёх-четырёхчасовую студийную сессию. «Vive L’amour» – не тот случай. Много пришлось поработать со звуком, и здесь стоит упомянуть Евгения Шарикова, привнёсшего в альбом фантастическое звучание. Больше года готовый диск «отлёживался», пока мы решали, где его издавать. Шли переговоры с английскими компаниями, но в последний момент появился Игорь Бутман, которому и доверили наше творение. Дело в том, что Игорь не первый год в джазовом бизнесе. Он знает много ходов и выходов, его «Бутман Мьюзик Груп» занимается продвижением российского джаза и у нас, и за рубежом. В России, как видите, диск уже вышел, через две недели он увидит свет в Нью-Йорке. Альбом получился добротный, записан он качественно, там участвуют талантливые музыканты – что ещё добавить?



– Николай действительно сумел добиться отличного результата в компании звёзд мировой величины. Но возникает вопрос – как же продвигать диск? Ведь работа рискует так и не выйти за рамки сугубо нишевого интереса серьёзных любителей джаза и профессионалов.


– Существует такое исследование. Человек начинает реагировать на что-то, когда увидит и услышит это в потоке информации семь раз. Телевидение, медиа-ресурсы. Джаз не увидишь в большом объёме на экране.



– Игорь Бутман как менеджер смог бы помочь «раскрутить» альбом? Сделать гастрольный тур в его поддержку, представить западной публике?


– Бог дал человеку многообразные таланты, и не только музыкальные. Трудно сказать, какой из талантов Бутмана преобладает над другими. У него есть хватка, энергия. Многому он научился в Америке. Но самое главное – у Игоря колоссальная любовь к музыке. Он тратит на неё уйму времени. Биг-бэнд, джазовый клуб, гастроли, фестиваль «Триумф джаза», строительство Центра джазовой музыки в Москве – это же отнимает столько сил! И он первопроходец в своём роде. Поскольку никто из российских менеджеров не заработал на джазе больших денег. Бутман как раз двигается в этом новом для нашей страны направлении. Брэнд «Игорь Бутман» создаётся во имя популяризации всего отечественного джаза. И это, надеюсь, даст свои плоды. Так или иначе, но сегодняшний день для джаза всё равно лучше, нежели вчерашний. Сегодня непросто, а вчера было вообще невозможно. Поэтому Игоря, кстати, тут не было: он предпочитал находиться в США.



– Но вернёмся к фестивалю. Ваши ощущения?


– Мне очень нравится путешествовать со всеми этими ребятами! Более того, считаю, что нынешний фестиваль – событийный. Да, зрители снова увидели некоторые знакомые лица. Но я, как арт-директор, всегда ставлю перед собой задачу максимально насытить программу новыми для России именами. Часто сами музыканты-участники фестиваля рекомендуют кого-то на следующий сезон. Меня самого иногда повергает в настоящий нокаут, когда постфактум выясняется, каких великих исполнителей удаётся заполучить. Конечно, ты всегда знаешь творческую биографию артиста, однако в общении вскрываются такие факты, что просто теряешь дар речи! Планировать визит иностранных джазменов приходится загодя – у всех насыщенный график. И слава Богу, что многие готовы без раздумий включить «Джазовую провинцию» в распорядок своих гастрольных поездок.


Без поддержки сверху, без объединения всех ветвей местной власти, без их содействия фестивалю существовать очень сложно. Кризисные годы показали: некоммерческие проекты в области культуры практически не могут существовать без финансовых вливаний извне. Самые жизнеспособные – проекты государственные. Причём проводящиеся в странах с чётко выработанной политикой в отношении культурной сферы. У нас же зачастую трудно перебороть пренебрежение и отсутствие интереса у чиновников. Организация фестиваля уровня «Джазовой провинции» требует неимоверных денежных и моральных затрат. Колоссальная энергия уходит на диалоги. И девяносто процентов – пустые разговоры. Хорошо, что сейчас развивается взаимодействие с министром культуры России. Вообще, без участия государства я не вижу будущего для культуры. Без дотаций – нереально.


Босанова накануне первого снега


Липецкая остановка фестиваля ознаменовалась помимо всего прочего ещё одним маленьким праздником. У нашего гостя из Бразилии, композитора, пианиста, гитариста и певца Рике Пантожа, случился день рождения! Рике открывал программу первого дня, его лирические фантазии на тему босановы были встречены восторгом. Латиноамериканские ритмы программы «Бразилия в моём сердце» не оставили ни одного равнодушного в зале. Вообще, Пантожа – очень титулованный персонаж в мире музыки. Он на протяжении восьми лет играл с американским джазовым трубачом Четом Бейкером, с такими звёздами, как Карлос Сантана и Рики Мартин. Некоторым нашим соотечественникам особенно согреет сердца тот факт, что он автор некоторых песен к известным сериалам – «Санта-Барбара», «Богатые и знаменитые». Также его мелодии украсили рекламные ролики всемирно популярных торговых брэндов. Мы решили поздравить Рике с радостной датой, а читателям делаем подарок в виде эксклюзивного интервью.



– Рике, сердечно поздравляем! Как вам «Джазовая провинция»?


– Большая честь – оказаться в такой завидной компании! Надеюсь, что в будущем наше сотрудничество с фестивалем будет продолжаться. Меня приглашали и Леонид Винцкевич, и Джоэл Тейлор. Леонид – невероятный человек, хотя бы в смысле того, что он делает для вашей страны, знакомя людей с различными джазовыми направлениями и традициями. Джаз – форма искусства. И как форма искусства он очень свободен, свеж, поскольку позволяет комбинировать абсолютно все музыкальные стили.



– Что думаете об аудитории? Принимают ли вашу музыку, окрашенную безошибочным национальным колоритом, одинаково тепло в Бразилии – на вашей родине – и в других частях света?


– Отклик от зрителей отличный! Русские – гостеприимный народ, открытый к джазу, к импровизации. Хорошо, что зрители обнаруживают разные стороны и грани джазового материала. Вы видели сегодня на выступлении, что зал охотно подпевает, реагирует на течение композиции. Я счастлив играть здесь пьесы, которые написал сам, они – часть бразильской национальной культуры. Но при этом могу сказать, что везде реакция отличается. От страны к стране, и даже здесь – от города к городу всё по-разному. Например, где-то пели громче, реагировали более эмоционально. Специфика России в том, что это холодное место. Поэтому людей для начала требуется немного разогреть. Расположить к своей музыке. Факторов много. Иногда звук слишком сильный, что отпугивает аудиторию. А иногда, в комфортных акустических условиях, ты можешь заставить слушателей навострить уши, ловить мельчайшие нюансы произведения. Зачастую успех зависит даже не от того, как ты играешь, а от того, как тебя слушают. В любом случае, у музыки есть волшебное качество – достигать сердец, независимо от стиля. Я чувствую на себе благословение владеть этим чудесным инструментом. Бог наделяет каждого человека определённым даром. И когда мы делимся этим даром, тогда-то он и достигает своей истинной цели, раскрывается. Делишься, а получаешь взамен с лихвой: под звук твоей мелодии люди плачут и смеются, вспоминают своих возлюбленных и близких. Русские – романтики. Музыка, которая вышла с этой земли, повлияла на композиторов всего мира. Столько замечательных произведений родилось здесь! В других частях света – другие ритмы, другие гармонические сочетания нот. Мне кажется, что сегодня люди стали более любопытны, им интересно, что происходит за пределами их ареала проживания. «Какая у вас еда? Можно попробовать? Какая у вас музыка? Я хочу её услышать!» – вот отношение современных людей.


– Остаётся время знакомиться с коллегами, собравшимися здесь для общего дела?


– В этом турне целая куча прекрасных музыкантов! Сегодня я стоял на сцене с парнями (имеются в виду Кип Рид, Джоэл Тейлор и Николай Винцкевич), которым не требуется объяснять, как и что им играть, – они всё знают наперёд. Это чистое созидание, перетекающее из души в душу. Всегда интересно пробовать, как твои композиции зазвучат с тем или иным составом. Очень хотелось бы поджэмовать с русскими музыкантами.



– Вы, должно быть, успели побывать во многих уголках света. Но до России от Бразилии добираться – о-го-го!


– Вы правы. Я сменил несколько самолётов, потратил много часов в воздухе, чтобы добраться сюда. Было нелегко, признаюсь. Но оно того, вне всяких сомнений, стоило!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Творцы гармонии искусства

Сергей Малюков, laavo7@yandex.ru
// Культура

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование

В диалоге с депутатом Госдумы

Елена Леонидова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Критерии успеха «политеха»

 Сергей БАННЫХ // Образование

За мир и дружбу!

Олеся ТИМОХИНА  // Общество

Удивительная память

 Олеся ТИМОХИНА      // Общество

Корона для «Мисс Творчество»

 Анна СЕРГЕЕВА // Образование

Не работа, а сказка

 Юлия СКОПИЧ // Общество



  Вверх